Естественнонаучная направленность "Любознайка"
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Актуальность программы: ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе познавательно-исследовательской, проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать. Все исследователи выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации.
Целью программы является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
2. Развивать исследовательские умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Формировать социально-личностные качества ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроля и само регуляцию своих действий.
Таким образом исследовательская деятельность является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника и становления личности в целом.
Новизна программы исследовательской деятельности заключается в использовании современных образовательных технологий: ИКТ технологии, проектной деятельности, технологии детского планирования, решение задач технологии сотрудничества.
Программа исследовательского обучения детей старшего дошкольного возраста направлена на формирование специальных исследовательских умений и навыков, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность детей на следующей ступени образования.