СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка……………………………………………………….3 2. Учебно-тематический план…………………………………………………..8 3. Календарно-тематический план…………………………………………….10 4. Содержание программы……………………………………………………..12 5. Методическое обеспечение программы…………………………………....16 6. Список литературы…………………………………………………………..17 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие воспитанники недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Неумение строить жизнь по социально культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. С целью повышения эффективности работы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни возникла необходимость создания данной программы. Программа направлена на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение и т.д. Назначение программы — дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни. Актуальность темы заключается в том что это проблема возникает из года в год и наша задача помочь в социальной адаптации воспитанников, отсюда необходимость создания программы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме. Можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, 3 чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации. Наличие у воспитанников опыта решения этих задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт. Направленность программы: социально-педагогическая. Цель программы: осуществление социальной, нравственной, культурной, профессиональной подготовки подростков к самостоятельной жизни, гармоничное развитие личности каждого воспитанника. Задачи: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в плане приобретения необходимых правовых знаний, осознание ими своих конституционных прав и обязанностей, меры ответственности за их неисполнение; создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в рамках общественно-приемлемого поведения; формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, гражданского мировоззрения, преодоление иждивенческих, потребительских качеств воспитанников; психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение способам и приемам самоуправления как важнейшим условиям саморегуляции человека и благополучной социализации в грядущей взрослой жизни; овладение коммуникативными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной жизни; профессиональная ориентация воспитанников в соответствии с их наклонностями и способностями; 4 освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков; привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение моральноэтических норм; воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил здорового образа жизни. Определяя главные цели программы, как развитие личности и социализация подростка, каждое занятие должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации программы используются: личностно-ориентированная технология воспитания; технология воспитания в сотрудничестве; технология индивидуализации воспитания; технология коллективного взаимодействия; технология исследовательского (проблемного) воспитания; технология проектной деятельности; технология творческой деятельности. Программа рассчитана на детей 10-15 лет на 1 год обучения и реализуется в объёме 36 часа. Продолжительность занятия 45 минут. Количество занятий: 1 раз в неделю. Материальное обеспечение: Техническое оснащение (компьютер); Канцелярские товары. Формы работы: Групповые; Индивидуальные. Методы работы: Наблюдение; Кинолекторий; 5 Дискуссия; Практикум; Анкетирование; Беседа; Беседа строится на следующих принципах: доверительное отношение; внимательно и заинтересованно слушать ребенка, не отвергать его мнение. У ребенка должны быть свои взгляды; поддерживать в ребенке самоуважение, помочь поверить в себя, научить его сопротивляться мнению окружающих; помогать ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели. Поручать ему ответственность за какую-нибудь работу, хвалить его; поощрять даже за небольшие достижения, не сравнивать его с другими; учить говорить нет; не занижать самооценку ребенка. Ожидаемые результаты: Оценка полученных знаний и умений воспитанников в результате реализации программы осуществляется через мониторинг качества учебных знаний и практических навыков воспитанников и их личностных достижении, проведения динамики психофизического состояния детей. Результатами успешного освоения программы являются: формирование у воспитанников позитивного образа семьи и правильное определение своего места в ней; повышение учебной мотивации для продолжения учебы, получения хорошего образования и достойной работы, карьерного роста; создание у воспитанников адекватной оценки себя как личности; 6 успешное и эмоционально устойчивое прохождение адаптации воспитанников в новых учебных и рабочих коллективах. 7 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Количество часов Название практик всего теория а Раздел 1. «Знакомство. Правила хорошего тона в различных ситуациях» 1.1. Вводное занятие 1 1 1.2. Хорошие и вредные привычки 1 0,5 0,5 1.3. Умение говорить 1 0,5 0,5 1.4. Что значит быть приветливым 1 1 1.5. Мое поведение 1 0,5 0,5 5 3,5 1,5 Раздел 2. «Что такое чувства и эмоции» 2.1. Мое настроение 1 1 2.2. Умение владеть собой 1 0,5 0,5 2.3. Мир наших эмоций 1 0,5 0,5 2.4. Наши чувства и желания 1 1 2.5. Самоконтроль и требовательность к 1 0,5 0,5 себе 2.6. Всегда есть выбор 1 1 6 4,5 1,5 Раздел 3. «Поведение в общественных местах и на улице» 3.1. Культура поведения в общественных 1 0,5 0,5 местах 3.2. Административная и уголовная 1 1 ответственность 3.3. Права и обязанности 1 1 несовершеннолетнего 3.4. Правила поведения на улице 1 0,5 0,5 3.5. Культура приветствий и обращений к 1 0,5 0,5 окружающим 3.6. Правила поведения пассажира в 1 0,5 0,5 общественном транспорте 3.7. Культура речи. Ненормативная 1 1 лексика 7 5 2 Раздел 4. «Коммуникативность в общении» 4.1. Правила бесконфликтного поведения 1 1 4.2. Способы урегулирования конфликта 1 1 4.3. Коллективная помощь и сочувствие 1 1 4.4. Искусство каждодневного общения 1 1 4 4 Раздел 5. «Патриотические чувства» 5.1. Моя Родина – Россия 1 0,5 0,5 8 5.2. 5.3. 5.4. 1. 5.5. