Хотим все знать Синицына М.Ю. подписан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым для
детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № 1
от «25» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ №122/3 от 25.08.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Хотим все знать»
Направленность - естественнонаучная
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень - общекультурный (ознакомительный)
Возраст обучающихся - 3-5 лет
Составитель: Синицына Марина Юрьевна,
педагог дополнительного образования

Кузьменко
Ольга
Владимировна
г. Керчь
2022 г.

Подписано цифровой подписью: Кузьменко Ольга
Владимировна
DN: c=RU, st=Республика Крым, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И МЕДИКОСОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ",
1.2.643.100.3=120B3138323736373632353132,
1.2.643.3.131.1.1=120C393131313039353933333531,
email=srckerch@mail.ru, givenName=Ольга Владимировна,
sn=Кузьменко, cn=Кузьменко Ольга Владимировна
Дата: 2023.03.13 10:24:10 +03'00'

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Хотим все знать» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14.07.2022);
2.
Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020);
3.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
№216);
6.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. 996-р;
7.
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
8.
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9.
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
11. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;

2

12. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
14. Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.16 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
15. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
16. Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
17. Методическими рекомендациями для педагогических работников и
руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
различной
направленности
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ», Симферополь, ГБОУДПО
РК КРИППО,2021;
18. Приказом Министерства образования, науки и молодёжи РК от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
19. Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
города Керчи Республики Крым для детей, нуждающихся в психологопедагогическом и медико-социальном сопровождении «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»;
20. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной и составлена на основе
авторской программы Дыбиной О.В., Щетининой В.В., Поддьякова Н.Н.
«Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности
детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ «СФЕРА», 2017г.
Направленность Программы «Хотим все знать» - естественнонаучная.
Актуальность Программы продиктована требованием времени и
заключается в том, что на современном этапе развития дошкольного образования
развитие познавательного интереса и активности - одна из актуальных проблем
детского воспитания.
3

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит
практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который
дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования
идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы,
так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа,
сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное
влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на
развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности
характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели,
сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения
и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на
познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и
полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются
осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все
виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению
распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога
возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда
ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо
способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью
наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов,
обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного
возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения
или опровержения собственных представлений, управления теми или иными
явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь,
самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его
предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Новизна Программы состоит в специфике ее содержания,
образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные
особенности детей, их возможности и потребности. В поэтапном развитии
умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками
экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания
знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Педагогическая целесообразность данной Программы направлена на
развитие поисково-исследовательской деятельности детей 3 - 5 лет.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий,
образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного
возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования
4

осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования.
Отличительные особенности Программы заключаются в том,
что содержание педагогической работы по реализации данной программы
строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей
дошкольников (ручной умелости, стремления к открытиям и др.). Освоение
детьми операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности
рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением
структурой деятельности. Акцентирование не столько на содержательной
стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации
деятельности детей по его усвоению, что значимо для развития
интеллектуальных и творческих способностей. Ориентация педагога на
обеспечение необходимого уровня интеллектуально личностного, творческого
развития детей.
Адресат Программы: воспитанники в возрасте от 3 лет до 5 лет.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает
минимальную сложность предлагаемого материала для освоения содержания.
Общее количество часов, необходимых для освоения программы, составляет 36
часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень обучения
Общекультурный
(ознакомительный)

Год
обучения
1 год

Количество Количество Объем
учащихся в часов
в программы
группе
неделю
5-6 человек
1
36 часов

Возраст
учащихся
3-5 лет

Уровень Программы - общекультурный (ознакомительный).
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате, в виде игрэкспериментов, игр-путешествий, простейших поисковых и проблемных
ситуаций, целевых экскурсий, сбора материала для занятий вместе с
воспитателем.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки воспитанников.
5

