Любознайка Соловьева Р.Н. подписан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым для
детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № 1
от «25» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ №122/3 от 25.08.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Любознайка»
Направленность - естественнонаучная
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень - общекультурный (ознакомительный)
Возраст обучающихся – 5-7 лет
Составитель: Соловьева Руслана Николаевна,
педагог дополнительного образования

Кузьменко
Ольга
Владимиро
вна
г. Керчь
2022 г.

Подписано цифровой подписью: Кузьменко
Ольга Владимировна
DN: c=RU, st=Республика Крым, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И МЕДИКОСОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ "ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ",
1.2.643.100.3=120B3138323736373632353132,
1.2.643.3.131.1.1=120C39313131303935393333353
1, email=srckerch@mail.ru, givenName=Ольга
Владимировна, sn=Кузьменко, cn=Кузьменко
Ольга Владимировна
Дата: 2023.03.13 09:58:33 +03'00'

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Любознайка» составлена в соответствии с:
1.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14.07.2022);
2.
Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020);
3.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
№216);
6.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. 996-р;
7.
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
8.
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9.
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
11. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;

2

12. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
14. Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.16 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
15. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
16. Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
17. Методическими рекомендациями для педагогических работников и
руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
различной
направленности
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ», Симферополь, ГБОУДПО
РК КРИППО,2021;
18. Приказом Министерства образования, науки и молодёжи РК от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
19. Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
города Керчи Республики Крым для детей, нуждающихся в психологопедагогическом и медико-социальном сопровождении «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»;
20. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной и составлена на основе учебнометодического пособия Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е. «Экспериментальная
деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Направленность Программы «Любознайка» - естественнонаучная.
Актуальность Программы продиктована требованием времени.
Заключается она в том, что детское экспериментирование как форма
деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является
эффективным средством развития важных качеств личности: творческая
активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
3

Такие качества способствуют дальнейшему успешному обучению детей в
школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми возможность
проектировать
свои
действия,
проявляя
при
этом
изобретательность и оригинальность.
Новизна Программы Программа направлена на формирование
специальных исследовательских умений и навыков, интеллектуальных и
личностных качеств воспитанников, на активизацию мыслительной
деятельности дошкольников. Программный материал выстроен занимательно,
зэксперементальная деятельность с воспитанниками организуется с учетом
возрастных особенностей детей, имеет поисково-творческий характер, при
организации занятий активно применяются элементы проектной деятельности.
Педагогическая целесообразность. Эксперименты положительно влияют
на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей,
они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В
процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать
обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и
накоплением
фонда
умственных
приёмов
и
операций,
которые
рассматриваются как умственные умения. В результате усвоения программного
материала ребёнок приобретает умение проявлять инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности, проявляет любознательность,
интересуется причинно-следственными связями.
Отличительные особенности Программы. Программа «Любознайка»
отличается от других программ своим комплексным подходом, интенсивным
воздействием на развитие личности ребенка, но прежде всего ставит задачу
формирования потребности ребенка в познании, развитие познавательного
интереса, что является необходимым условием дальнейшего успешного
обучения.
Адресат Программы: обучающиеся воспитанники в возрасте от 5-7 лет.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает
среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее
количество часов, необходимых для освоения программы составляет 36 часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень обучения

Год
обучения

с общекультурный 1 год
(ознакомительный)

Количество
учащихся в
группе
5-10 человек
4

Количество Объем
часов
в программы
неделю
1 часов
36 часов

Возраст
учащихся
5-7 лет

Уровень Программы - общекультурный (ознакомительный).
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по программе происходит в очном формате. Формы обучения:
словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый,
исследовательский,
игровой,
дискуссионный.
Виды занятий: беседа, познавательный рассказ, создание игровых и
проблемных ситуаций, использование схем, моделей экспериментирования и
опытов, обсуждение и анализ результатов, формулирование выводов.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом. Состав группы переменный.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки обучающихся.
Наполняемость в группе составляет 5-10 человек. Состав группы –
переменный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1 час в
неделю, 36 часов в год.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности
ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
- учить видеть и выделять проблему эксперимента;
- учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
- учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- знакомить с различными свойствами веществ.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- формировать интерес к поисковой деятельности;
- развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость,
решительность, любознательность, активность;
- развивать представления об основных физических явлениях.
Личностные задачи:
- воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах
детской деятельности.
- воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность
действий;
5

- воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой;
- воспитывать бережное отношение к природе.
1.3 Воспитательный потенциал Программы
Особой формой исследовательской деятельности является детское
экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы
возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе
саморазвития. экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем
сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,
установление
взаимосвязей,
закономерностей.
Экспериментальная
деятельность, в рамках Программы, вызывает у ребенка интерес к
исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и
любознательность ребенка. Эксперимент, самостоятельно проводимый
ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и
обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их,
классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических
явлений для человека и самого себя.
1.4. Содержание Программы
Таблица 2
Учебный план
№
заня
тия

Содержание
занятий в плане

Количество часов
всего
теория практик
а

1. Вводное занятие. ТБ

1

1

-

2. Умение видеть проблему

1

-

1

3. Умение задавать вопросы

1

-

1

4. Умение выдвигать гипотезу

1

-

1

давать
определения
5. Умение
понятиям
6. Умение классифицировать

1

-

1

1

-

1

7. Умение наблюдать

2

-

2

8. Умение проводить эксперименты

1

-

1

9. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

1

-

1

10. Умение высказывать и оценивать
суждения
11. Тренировочное занятие «Попугаи»

1

-

1

2

1

1

6

Формы
аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение

12. Тренировочное занятие «Черепаха»

4

2

2

13. Свет повсюду

1

-

1

14. Свет и тень

1

-

1

15. Разноцветные шарики

1

-

1

16. Таинственные картинки

1

-

1

17. Почему дует ветер?

1

-

1

18. Угадайка

1

-

1

19. Фокусы с магнитами
20. Солнечные зайчики

1
1

-

1
1

21. Что отображается в зеркале?

1

-

1

22. Что растворяется в воде?

2

1

1

23. Волшебное сито

2

1

1

24. Игры с песком

2

1

1

25. Способность описывать явления,
процессы
26. Формулировка
выводов
и
умозаключений
Итого часов

2

1

1

2

1

1

36

9

27

Урок-игра

Открытое
занятие

Содержание учебного плана
1. «Вводное занятие. ТБ» (1 час)
Теория: Знакомство с общей структурой программы, содержанием, формами
предоставления материала. Обзор литературы.
2. «Умение видеть проблему» (1 час)
Практика: игры и игровые упражнения: «Посмотри на мир чужими глазами»,
«Составь рассказ используя данную концовку», «Составь рассказ от имени
другого персонажа», «Сколько значений у предмета», «Назовите как можно
больше признаков предмета», «Тема одна – сюжетов много».
3. «Умение задавать вопросы» (1 час)
Практика: игры и игровые упражнения: «Найди загаданное слово», игра
«Угадай, о чем спросили», «Угадай предмет», «Отгадай мою загадку», задание
«Найди ошибки в предложениях».
4. «Умение выдвигать гипотезу» (1 час)
Практика: игры и игровые упражнения: «Давайте вместе подумаем»,
упражнение на обстоятельства, упражнение, предполагающее обратное
действие: «Найди возможную причину события», «Что бы произошло, если бы
волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?».
5. «Умение давать определения понятиям» (1 час)
Практика: игры и игровые упражнения: Задание «Что это?», задание «Разговор
с инопланетянами», игра «Чем похожи».
7

