Дополнительная программаСиницына М.Ю. Хотим все знать 2021-2022 уч. г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………………...3
2. Учебно-тематический план………………………………………………8
3. Календарно-тематический план………………………………………….9
4. Содержание программы…………………………………………………10
5. Организационно-педагогические условия реализации программы…..14
6. Список литературы………………………………………………………15
7. Примечания……………………………………………………………….16

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С

введением

Федерального

Государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская
деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно

исследовательская

деятельность

помогает

ребенку

соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, ребенок сегодня
должен обладать такими качествами как, любознательность, активность,
побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС,
является

познавательное

развитие,

таким

образом,

познавательно-

исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира,
экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе
становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка,
открывающие

возможности

для

его

позитивной

социализации,

его

личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её
решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной
социализации личности.
В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает
возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность,
упорядочить свои представления о мире. Главное достоинство метода
экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные
представления

о

различных

сторонах

изучаемого

объекта,

о

его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе
эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
3

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать
обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Как

показывают

результаты

исследований,

детское

экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью,
таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской
активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать
результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже
имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных
закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в
окружающей среде.
Понимая

значение

экспериментирования

для

развития

ребенка

разработана программа дополнительного образования «Хотим все знать» для
детей дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в
организации

посильной,

интересной

экспериментально-исследовательской

и

адекватной

деятельности

для

возрасту

формирования

естественнонаучных представлений дошкольников.
Дополнительная образовательная программа «Хотим все знать»
направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления,
освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских
способностей.
Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство
детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности
человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Цель

программы:

познавательных

интересов

способствовать
детей

через

деятельность.

4

формированию

и

развитию

опытно-экспериментальную

Задачи:
– Образовательные: формировать умение детей видеть и выделять
проблему эксперимента; формировать умение принимать и ставить перед
собой цель эксперимента; формировать умение отбирать средства и
материалы для самостоятельной деятельности; формировать умение детей
устанавливать

причинно-следственные

связи;

знакомить

ребенка

с

различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость,
плавучесть и т. д.); знакомить с основными видами и характеристиками
движения: скорость, направления.
– Развивающие: развивать познавательную активность в процессе
экспериментирования; формировать интерес к поисковой деятельности;
развивать

личностные

свойства:

целеустремленность,

настойчивость,

решительность, любознательность, активность; развивать представления об
основных

физических

явлениях:

магнитное

и

земное

притяжение,

электричество, отражение и преломление света и др.
– Воспитательные: воспитывать самостоятельность в повседневной
жизни, в различных видах детской деятельности; воспитывать умение четко
соблюдать необходимую последовательность действий; воспитывать умение
организовать свое рабочее место, убирать за собой; воспитывать бережное
отношение к природе; формировать опыт выполнения правил техники
безопасности при проведении экспериментов.
В основу программы положены принципы:
– опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в
качестве одного из источников обучения;
– актуализация результатов обучения, предполагающая применение на
практике приобретенных знаний, умений, навыков;
– индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет
индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом,
групп и каждого ребенка в отдельности;
5

– системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного
соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и
оценивания результатов, а также создание целостности

знаний об

окружающем мире;
– организация совместной работы педагога и детей, предполагающая
планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
– креативность обучения, предполагающая реализацию творческих
возможностей педагога и детей.
Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи
экспериментирования

является

соблюдение

следующих

психолого-

педагогических условий организации учебного процесса:
– материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного
опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
– в ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта
ребенка с содержанием задаваемых знаний;
–

активное

стимулирование

ребенка

к

деятельности

должно

обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе
овладения знаниями;
– материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел
возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
– необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и
процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые осуществляет
ребенок, усваивая предложенный материал.
Программа «Хотим все знать» рассчитана на 1 учебный год, 36 часов.
Разработана для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет и рассчитана
на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (до 10 человек) 30 минут.
В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные
минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал
между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.
6

Ожидаемые результаты:
Ребенок знает:
– явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
– правила охраны природы;
– правила личной безопасности.
Имеет представление:
– о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
– о приспосабливании растений к условиям жизни;
– о свойствах металла;
– предвидеть последствия действий, выполняемых впервые.
Умеет:
– выслушивать инструкции и запоминать;
– проводить элементарные исследования и эксперименты;
– уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при
коллективном труде;
– формулировать выводы, делать небольшие заключения.
Форма подведения итогов – фотоотчет.

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Тема НОД
Нюхаем, пробуем, трогаем
Почему все звучит?
Почва
Почва и подземные обитатели
Загрязнение почвы
Прозрачная вода
Вода принимает форму
Какие предметы могут плавать
Делаем мыльные пузыри
Подушка из пены
Что растворяется в воде
Поиск воздуха
Откуда берется ветер?
Ветер и волны
Воздух работает
Игры с соломинкой
Разноцветные шарики
Замерзшая вода
Взаимодействие воды и снега
Как согреть руки
Волшебный мешочек
Что отражается в зеркале
Песок и глина
Знакомство с камнем
Каждому камешку свой домик
Ткань, ее качества и свойства
Свет повсюду
Свет и тень
Испытание магнита
Дерево и его свойства
Необычные кораблики
Волшебное сито
Свойства песка
Цветной песок
Здравствуй, солнечный зайчик!
Фонтанчики
Итого