В данной Программе педагог, исходя из интересов детей, уровня их
подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность изложения
материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы
занятий.
Наполняемость в группе составляет 5-6 человек. Состав группы –
переменный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1 раз в неделю,
продолжительность занятия - 30 минут, 36 часов в год.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: способствовать формированию и развитию познавательных
интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные задачи:
-формировать умение видеть и выделять проблему эксперимента;
-формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
-формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной
деятельности;
-формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи;
-знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,
сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.);
-знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость,
направления.
Развивающие задачи:
-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- формировать интерес к поисковой деятельности;
-развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и
земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Личностные задачи:
- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и
совместной деятельности с другими детьми;
- развивать навыки социального поведения;
- формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
-развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость,
решительность, любознательность, активность;
1.3 Воспитательный потенциал Программы
Воспитательная работа в рамках программы «Хотим все знать» направлена
на усиление желания ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и
работать самостоятельно; развитие самостоятельности в повседневной жизни, в
6

различных видах детской деятельности; воспитание умения четко соблюдать
необходимую последовательность действий, организовать свое рабочее место,
убирать за собой; бережно относиться к природе; формировать опыт выполнения
правил техники безопасности при проведении экспериментов.
1.4. Содержание Программы
Таблица 2
Учебный план
№
занят
ия

Содержание
занятий в плане

Количество часов
Формы
всего
теория практика аттестации и
контроля

1.

Нюхаем, пробуем, трогаем

1

0,5

0,5

2.

Почему все звучит?

1

0,5

0,5

3.

Почва

1

0,5

0,5

4.

1

0,5

0,5

5.

Почва и подземные
обитатели
Загрязнение почвы

1

0,5

0,5

6.
7.

Прозрачная вода
Вода принимает форму

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

8.
9.

Какие предметы могут плавать?
Делаем мыльные пузыри

1
1

0,5

1
0,5

10.

Подушка из пены

1

0,5

0,5

11.

Что растворяется в воде

1

0,5

0,5

12.

Поиск воздуха

1

0,5

0,5

13.

Откуда берется ветер?

1

0,5

0,5

14.

Ветер и волны

1

0,5

0,5

15.

Воздух работает

1

0,5

0,5

16.

Игры с соломинкой

1

0,5

0,5

17.

Разноцветные шарики

1

0,5

0,5

18.

Замерзшая вода

1

0,5

0,5

19.

Взаимодействие воды и снега

1

0,5

0,5

20.
21.

Как согреть руки
Волшебный мешочек

1
1

0,5
-

0,5
1

22.

Что отражается в зеркале

1

0,5

0,5

23.

Песок и глина

1

-

1

7

Педагогическ
ое
наблюдение

Выставка
детских работ

24.

Знакомство с камнем

1

-

1

25.

Каждому камешку свой домик

1

-

1

26.

Ткань, ее качества и свойства

1

-

1

27.

Свет повсюду

1

0,5

0,5

28.

Свет и тень

1

0,5

0,5

29.

Испытание магнита

1

0,5

0,5

30.
31.

Дерево и его свойства
Необычные кораблики

1
1

0,5
-

0,5
1

32.

Волшебное сито

1

0,5

0,5

33.

Свойства песка

1

0,5

0,5

34.

Цветной песок

1

0,5

0,5

35.

Здравствуй, солнечный зайчик!

1

0,5

0,5

36.

Фонтанчики

1

0,5

0,5

Итого часов

36

14,5

21,5

Открытое
занятие

Содержание учебного плана
1. «Нюхаем, пробуем, трогаем» (1 час)
Теория: Знакомство с органами чувств, их назначением.
Практика: Игры «Угадай, что звучит?», «Отгадай по запаху», «Отгадай на вкус»,
«Отгадай на ощупь».
2. «Почему все звучит?» (1 час)
Теория: Знакомство со звуком, с источниками звука.
Практика: Извлечение звука из различных предметов.
3. «Почва» (1 час)
Теория: Знакомство с почвой и подземными жителями.
Практика: Извлечение воздуха из почвы
4. «Почва и подземные обитатели» (1 час)
Теория: Знакомство с правилами поведения на природе.
Практика: Сравнение образцов почвы
5. «Загрязнение почвы» (1 час)
Теория: Как происходит загрязнение почвы.
Практика: Эксперименты с чистой и загрязненной водой.
6. «Прозрачная вода» (1 час)
Теория: Знакомство со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет
вес). Правила поведения при играх с водой.
Практика: Сравнивание по весу пустой и наполненной водой банок, наполнение
стеклянной банки водой с помощью различных предметов, игра «Узнай и
назови».
7. «Вода принимает форму» (1 час)
Теория: Правила поведения при опытах с водой.
8