6. «Умение классифицировать» (1 час)
Практика: игры и игровые упражнения: задание «Четвертый лишний»,
«Продолжи ряд», «Найди предметы и явления, которые можно поделить
надвое», «Найди ошибки и их прокомментируй».
7. «Умение наблюдать» (2 часа)
Практика: задание «Рассмотрим предметы», «Парные картинки содержащие
различия», «Учимся наблюдать».
8. «Умение проводить эксперименты» (1 час)
Практика: игры и игровые упражнения «Мысленный эксперимент»,
«Эксперименты с реальными объектами».
9. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» (1 час)
Практика: беседа, дети отвечают на вопросы, проведение игр: «Угадай, что
звучит», «Отгадай по запаху», «Отгадай на вкус», «Отгадай на ощупь».
10. «Умение высказывать и оценивать суждения» (1 час)
Практика: задание «Проверить правильность утверждений», игровые
упражнения «Скажи на что похоже».
11. «Тренировочное занятие «Попугаи» (2 часа)
Теория: знакомство детей с «техникой» проведения исследования, с методами
исследования.
Практика: проведение исследования совместно с детьми, подведение итогов.
12. «Тренировочное занятие «Черепаха» (4 часа)
Теория: повторение «техники» проведения исследования.
Практика: проведение исследования совместно с детьми, подведение итогов.
13. «Свет повсюду» (1 час)
Практика: определение темно сейчас или светло, объяснение своего ответа.
«Что сейчас светит?», «Что еще может осветить предметы, когда в природе
темно?». Игра «Свет бывает разный».
14. «Свет и тень» (1 час)
Практика: знакомство с образованием тени от предметов, установить сходство
тени и объекта. Игра «Теневой театр». Показ знакомой сказки «Колобок».
15. «Разноцветные шарики» (1 час)
Практика: у детей листы с изображениями шариков, которые они должны
раскрасить. Путем смешивания основных цветов должны получить новые
оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.
16. «Таинственные картинки» (1 час)
Практика: показать детям, что окружающий предметы меняют цвет, если
посмотреть на них через цветные стекла. Дети рассматривают предметы,
получают новые оттенки путем наложения стекло – одно на другое. Дети
зарисовывают «Таинственные картинки» на рабочем листе.
17.«Почему дует ветер?» (1 час)
Практика: пример на свечке, на схемах. Дети отвечают на вопросы,
изготовление вертушки.
18. «Угадайка» (1 час)
8

Практика: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от
материала. Игра «Угадайка».
19.«Фокусы с магнитами» (1 час)
Практика: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Дети отвечают
на вопросы.
20.«Солнечные зайчики» (1 час)
Практика: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить
пускать солнечный зайчиков (отражать свет зеркалом). Игра с солнечным
зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
21.«Что отображается в зеркале?» (1 час)
Практика: познакомить с понятием «отражение», найти предметы, способные
отражать. В рабочих листах выполнить задание «Найди и обведи все предметы,
в которых можно увидеть отражение».
22.«Что растворяется в воде?» (2 часа)
Теория: беседа с детьми о значениях и свойствах воды.
Практика: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных
веществ (мука, сахарный песок, соль и т.д.). Дети отвечают на вопросы.
23. «Волшебное сито» (2 часа)
Теория: знакомство детей со способом отделения мелких веществ от крупной с
помощью сита.
Практика: дети учатся с помощью «Волшебного» сита отделять камушки от
песка и мелкую крупу от крупной.
24. «Игры с песком» (2 часа)
Теория: закрепление представления детей о свойствах песка.
Практика: проведение исследования совместно с детьми. Затем дети строят
домики и играют с пластмассовыми животными.
25. «Способность описывать явления, процессы» (2 часа)
Теория: наблюдение педагога за ребенком во время его самостоятельной
исследовательской деятельности.
Практика: игра «Моё облако», игра «Что лишнее?».
26. «Формулировка выводов и умозаключений» (1 час)
Теория: наблюдение педагога за ребенком во время его самостоятельной
исследовательской деятельности.
Практика: проверка как дети научились делать выводы и работать по
карточкам.
1.5. Планируемые результаты
К концу года воспитанники продемонстрируют следующие результаты.
Образовательные. Воспитанники будут:
- видеть и выделять проблему эксперимента;
- принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- устанавливать причинно-следственные связи;
9

- ознакомлены с различными свойствами веществ.
Развивающие. У воспитанников будут:
- развита познавательная активность в процессе экспериментирования;
- сформирован интерес к поисковой деятельности;
- развиты личностные свойства: целеустремленность, настойчивость,
решительность, любознательность, активность;
- Развиты представления об основных физических явлениях.
Личностные. У воспитанников будут:
- воспитана самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах
детской деятельности.
- сформировано умение четко соблюдать необходимую последовательность
действий;
- сформировано умение организовывать свое рабочее место, уборка за собой;
- сформировано бережное отношение к природе.
К концу учебного года обучающиеся будут знать:
- элементарные навыки сохранения здоровья;
- правила поведения в обществе;
- что такое экология.
К концу учебного года обучающиеся будут уметь:
- общаться со сверстниками и взрослыми;
- ориентироваться в окружающей социальной и природной среде;
- выполнять гигиенические процедуры;
- выполнять здоровье сберегающие упражнения;
- проводить безопасную уборку окружающей среды.

