Естественнонаучная направленность "Хотим все знать"
Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка разработана программа дополнительного образования «Хотим все знать» для детей дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Дополнительная образовательная программа «Хотим все знать» направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей.
Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
– Образовательные: формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента; формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента; формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи; знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.); знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.
– Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать интерес к поисковой деятельности; развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность; развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
– Воспитательные: воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности; воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий; воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой; воспитывать бережное отношение к природе; формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
В основу программы положены принципы:
– опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
– актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
– индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
– системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
– организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
– креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого-педагогических условий организации учебного процесса:
– материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
– в ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
– активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
– материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
– необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и
процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая предложенный материал.