Практика: Заполнение разных по форме сосудов водой, сравнение количества
воды в разных сосудах, зарисовывание результатов.
8. «Какие предметы могут плавать?» (1 час)
Практика: Сравнение плавучести предметов, сделанных из разных материалов.
9. «Делаем мыльные пузыри» (1 час)
Теория: Знакомство со свойствами жидкого мыла, рассматривание картинки
«Девочка играет с мыльными пузырями».
Практика: Изготовление мыльных пузырей, игра «Какой формы пузыри, какой
летит дальше, выше?»
10. «Подушка из пены» (1 час)
Теория: правила поведения при работе с водой, мылом. Способы изготовления
мыльной пены.
Практика: Приготовление мыльной пены, сравнение предметов для взбивания,
проверка различных предметов на плавучесть в мыльной пене.
11. «Что растворяется в воде» (1 час)
Теория: Правила поведения при играх с водой. Растворимость различных
веществ (мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный
порошок).
Практика: Проведение опытов по изучению растворимости различных веществ.
12. «Поиск воздуха» (1 час)
Теория: Что такое воздух? Что мы вдыхаем носом? Для чего он нужен? Можем
ли мы его увидеть?
Практика: Игровое упражнение «Почувствуй воздух», опыт с пустой бутылкой
и водой, надувание шариков.
13. «Откуда берется ветер?» (1 час)
Теория: Знакомство с понятием ветра – движением воздуха, со свойствами
теплого и холодного воздуха.
Практика: Опыт с двумя свечами у приоткрытой на улицу двери.
14. «Ветер и волны» (1 час)
Теория: Закрепить понятие ветра, познакомить с предметами, создающими
ветер.
Практика: Игры с водой и веерами - показать образование волн.
15. «Воздух работает» (1 час)
Теория: Дать представление о том, что ветер может двигать предметы (парусные
суда, воздушные шары и т.д.)
Практика: Изготовление парусной лодочки, игры с водой и лодочкой, надувание
и игры с воздушным шариком.
16. «Игры с соломинкой» (1 час)
Теория: Для чего человеку нужен воздух, как он попадает внутрь, как можно его
увидеть.
Практика: Рассматривание трубочек, игры с трубочками и водой.
17. «Разноцветные шарики» (1 час)
Теория: Как получить путем смешивания основных цветов новые оттенки:
оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
9

Практика: Эксперименты по получению новых цветов путем смешивания
основных, фиксация результатов с помощью моделей – кругов, раскрашивание
шариков.
18. «Замерзшая вода» (1 час)
Теория: Знакомство со льдом, его свойствами. Знакомство с айсбергом.
Практика: Опыты со льдом.
19. «Взаимодействие воды и снега» (1 час)
Теория: Знакомство со свойствами льда, как получить лед.
Практика: Опыты со льдом, получение льда.
20. «Как согреть руки» (1 час)
Теория: Рассматривание открытки с изображением Деда Мороза и Снегурочки,
обращая внимание на то, что они всегда одеты в шубы. Знакомство со способами
согреть руки.
Практика: Лепка из снега Деда Мороза и Снегурочки, опыты с согреванием
фигурок. На прогулке разными способами (хлопки в ладоши, трение руки об
руку) согревание рук.
21. «Волшебный мешочек» (1 час)
Практика: Игра «Угадай-ка», определение по звуку упавшего на пол, в воду, в
песок предмета его тяжести.
22. «Что отражается в зеркале» (1 час)
Теория: Знакомство с понятием «отражение».
Практика: Поиск предметов, способных отражать, выполнение задания «Найди
и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение».
23. «Песок и глина» (1 час)
Практика: Изучение свойства песка и глины впитывать воду, рассматривание
через лупу частичек песка и глины.
24. «Знакомство с камнем» (1 час)
Практика: На прогулке сбор камней, группируя их по размеру, цвету, форме,
текстуре. Знакомство с характерными особенностями каждого камня.
25. «Каждому камешку свой домик» (1 час)
Практика: Изучение камней в соответствии с моделью. Сортировка камней по
заданным признакам. Игра с камешками «Выложи картинку».
26. «Ткань, ее качества и свойства» (1 час)
Практика: Изучение свойств и качества различных тканей. Составление
алгоритма описания свойств материала.
27. «Свет повсюду» (1 час)
Теория: Знакомство с природными и искусственными источниками света.
Практика: Определение темно или светло в настоящее время. Почему?
Эксперименты с фонариком. Игра «Свет бывает разный».
28. «Свет и тень» (1 час)
Теория: Знакомство с искусственными источниками света.

