Соловьева Р.Н. Любознайка 2021-2022 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………...3
2. Учебно-тематический план………………………………………………6
3. Календарно-тематический план………………………………………….8
4. Содержание программы………………………………………………..…9
5. Организационно-педагогические условия реализации программы…..14
6. Список литературы………………………………………………………15

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Старший

дошкольный

возраст

–

самоценный

этап

развития

познавательной активности ребенка, под которым понимается не только
процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск
знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под
его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений
окружающего мира является метод экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование
объектов окружающей действительности, детское экспериментирование
способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной
деятельности, саморазвитию ребенка.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка,
на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные
представления

о

различных

сторонах

изучаемого

объекта,

его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе
эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует
развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми
фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
Актуальность программы: ребёнок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности, в том числе познавательно-исследовательской, проявляет
любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать.
3

Все

исследователи

деятельности

детей:

выделяют
ребенок

основную
познает

особенность

объект

в

познавательной

ходе

практической

деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия
выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию,
создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации.
Целью программы является развитие интеллектуально-творческого
потенциала

личности

ребёнка,

путём

совершенствования

его

исследовательских способностей.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
2.

Развивать исследовательские умения и навыки у детей старшего

дошкольного возраста.
3.

Формировать

социально-личностные

качества

ребёнка:

коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроля и
само регуляцию своих действий.
Таким образом исследовательская деятельность является одним из
ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника и
становления личности в целом.
Новизна программы исследовательской деятельности заключается в
использовании современных образовательных технологий: ИКТ технологии,
проектной деятельности, технологии детского планирования, решение задач
технологии сотрудничества.
Программа исследовательского обучения детей старшего дошкольного
возраста направлена на формирование специальных исследовательских
умений и навыков, интеллектуальных и личностных качеств, формирование
предпосылок

учебной

деятельности,

обеспечивающих

социальную

успешность детей на следующей ступени образования.
Сроки реализации программы – 1 год обучения, 1 час в неделю, 36
учебных часа в год.
4

В

результате

освоения

содержания

программы

«Любознайка»

предполагается:
– сформированность у воспитанников устойчивых естественнонаучных
знаний и представлений;
–

сформированность

исследовательских

умений,

а

также

самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении
знаний на практике.
– сформированность умения опытным путем доказывать свойства воды
(прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
– сформированность умения опытным путем доказывать свойства
воздуха;
– сформированность умения опытным путем доказывать свойства песка;
– сформированность умения опытным путем выявлять свойства
предметов, массу, размер;
– сформированность умения делать выводы по итогам экспериментов с
опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
–

овладение

разными

экспериментированием,

способами

способствующими

познания,

в

развитию

том

числе

активной,

самостоятельной, творческой личности.
Для подведения итогов реализации программы и ее частей используются
такие формы, как игры и упражнения, направленные на развитие
исследовательских умений и навыков, наблюдение педагога за ребенком во
время его самостоятельной исследовательской деятельности, фестиваль
(конкурс).

5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Кол-во часов

Название темы, раздела
Тема:
«Умение
видеть
проблему»
Тема: «Умение задавать
вопросы»
Тема: «Умение выдвигать
гипотезу»
Тема:
«Умение
давать
определения понятиям»
Тема:
«Умение
классифицировать»
Тема: «Умение наблюдать»
Тема: «Умение проводить
эксперименты»
Тема:
«Умение
делать
умозаключения и выводы»
Тема: «Умение высказывать
и оценивать суждения»
Тема:
«Тренировочное
занятие»
Тема:
«Тренировочное
занятие»
Тема:
«Умение
видеть
проблему»
Тема: «Умение задавать
вопросы»
Тема: «Умение выдвигать
гипотезу»
Тема:
«Умение
давать
определения понятиям»
Тема:
«Умение
классифицировать»
Тема: «Умение наблюдать»
Тема: «Умение проводить
эксперименты»

Теория
0

Практика

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

2

2

0

2

2

0

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

2

2

2
1

4
1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0
0

6

1

Всего
1

19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.