10

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
- начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –25 мая;
- начало учебных занятий не ранее 9 час, окончание – не позднее 16 часов;
- продолжительность учебного года 36 недель;
- объем программы 36 часов в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.
Таблица 3
Календарный учебный график
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Недели
обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Аттестация/формы Всего часов: 36
контроля
Педагогическое
4
наблюдение

4

4

Урок-игра

4

4

4

4

4

11

Май

32
33
34
35
36

1
1
1
1
1

Открытое занятие

4

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
- групповая комната (хорошо освещенное, проветриваемое помещение);
- стол - 5 шт.;
- стул - 10 шт.;
- телевизор - 1 шт.;
- флешка - 1 шт;
- дидактический материал;
- демонстрационный материал;
Информационное обеспечение:
- учебные пособия, книги;
- учебные таблицы;
- дидактические пособия;
- альбомы с иллюстрациями;
- настольно - игры;
- предметные игрушки.
Интернет – источники:
1. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-razvitieissledovatelskih-sposobnostej-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-a-isavenkovu-s-6071749.html
2. URL:https://урок.рф/library/sistema_uprazhnenij_dlya_razvitiya_issledovatelskih
_211450.html
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования Соловьева
Руслана Николаевна, педагогический стаж работы – 28 лет.
Методическое обеспечение
Особенности организации образовательного процесса
Обучение по Программе происходит в очном формате. Построение
программы ориентировано на развитие различных сфер личности детей 5-7
лет: экспериментальной, эмоциональной, социально-коммуникативной,
волевой. Темы программы подобраны в соответствии с актуальными
потребностями дошкольников, возникающими в процессе формирования и
развития личностных качеств.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении воспитанник
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
12

- эвристическое обучение позволяет подвести воспитанников, с помощью
умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний;
- игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и
всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя
игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные
действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем
по прямому заданию взрослого.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
воспитанников:
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные;
- частично-поисковые;
- метод рефлексии (для формирования навыков самооценки).
Методы воспитания:
- поощрение (устно);
- мотивация (настрой воспитанника на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий:
Формы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский,
игровой, дискуссионный.
Виды занятий:
- беседа;
- познавательный рассказ;
- создание игровых и проблемных ситуаций;
- использование схем, моделей экспериментирования и опытов;
- обсуждение и анализ результатов, формулирование выводов.
Педагогические технологии
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
- приветствие;
- объявление темы и цели занятия;
- объяснение нового материала;
- практическая работа;
- подведение итогов занятия;
- уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Методические разработки:
- наглядно-демонстрационный материал: презентации, картинки, плакат-схема;
13

- разработки конспектов занятий, практических заданий.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в
течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде педагогического
наблюдения, где изучаются отношения воспитанника к выбранной
деятельности, его способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: урок-игра.
Формы итогового контроля: итоговое открытое занятие.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты
оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в
которой отражает уровень освоения обучающимися Программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Успешной реализации Программы должны способствовать различные
виды групповой и индивидуальной работы: игры и упражнения, направленные
на развитие исследовательских умений и навыков воспитанников, наблюдение
педагога за ребенком во время его самостоятельной исследовательской
деятельности, открытое занятие, диагностическая карта .