10

Практика: Элементарный опыт «Почему не видно?». Игра «Природные и
искусственные источники света». Игры с тенью «Угадай животное», «Как зовут
эту тень?».
29. «Испытание магнита» (1 час)
Теория: рассматривание игры на магнитной основе. Знакомство с магнитом и его
особенностями.
Практика: Проверка подъемной силы магнита. Соревнование «Кто быстрее
соберет магнетические предметы». Опыт по доставанию металлической скрепки
из стакана с водой при помощи магнита.
30. «Дерево и его свойства» (1 час)
Теория: Знакомство со свойствами дерева, какую пользу приносят деревья.
Практика: Опыты «Дерево горит», «Дерево непрозрачное», «Дерево не тонет»,
«Дерево удерживает тепло».
31. «Необычные кораблики» (1 час)
Практика: Игры-опыты с бутылочками и водой.
32. «Волшебное сито» (1 час)
Теория: Знакомство со способом отделения разных фракций вещества с
помощью сита.
Практика: Отделение риса от манки, камешков от песка с помощью сита.
33. «Свойства песка» (1 час)
Теория: Закрепление представления о свойствах песка, знания где живут
животные.
Практика: На участке: игры с песком, оставление различных отпечатков,
ориентирование по плану-схеме, строительство домиков для разных животных.
34. «Цветной песок» (1 час)
Теория: Знакомство со способом изготовления цветного песка, правилами
пользования теркой.
Практика: Измельчение мела при помощи терки. Изготовление цветного песка.
Игры с цветным песком и мелкими игрушками.
35. «Здравствуй, солнечный зайчик!» (1 час)
Теория: Как можно получить солнечный зайчик.
Практика: Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
36. «Фонтанчики» (1 час)
Теория: Знакомство с фонтанами. Для чего они нужны? Можно ли фонтанчик
изготовить самостоятельно?
Практика: Изготовление при помощи гвоздя из пластиковой бутылки
фонтанчика. Игры с полученными фонтанчиками.
1.5. Планируемые результаты
К концу года воспитанники продемонстрируют следующие результаты.
Образовательные. Воспитанники будут:
- видеть и выделять проблему эксперимента;
11

- принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
- уметь отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- познакомятся с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,
сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.); с основными видами и
характеристиками движения: скорость, направления.
Развивающие. У воспитанников будут:
- развиты познавательная активность в процессе экспериментирования;
- сформирован интерес к поисковой деятельности;
- сформированы представления об основных физических явлениях: магнитное и
земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Личностные. У воспитанников будут:
- развиты навыки социального поведения;
- сформировано позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
- развиты личностные свойства: целеустремленность, настойчивость,
решительность, любознательность, активность;
К концу учебного года воспитанники будут знать и уметь:
- явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
- правила охраны природы;
- правила личной безопасности;
- выслушивать инструкции и запоминать;
- проводить элементарные исследования и эксперименты;
- уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при
коллективном труде;
- формулировать выводы, делать небольшие заключения.
Иметь представление:
- о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
- о приспосабливании растений к условиям жизни;
- о свойствах металла;
- предвидеть последствия действий, выполняемых впервые.