Тема:
«Умение
делать
умозаключения и выводы»
Тема: «Умение высказывать
и оценивать суждения»
Тема:
«Выделение
проблемы»
Тема: «Целеполагание и
целеустремлённость»
Тема: «Выдвижение гипотез
и решение проблем»
Тема:
«Способность
описывать
явления,
процессы»
Тема:
«Формулировка
выводов и умозаключений»
Итого

0

1

1

0

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

8

28

36

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Отметка о
выполнении

Тема

1.

«Умение видеть проблему»

2.

«Умение задавать вопросы»

3.

«Умение выдвигать гипотезу»

4.

«Умение давать определения понятиям»

5.

«Умение классифицировать»

6.

«Умение наблюдать»

7.

«Умение проводить эксперименты»

8.

«Умение делать умозаключения и выводы»

9.

«Умение высказывать и оценивать суждения»

10.

«Тренировочное занятие»

11.

«Тренировочное занятие»

12.

«Умение видеть проблему»

13.

«Умение задавать вопросы»

14.

«Умение выдвигать гипотезу»

15.

«Умение давать определения понятиям»

16.

«Умение классифицировать»

17.

«Умение наблюдать»

18.

«Умение проводить эксперименты»

19.

«Умение делать умозаключения и выводы»

20.

«Умение высказывать и оценивать суждения»

21.

«Выделение проблемы»

22.

«Целеполагание и целеустремлённость»

23.

«Выдвижение гипотез и решение проблем»

24.

«Способность описывать явления, процессы»

25.

«Формулировка выводов и умозаключений»

8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1. Тема: «Умение видеть проблему»
Содержание материала: игры и игровые упражнения: «Посмотри на
мир чужими глазами», «Составь рассказ используя данную концовку»,
«Составь рассказ от имени другого персонажа», «Сколько значений у
предмета», «Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна –
сюжетов много».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 2. Тема: «Умение задавать вопросы»
Содержание материала: игры и игровые упражнения: «Найди
загаданное слово», игра «Угадай, о чем спросили», «Угадай предмет»,
«Отгадай мою загадку», задание «Найди ошибки в предложениях».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 3. Тема: «Умение выдвигать гипотезу»
Содержание материала: игры и игровые упражнения: «Давайте вместе
подумаем», упражнение на обстоятельства, упражнение, предполагающее
обратное действие: «Найди возможную причину события», «Что бы
произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания
каждого человека на Земле?».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 4. Тема: «Умение давать определения понятиям»
Содержание материала: игры и игровые упражнения: Задание «Что
это?», задание «Разговор с инопланетянами», игра «Чем похожи».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 5. Тема: «Умение классифицировать»
Содержание материала: игры и игровые упражнения: задание
«Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Найди предметы и явления, которые
можно поделить надвое», «Найди ошибки и их прокомментируй».
Форма занятий: подгрупповая.
9

Занятие 6. Тема: «Умение наблюдать»
Содержание материала: задание «Рассмотрим предметы», «Парные
картинки содержащие различия», «Учимся наблюдать».
Форма занятий: подгрупповая, индивидуальная.
Занятие 7. Тема: «Умение проводить эксперименты»
Содержание материала: игры и игровые упражнения «Мысленный
эксперимент», «Эксперименты с реальными объектами».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 8. Тема: «Умение делать умозаключения и выводы»
Содержание материала: задание «Определите живых существ с такими
признаками: трусливый, быстрый, ловкий, хитрый; умный, злой, быстрый,
сильный; запасливый, маленький, слабый, юркий», задания на развитие
мышления: составьте предложения, используя заданные слова, игры с
фигурами, задание «Причина события», «Признаки предметов», «Дорисуй».
Форма занятий: подгрупповая, групповая.
Занятие 9. Тема: «Умение высказывать и оценивать суждения»
Содержание материала: задание «Проверить правильность утверждений»,
игровые упражнения «Скажи на что похоже».
Форма занятий: подгрупповая, групповая.
Занятие 10. Тема тренировочного занятия «Попугаи»
Содержание материала: знакомство детей с «техникой» проведения
исследования, с методами исследования, проведение исследования совместно
с детьми, подведение итогов.
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 11. Тема тренировочного занятия «Черепаха»
Содержание

материала:

повторение

«техники»

проведения

исследования, проведение исследования совместно с детьми, подведение
итогов.
Форма занятий: подгрупповая.
10