14

2.4. Список литературы
Литература для педагога:
1.Экспириментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного
возраста/авт.-сост: Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2015 г.— 128 с
2.Развитие
познавательно-исследовательских
умений
у
старших
дошкольников/авт. - сост: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, А.
Серова. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013. – 160 с
3.Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара, 2005г.
4.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.3049-13
от 15 мая 2013 г. №26.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования от 17 октября 2013г
6.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №1008 об утверждении порядка
организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.
Литература для детей и родителей:
1. Адамчук, Мария Как распознать в своём ребенке талант и не загубить его /
Мария Адамчук. - М.: АСТ, 2016. - 582 c.
2. Белько Е. Веселые научные опыты 6.+ – СПб: Питер, 2015.
3. Белько Е. Веселые научные опыты 7.+ – СПб: Питер, 2015.
4. Белько Е. Веселые научные опыты на свежем воздухе 6.+ – СПб: Питер,
2015.
5. Ромодин В, 100 опытов, фокусов, экспериментов и удивительных фактов.
Издание: Питер, 2015
6. Зверева, Нина Правила общения с детьми: 12 «нельзя», 12 «можно», 12
«надо» / Нина Зверева. - М.: Альпина Диджитал, 2015. - 522 c.
Интернет – источники:
1.
URL: https://vk.com/topic-80292546_33220863
2.
URL:
https://infourok.ru/komplekt-didakticheskih-igr-po-formirovaniyupredposylok-estestvennonauchnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov-5056317.html
3.
URL:http://mbdou11.obraleksin.ru/sites/obraleksin.ru/files/epage/466/docs/163
7517682/картотека-проблемных-ситуаций-для-детей-5-7-лет.pdf

15

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
воспитанников осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных
испытаний в процессе обучения за воспитанниками;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- открытое занятие.
3.2. Методические материалы
План - конспект открытого итогового занятия (Приложение 2).
3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение 3)
3.4. Лист корректировки (Приложение 4)

16

17

Знания. Умения. Навыки.

Сформированность ЗУН каждого обучающегося в баллах

Сформированность бережного отношения к природе

Сформированность умения организовывать свое рабочее
место, уборка за собой

Сформированность умения четко соблюдать необходимую
последовательность действий

Степень развития самостоятельности в повседневной
жизни, в различных видах детской деятельности

Развитость представления об основных физических
явлениях

Развитость личностных свойств: целеустремленность,
настойчивость, решительность, любознательность,
активность

Сформированность интереса к поисковой деятельности

Развитость познавательной активности в процессе
экспериментирования

ФИО
обучающихся
Ознакомленность с различными свойствами веществ

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умение отбирать средства и материалы для
самостоятельной деятельности

№
Умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента

Умение видеть и выделять проблему эксперимента

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе
«Любознайка»
Дата проведения диагностики__________________
ИТОГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ИТОГО
сформированность
ЗУН группы в %

Педагог ДО_________________________

ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе,
методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь),
промежуточная (декабрь, январь), итоговая (май). В связи со спецификой
работы учреждения, с наличием переменного состава воспитанников в
составе группы, не все воспитанники учреждения смогут принять участие
промежуточном этапе оценивания.

18

Приложение 2

План-конспект открытого итогового занятия
Тема «Формулировка выводов и умозаключений»
Цель: развития логического мышления дошкольников — научить
ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные
на их основе суждения и понятия.
Задачи:
1.Формировать умения соотносить предметы по смысловым признакам и
работать по аналогии
2.Закреплять умение аргументировать свои высказывания.
3.Формировать умение устанавливать последовательность частей суток.
4.Формировать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование: простой
карандаш,
цветные
карандаши,
развивающие карточки, наглядный материал.
Виды помощи:
- стимулирующая – уточняющие вопросы (скажи точнее, подумай);
- обучающая – объяснение инструкции с показом примера.
Ход занятия:
I.
Организационная часть
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии.
Разминка (настрой на работу)
- Какое время года сейчас идёт?
- Какой месяц? Сколько всего весенних месяцев вы знаете? Какой по
счёту весенний месяц апрель?
- Назовите сегодняшний день недели. Перечислите все дни недели по
порядку.
- Молодцы! Мы с вами настроились на работу.
II. Основная часть
Подготовительный этап
Задачи в стихах
По тропинке в лесок
Покатился Колобок.
Встретил серого зайчишку,
Встретил волка, встретил мишку,
Да плутовку лису
Повстречал ещё в лесу.
Отвечайте скорей,
Сколько Колобок встретил зверей? (4)
Таня-первоклассница очень умна,
В школу снова идёт она.
Ей корова: «Му-му! Ты с портфелем почему?»
А курочка: «Ко-ко-ко, ты идёшь далеко?»
19