8

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Тема НОД

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Нюхаем, пробуем, трогаем
Почему все звучит?
Почва
Почва и подземные обитатели
Загрязнение почвы
Прозрачная вода
Вода принимает форму
Какие предметы могут плавать
Делаем мыльные пузыри
Подушка из пены
Что растворяется в воде
Поиск воздуха
Откуда берется ветер?
Ветер и волны
Воздух работает
Игры с соломинкой
Разноцветные шарики
Замерзшая вода
Взаимодействие воды и снега
Как согреть руки
Волшебный мешочек
Что отражается в зеркале
Песок и глина
Знакомство с камнем
Каждому камешку свой домик
Ткань, ее качества и свойства
Свет повсюду
Свет и тень
Испытание магнита
Дерево и его свойства
Необычные кораблики
Волшебное сито
Свойства песка
Цветной песок
Здравствуй, солнечный зайчик!
Фонтанчики

Планируемая Фактическая
дата
дата
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
май

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1. «Нюхаем, пробуем, трогаем»
Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении
(уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).
Тема №2. «Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука:
колебание предмета.
Тема №3. «Почва»
Цель: показать, что в почве есть воздух.
Тема №4. «Почва и подземные обитатели»
Цель: показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на
тропинках, на игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных
обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно
прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Тема №5. «Загрязнение почвы»
Цель: показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные
последствия этого.
Тема №6. «Прозрачная вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Тема №7. «Вода принимает форму»
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Тема №8. «Какие предметы могут плавать»
Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что
плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Тема №9«Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей,
со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

10

Тема №10. «Подушка из пены»
Цель: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной
пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Тема №11. «Что растворяется в воде»
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде
различных веществ.
Тема №12. «Поиск воздуха»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его
свойство - невидимость.
Тема №13. «Откуда берется ветер?»
Цель: познакомить детей с понятием ветра – движением воздуха.
Тема №14. «Ветер и волны»
Цель: закрепить с детьми понятие ветра, показать образование волн.
Тема №15. «Воздух работает»
Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать
предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
Тема №16. «Игры с соломинкой»
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить
его.
Тема №17. «Разноцветные шарики»
Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки:
оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Тема №18. «Замерзшая вода»
Цель: выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из
воды.
Тема №19. «Взаимодействие воды и снега»
Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей
воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму
емкости, в которой находится.
11

Тема №20. «Как согреть руки»
Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться
(трение, движение; сохранение тепла).
Тема №21. «Волшебный мешочек»
Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от
материала.
Тема №22. «Что отражается в зеркале»
Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы,
способные отражать.
Тема №23. «Песок и глина»
Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить
их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Тема №24. «Знакомство с камнем»
Цель: познакомить с камнями – различными по форме и текстуре,
познакомить со свойствами камня.
Тема №25. «Каждому камешку свой домик»
Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям
поверхности

(гладкие,

шероховатые);

показать

детям

возможность

использования камней в игровых целях.
Тема №26. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщина,
структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется,
режется, рвется, намокает, горит).
Тема №27. «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут
быть природные (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные
людьми (лампа, фонарик, свеча).
Тема №28. «Свет и тень»
Цель: показать детям способы использования различных материалов и
инструментов для исследования тени.
12

Тема №29. «Испытание магнита»
Цель: познакомить детей с магнитом и его особенностями; опытным
путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
Тема №30. «Дерево и его свойства»
Цель: познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение
определять существенные признаки и свойства материала (структуру
поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит).
Тема №31. «Необычные кораблики»
Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать
наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила
безопасности при обращении с предметами из стекла.
Тема №32. «Волшебное сито»
Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка,
мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
Тема №33. «Свойства песка»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить
любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить
конструктивные умения.
Тема №34. «Цветной песок»
Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка
(перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.
Тема №35. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить
пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Тема №36. «Фонтанчики»
Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное
настроение.

13

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
1. Метод наблюдения (распознающего характера, в ходе которых
формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; за
изменением и преобразованием объектов).
2. Игровой метод (опыт).
3. Словесные методы (рассказы воспитателя. Основная задача этого
метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или
явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей,
побуждает их к обмену впечатлениями. Рассказы детей. Этот метод направлен
на

совершенствование

знаний

и

умственно-речевых

умений

детей.

Художественное слово. Загадки. Напоминание о последовательности работы.
Совет. Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их
обобщения и систематизации).
4. Информационно-коммуникативные технологии (компьютер).
Формы работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
Формы реализации программы:
– целевые экскурсии;
– тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
– чтение художественной литературы;
– сбор материала для занятий вместе с воспитателями;
– развлечения со сказочными персонажами.

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации
поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ «СФЕРА»,
2005
2. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Мир растений. – М.,ТЦ Сфера, 2004 г.
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7
лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. –
сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012 г.
4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой,

М.

А.

Васильевой,

соответствующая

Федеральным

государственным требованиям;
5. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском
саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детствопресс»,2004 г.
7. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому
образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
8. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект
по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г.
9. Хабарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе.
Сыктывкар, 2004 г.
10. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,МозаикаСинтез, 2002 г.
11. Интернет-ресурсы
12. Журналы по дошкольному воспитанию

15

ПРИМЕЧАНИЯ
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».