12

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
- начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –25 мая;
- начало учебных занятий не ранее 9 час, окончание – не позднее 18 часов;
- продолжительность учебного года 36 недель;
- объем программы 36 часов в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.
Таблица 3
Календарный учебный график
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Недели
обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13

Аттестация/формы
контроля
Педагогическое
наблюдение

Всего часов:
36
4

4

4

Фотовыставка
«Мы
экспериментируем»

4

4

4

4

4

Открытое

4

34
35
36

1
1
1

занятие

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
- групповая комната (хорошо освещенное, проветриваемое помещение);
- стол – 6 шт.;
- стулья – 6 шт.;
- шкаф для пособий – 1 шт.;
- доска магнитно-маркерная – 1 шт.;
- дидактический материал;
- демонстрационный материал;
- приборы и средства наглядности.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования Синицына
Марина Юрьевна, педагогический стаж работы - 16 лет.
Методическое обеспечение.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. При организации
образовательного процесса учитываются следующие моменты: материал должен
обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт
его предшествующего обучения, в ходе деятельности должно быть постоянное
согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний, активное
стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность
саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, материал должен
быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении
заданий, решений задач, необходимо обеспечить контроль и оценку не только
результата, но и процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые
осуществляет ребенок, усваивая предложенный материал.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении воспитанник
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
- игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех
психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя
игровую роль, воспитанник подчиняет этой задаче все свои сиюминутные
действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем
по прямому заданию взрослого;
- эвристическое обучение позволяет подвести воспитанников, с помощью
умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
14

- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
воспитанников:
- объяснительно - иллюстративные (воспитанники усваивают и воспроизводят
готовую информацию);
- репродуктивные (воспитанники воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устно);
- мотивация (настрой воспитанника на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий:
- дидактические, подвижные игры;
- целевые экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- сбор материала для занятий вместе с воспитателем;
- развлечения со сказочными персонажами.
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
- приветствие;
- объявление темы и цели занятия;
- повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
- объяснение нового материала;
- практическая работа;
- подведение итогов занятия;
- уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Методические разработки:
- раздаточный материал;
- разработки конспектов занятий, практических заданий, упражнений.
Дидактические материалы: задания, упражнения, демонстрационный
материал.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в
течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде педагогического
наблюдения, где изучаются отношения воспитанника к выбранной деятельности,
его способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: фотовыставка.
Формы итогового контроля: итоговое открытое занятие.
15

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты оценки
ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в которой
отражает уровень освоения обучающимися Программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Успешной реализации Программы должны способствовать различные
виды групповой и индивидуальной работы: целевые экскурсии, игрыкоммуникации, эксперименты, познавательные игры, фотовыставки.

16

2.4. Список литературы
1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой
деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ Сфера, 2005
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. – М., ТЦ Сфера, 2007 г.
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост.
Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой, соответствующая Федеральным государственным требованиям;
5. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: М., Аркти, 2008
6. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Пособие по экологическому образованию
дошкольников. – М., Карапуз-Дидактика, 2005.
7. Шапиро А.Н. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и
беседы с дошкольниками. - © Образовательные проекты, 2020
8. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Лужа. – СПб., Речь,
Образовательные проекты, 2009

17

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
воспитанников осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных
испытаний в процессе обучения за воспитанниками;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- открытое занятие.
3.2. Методические материалы
План - конспект открытого итогового занятия (Приложение 2)
3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение 3)
3.4. Лист корректировки (Приложение 4)

18

19

Знания. Умения. Навыки.

Сформированность ЗУН каждого обучающегося в баллах

Умение контролировать собственные чувства и эмоции

Представление об основных физических явлениях: магнитное
и земное притяжение, электричество, отражение и
преломление света и др.

Умение работать в группе сверстников, умение действовать
по инструкции.

Личностные свойства: целеустремленность, настойчивость,
решительность, любознательность, активность

Интерес к поисковой деятельности

Познавательная активность в процессе экспериментирования

Умение устанавливать причинно-следственные связи

ФИО
обучающихся
Умение отбирать средства и материалы для самостоятельной
деятельности

№
Умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента

Умение видеть и выделять проблему эксперимента

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе
«Хотим все знать»
Дата проведения диагностики__________________
ИТОГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ИТОГО
сформированность
ЗУН группы в %

Педагог ДО_________________________

ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе,
методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь),
промежуточная (январь, февраль), итоговая (май). В связи со спецификой
работы учреждения, с наличием переменного состава воспитанников в составе
группы, не все воспитанники учреждения смогут принять участие
промежуточном этапе оценивания.