Занятие 12. Тема: «Умение видеть проблему»
Содержание материала: игры и игровые упражнения: «Посмотри на мир
чужими глазами», «Составь рассказ используя данную концовку», «Составь
рассказ от имени другого персонажа», «Сколько значений у предмета»,
«Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна – сюжетов
много».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 13. Тема: «Умение задавать вопросы»
Содержание материала: игры и игровые упражнения: «Найди загаданное
слово», игра «Угадай, о чем спросили» игра «Угадай предмет», игра «Отгадай
мою загадку», задание «Найди ошибки в предложениях».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 14. Тема: «Умение выдвигать гипотезу»
Содержание материала: игры и игровые упражнения: «Давайте вместе
подумаем», упражнение на обстоятельства, упражнение, предполагающее
обратное действие, «Найди возможную причину события», «Что бы
произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания
каждого человека на Земле?».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 15. Тема: «Умение давать определения понятиям»
Содержание материала: игры и игровые упражнения «Что это?», «Разговор с
инопланетянами», игра «Чем похожи».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 16. Тема: «Умение классифицировать»
Содержание материала: игры и игровые упражнения «Четвертый
лишний», «Продолжи ряд», «Найди предметы и явления, которые можно
поделить надвое», «Найди ошибки и их прокомментируй».
Форма занятий: подгрупповая.

11

Занятие 17. Тема: «Умение наблюдать»
Содержание материала: задание «Рассмотрим предметы», «Парные
картинки содержащие различия», «Учимся наблюдать»
Формы занятий: подгрупповая.
Занятие 18. Тема: «Умение проводить эксперименты»
Содержание материала: игры и игровые упражнения «Мысленный
эксперимент», «Эксперименты с реальными объектами»
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 19. Тема: «Умение делать умозаключения и выводы»
Содержание материала: задание «Определите живых существ с такими
признаками: трусливый, быстрый, ловкий, хитрый; умный, злой, быстрый,
сильный; запасливый, маленький, слабый, юркий», задания на развитие
мышления: составьте предложения, используя заданные слова, игры с
фигурами, задание «Причина события», задание «Признаки предметов»,
«Дорисуй».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 20. Тема: «Умение высказывать и оценивать суждения»
Содержание

материала:

задание

«Проверить

правильность

утверждений», игровые упражнения «Скажи на что похоже».
Форма занятий: подгрупповая.
Занятие 21. Тема: «Выделение проблемы»
Содержание материала: наблюдение педагога за ребенком во время его
самостоятельной исследовательской деятельности.
Форма занятий: индивидуальная, подгрупповая.
Занятие 22. Тема: «Целеполагание и целеустремлённость»
Содержание материала: наблюдение педагога за ребенком во время его
самостоятельной исследовательской деятельности.
Форма занятий: индивидуальная, подгрупповая.

12

Занятие 23. Тема: «Выдвижение гипотез и решение проблем»
Содержание материла: наблюдение педагога за ребенком во время его
самостоятельной исследовательской деятельности.
Форма занятий: индивидуальная, подгрупповая.
Занятие 24. Тема: «Способность описывать явления, процессы»
Содержание материала: наблюдение педагога за ребенком во время его
самостоятельной исследовательской деятельности.
Форма занятий: индивидуальная, подгрупповая.
Занятие 25. «Формулировка выводов и умозаключений»
Содержание материала: наблюдение педагога за ребенком во время его
самостоятельной исследовательской деятельности.
Форма занятий: подгрупповая, индивидуальная.

13

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для

проведения

тренировочных

занятий

изготовлены

цветные

символические изображения «методов исследования», карточки с рисунками,
обозначающими темы возможных детский исследований, ориентируемыми на
изучаемый детьми материал, картотека игр на развитие исследовательских
умений и навыков детей.
Для проведения самостоятельной исследовательской деятельности в
наличии имеются картотека с изображением примерных тем будущих
исследований. На каждого ребёнка подготовлена индивидуальная «Папка
исследователя».

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
2. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших
дошкольников/авт. - сост: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, А.
Серова. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013. - 160с
3. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в
детском саду. - Самара, 2005г.
4.

Санитарно-эпидемиологические

содержанию

и

организации

работы

требования
дошкольных

к

устройству,

образовательных

организаций» 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. №26.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность
детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.
6.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования от 17 октября 2013г
7. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №1008 об утверждении
порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.

15

Для заметок
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».