Кошечка мяучит: «Чему тебя научат?»
Зачирикал воробей: «Таня, в школе не робей!»
Сосчитайте скорей, сколько у Тани друзей? (4)
Папа и мама ушли на работу,
А дети решили устроить концерт.
Валя – на рояле,
Юля – на кастрюле,
Лёшка – на ложках,
Саша – на трубе –
Представляете себе?
Сосчитайте поскорей
Всех детей! (4)
Формирующий этап
1. Игра «Назови одним словом»
Шапка, панама, шляпа, косынка – головные уборы.
Шорты, сарафан, футболка, топик – летняя одежда.
Водитель, врач, продавец, учитель – профессии.
Огурец, лук, баклажан, капуста – овощи.
Брат, бабушка, дядя, сестра – родственники.
Тетрадь, карандаш, пенал, ластик – школьные принадлежности.
Слон, тигр, леопард, медведь – дикие животные.
Собака, корова, лошадь, кролик – домашние животные.
Посудка, кукла, машинка, конструктор – игрушки.
Педагог: Представьте, что вам нужно нарисовать любые предметы
только
при
помощи
разнообразных
геометрических
фигур
(треугольников, квадратов, прямоугольников, кругов.)
Что мы можем нарисовать при помощи следующих фигур:
А) трех треугольников разного размера? (Елочку)
Б) квадрата и треугольника? (Домик)
В) двух кругов, квадрата и двух прямоугольников? (Машину)
Педагог: Пофантазируйте, пожалуйста, и нарисуйте то, о чем только
что шла речь.
-Что у вас получилось, покажите.
-Расскажите, какие фигуры использовали.
Физкультминутка
Повороты головы: вниз, вверх, влево, вправо.
1. Головой рисуем полукруг (в разные стороны)
2. Плечи (вверх-вниз)
3. Упражнение «ножницы»
4. Повороты туловища
5. Дыхательная гимнастика
Этап самостоятельной работы воспитанников. (Педагог даёт
задания)
Работа по развивающим карточкам.
20

Выбери нужную картинку. Объясни свой выбор.
Подбери смысловые пары. Объясни свой выбор.
Проведи линии. Объясни свой выбор.
Работа по картинкам
В каждой их 4-х картинок найти смысловую пару, обозначить её,
объяснить свой выбор. По желанию можно раскрасить.
Дидактическая игра «Найди недостающее».
III. Заключительная часть
Педагог: Ребята, что мы сегодня учили? Какие задания делали? Что
у вас получилось / не получилось на занятии?

21

Приложение 3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № 1
от «25» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ №122/3 от 25.08.2022г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2022 /2023 учебный год по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Любознайка»
Количество часов в неделю - ___ ч /на год - ___ ч.
Возраст обучающихся 5-7 лет
Тематическое планирование составила ____________________/_______

22

Название программы «Любознайка»
№
п\п

Название темы занятий

Количеств
о часов

Дата по расписанию
По
плану

1.
2.

Вводное занятие. ТБ
Умение видеть проблему

1
1

3.
4.
5.

1
1
1

13.
14.
15.
16.
17.

Умение задавать вопросы
Умение выдвигать гипотезу
Умение давать определения
понятиям
Умение классифицировать
Умение наблюдать
Умение
проводить
эксперименты
Нюхаем, пробуем, трогаем,
слушаем
Умение
высказывать
и
оценивать суждения
Тренировочное
занятие
«Попугаи»
Тренировочное
занятие
«Черепаха»
Свет повсюду
Свет и тень
Разноцветные шарики
Таинственные картинки
Почему дует ветер?

18.
19.
20.
21.
22.

Угадайка
Фокусы с магнитами
Солнечные зайчики
Что отображается в зеркале?
Что растворяется в воде?

1
1
1
1
2

23.
24.

Волшебное сито
Игры с песком

2
2

25.

Способность
описывать
явления, процессы
Формулировка выводов и
умозаключений
ИТОГО:

2

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

26.

1
2
1
1
1
2
4
1
1
1
1
1

2
36

23

По факту

Примечание
(корректировка)

Приложение 4

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Любознайка»
№

Причина корректировки

Дата

24

Согласование с
заместителем
директора
(подпись)

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».