20

Приложение 2

План-конспект открытого итогового занятия
Тема «Свойства воздуха»
Цель: обобщить представления детей о воздухе.
Задачи:
- систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании
свойств воздуха человеком. Формировать основы экологического сознания.
- развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать
выводы.
- развивать интеллектуальные способности, художественное восприятие
произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.
Оборудование: сосуд с водой, пакет, стеклянная банка, кубики,
соломинка (коктейльная трубочка), резиновый шар, мяч, веер, веточка с
листочками; сюжетная картина «Охрана воздуха от загрязнения».
Аудиозаписи «Старинная французская песня» П.И.Чайковского, шума ветра.
Репродукции
картин,
изображающих
море,
суда.
(И.
Айвазовский «Радуга», Н.Н. Дубовской «Притихло», А. Рылов «В голубом
просторе»). Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе
Салтане». Загадки.
Ход занятия
I. Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.
Педагог: Давайте с вами закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Крабле, крибле, бумс!» Сейчас мы с вами находимся в волшебной
лаборатории.
Посмотрите внимательно и подумайте, что нельзя раскрасить?
(воздух)
Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом
мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем
нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело
задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было
воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на
всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.
II. Обнаружение воздуха в различных предметах, свойства
воздуха.
1. Игра-поиск «Где живет воздух?» (педагог показывает стеклянную
банку с камешками)
Посмотрите, что это? (стеклянная банка.) Что в ней находится
(камешки). Если уберём камешки, что останется в банке? (воздух) Какого
цвета воздух? (бесцветный, прозрачный).
(Перед каждым ребенком на столе прозрачный пакет)
Педагог предлагает взять пакет в руки, встряхивает его, закручивает
его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит?
(мешочек надувается) Что же надуло пакет? (воздух)
21

2. Опытно - экспериментальная деятельность «Воздух есть в воде».
(Перед каждым ребенком на столе стоит стакан с водой и соломинкой)
Педагог: Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в
стакан с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду
через палочку. Что вы видите? (пузырьки) Что это значит? (в воде есть
воздух).
«Воздух есть в сахаре».
(Перед каждым ребенком на столе стакан с водой, кусочек сахара)
Педагог: Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что
вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки) Педагог: Что это
значит? (В сахаре есть воздух)
Вывод: воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом
пакете, в сахаре.
Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»
Педагог: (Достает не надутый воздушный шар) Дети, что это такое?
(шарик) Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький) Шарик
просит меня, чтобы я его надула. (педагог надувает шар)
Чем наполнили шар? (воздухом). Каким стал шар? (большим,
прозрачным). Тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее). Что случится, если
шарик заполнить большим количеством воздуха (он лопнет). (Педагог
отпускает шар, не завязав его).
Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще
находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда)
(показывает резиновый мяч)
III. Движение воздуха
Педагог: Дети, какие поделки вы смастерили на занятиях? (веер,
веточку с листочками, вертушку) Педагог: Что общее между этими
поделками? (перед каждым ребенком на столе веер)
Помашем веером у лица. Какое при этом возникает ощущение? (У
лица движется воздух)
Вывод. Воздух может перемещаться с одного места на другое, мы
говорим, что дует ветер. (Звучит аудиозапись шума ветра)
Педагог: Дети, какие загадки вы знаете про ветер? (Дети загадывают
загадки)
Неизвестно, где живет.
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь
Без рук, без ног стучитВ избу просится.
Рукой махнул,
Дерево погнул.
Дети, почему вы думаете, что эти загадки про ветер? Что делает ветер?
(гнет деревья, летит, свистит, стучит)
22

Вывод: ветер заставляет двигаться другие предметы.
Сенсорное упражнение "Ветер, ветер, ты какой?"
(Перед каждым ребенком на столе веточка с листочками)
Педагог: Подуем на веточку с листочками тихо и сильно. Что
происходит с веточкой и листочками? (От дуновения тихого ветра листья
колышутся. А когда дует резкий ветер качаются веточки.)
IV. Физкультминутка
Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу. (Плавные движения рук
вверх, вниз)
Хочу налево посвищу, (наклон влево)
Могу подуть направо, (наклон вправо)
Могу подуть вверх - в облака, (Медленно поднимают руки вверх наклоны)
А пока - я тучи разгоняю. (Кружатся на месте)
V. Поэты и художники о ветре.
Педагог: Сравним, как одно и тоже явление природы воспринимают
поэт и художник. Ребята, послушайте строфы о ветре А.С.Пушкина.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
на раздутых парусах.
Педагог: Кто скажет, эти строфы, которые вы сейчас услышали, из
какой сказки А.С. Пушкина? (Сказка о Царе Салтане)
Что делает ветер в сказке А.С. Пушкина? (гоняет стаи туч, волнует
синее море, веет на просторе, гуляет по морю, подгоняет кораблик, бежит в
волнах)
(Педагог
выставляет
на
доску
картину
И.Айвазовского «Радуга», картину
А.
Рылова «В
голубом
просторе», картину Н.Н. Дубовского «Притихло»)
Что общее на трех картинах? (Художники изобразили море и
корабли.)
Какой ветер изобразил художник А.Рылов? (легкий, приятный,
ласковый)
На какой картине изображен разрушительный, ураганный, холодный
ветер? (На картине И.Айвазовского «Радуга») Какие волны поднимает такой
ветер (огромные)
Какой ветер изобразил художник Н.Н. Дубовской (слабый, теплый)
VI. Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от
загрязнения»
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
23

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват…
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий. (небо)
Что такое небо? (Небо-толстый слой воздуха)
(Показывает картину с изображением природы и завода)
Педагог: Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова
можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (Завод.
Трубы выбрасывают в воздух дым, сажу)
Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.) Что
можете рассказать о лесе? (Чем больше растений, тем чище воздух. Растения
- это зеленый наряд планеты. Лес - это земляная лаборатория, которая
вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.)
Педагог: Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов
устраивают уловители дыма.) Что можно делать для леса? (Сажать и
выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями) О чем
эта картина? (Человеку природа дала воздух и люди должны не только брать,
но и беречь, охранять воздух от загрязнения.)
Педагог: Давайте лес любить, оберегать
Природе в этом деле помогать.
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!
VII. Игра «Летающие шары»
(Звучит «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского)
Дети подбрасывают шары вверх и ловят.
Педагог: Что это за невидимка, который нам нужен? (воздух)
Воспитатель. Что такое лес? (Лес - это не только украшение земли, но и
источник здоровья)

24

Приложение 3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № 1
от «25» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ №122/3 от 25.08.2022г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2022 /2023 учебный год по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Хотим все знать»
Количество часов в неделю - __ ч /на год - ___ ч.
Возраст обучающихся 3-5 лет
Тематическое планирование составила ____________________/_______

25

Название программы «Хотим все знать»
№
п\п

Название темы занятий

Количество
часов

Дата по расписанию
По
плану

1
1
1

9.
10.
11.
12.

Нюхаем, пробуем, трогаем
Почему все звучит?
Почва
Почва и подземные
обитатели
Загрязнение почвы
Прозрачная вода
Вода принимает форму
Какие предметы могут
плавать
Делаем мыльные пузыри
Подушка из пены
Что растворяется в воде
Поиск воздуха

13.
14.
15.
16.
17.

Откуда берется ветер?
Ветер и волны
Воздух работает
Игры с соломинкой
Разноцветные шарики

1
1
1
1
1

18.
19.

1
1

20.

Замерзшая вода
Взаимодействие воды и
снега
Как согреть руки

21.
22.

Волшебный мешочек
Что отражается в зеркале

1
1

23.
24.
25.

Песок и глина
Знакомство с камнем
Каждому камешку свой
домик
Ткань, ее качества и
свойства
Свет повсюду
Свет и тень
Испытание магнита
Дерево и его свойства
Необычные кораблики
Волшебное сито

1
1
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
26

По факту

Примечание
(корректировка)

33.
34.
35.
36.

Свойства песка
Цветной песок
Здравствуй, солнечный
зайчик!
Фонтанчики
Итого часов

1
1
1
1
36

27

Приложение 4

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Хотим все знать»
№

Причина корректировки

Дата

28

Согласование с
заместителем
директора
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».