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. Умей сказать – НЕТ! Быть гражданином Сколько нас, какие мы? Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего 1 1 1 0,5 1 1 0,5 - 1 0,5 0,5 5 3,5 1,5 Раздел 6. «Здоровый образ жизни» Виды медицинской помощи и их 1 0,5 0,5 использование Личная гигиена подростка 1 1 ЗОЖ – что это такое? 1 0,5 0,5 Мы за здоровый образ жизни 1 0,5 0,5 Всегда есть выбор 1 0,5 0,5 5 3 2 Раздел 7. «Умение контролировать свое поведение и поступки» Жизнь – главная ценность человека 1 0,5 0,5 Обязанности подростка 1 1 Я и моя уличная компания 1 0,5 0,5 Планы на будущее 1 0,5 0,5 4 2,5 1,5 ИТОГО: 36 26 10 9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема Часы 1.1. Вводное занятие 1 1.2. Хорошие и вредные привычки 1 1.3. Умение говорить 1 1.4. Что значит быть приветливым 1 1.5. Мое поведение 1 2.1. Мое настроение 1 2.2. Умение владеть собой 1 2.3. Мир наших эмоций 1 2.4. Наши чувства и желания 1 2.5. Самоконтроль и требовательность к себе 1 2.6. Всегда есть выбор 1 3.1. Культура поведения в общественных местах Административная и уголовная ответственность Права и обязанности несовершеннолетнего Правила поведения на улице 1 1 3.7. Культура приветствий и обращений к окружающим Правила поведения пассажира в общественном транспорте Культура речи. Ненормативная лексика 4.1. Правила бесконфликтного поведения 1 4.2. Способы урегулирования конфликта 1 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 10 1 1 1 1 1 Отметка о выполнении 4.3. Коллективная помощь и сочувствие 1 4.4. Искусство каждодневного общения 1 5.1 Моя Родина – Россия 1 5.2. Умей сказать – НЕТ! 1 5.3. Быть гражданином 1 5.4.2. Сколько нас, какие мы? 1 1 6.2. Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего Виды медицинской помощи и их использование Личная гигиена подростка 6.3. ЗОЖ – что это такое? 1 6.4. Мы за здоровый образ жизни 1 6.5. Всегда есть выбор 1 7.1. Жизнь – главная ценность человека 1 7.2. Обязанности подростка 1 7.3. Я и моя уличная компания 1 7.4. Планы на будущее 1 ИТОГО 36 5.5. 6.1. 11 1 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. «Знакомство. Правила хорошего тона в различных ситуациях». Знакомство. Теория: Знакомство с общей структурой программы, содержанием, формами предоставления материала. Обзор литературы. «Правила хорошего тона в различных ситуациях» Теория: Этикет и правила хорошего тона разделяются по нескольким критериям. Это могут быть правила поведения светского, религиозного, делового, аристократического, военного или профессионального общества. Всю свою жизнь человек находится в рамках социокультурного пространства. Если только речь не идет о жизни на необитаемом острове. Знание хороших манер делает человека гораздо богаче в духовном плане. Это напрямую зависит от его воспитания и проявляется в умении одеваться, красиво ходить, следить за своей интонацией в общении с другими людьми. При походе в кафе и ресторан на ужин, торжественное мероприятие или деловую встречу, важно знать и помнить о правилах поведения в таких местах. Каждый культурный и воспитанный человек владеет этим знанием. Практика: Анкетирование, беседа, опрос. Раздел 2. «Что такое чувства и эмоции». Теория: Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями. Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций 12 или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Практика: Практическая работа. Роль эмоции в межличностных отношениях. Обсуждение предложенных воспитателем ситуаций, опрос. Раздел 3. «Поведение в общественных местах и на улице». Теория: К общественным местам относятся места общего пользования. Это транспорт, магазины, столовые, музеи, библиотеки, а также сама улица. Когда вы выходите из дома, вы попадаете в общественное место. Помимо вас, здесь множество людей, которые гуляют, спешат на работу и идут по своим делам. Правила поведения на улице позволяют каждому человеку быть вежливым и не мешать окружающим. Наряду с правилами этикета, существуют также нормы безопасного поведения, знание которых помогает ребятам избежать сложных, а подчас и трагичных ситуаций. Дорога является местом повышенной опасности, поэтому дети должны знать, когда и где ее можно переходить. Практика: Практическая работа. Изучение и освоение норм и правил культуры поведения в общественных местах; анкетировние. Раздел 4. «Коммуникативность в общении». Теория: Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Говоря о таком явлении как коммуникативность личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств 13 и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую». Основными источниками приобретения человеком коммуникативности являются жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и специальные научные методы. Все эти источники имеют для каждого из нас различную субъективную значимость, однако ведущая роль в любом случае принадлежит жизненному опыту. Особое место в структуре жизненного опыта занимает опыт межличностного общения. К сфере жизненного опыта следует отнести также уровень совершенства профессиональной и бытовой деятельности, так как успешные трудовые операции коммуникативно значимы для формирования в повседневной культуре моделей коммуникативного поведения. Раздел 5. «Патриотические чувства» Теория: Воспитание патриотических чувств у детей этого возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. 14 Практика: Текущий контроль, опрос, анкетирование, игры по патриотическому воспитанию. Раздел 6. «Здоровый образ жизни» Теория: Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету. Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического). Практика: Игра-соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твое здоровье». Изготовление буклета «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». Раздел 7. «Умение контролировать свое поведение и поступки» Теория: Самоконтроль поведения - возможность человека отвечать за свое поведение в достаточно широком круге ситуаций. Если человек смог изменить свое поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной ситуации, это ситуативное изменение собственного поведения. Если человек изменил свое поведение в целом, принципиально, это изменение надолго и касается большого числа значимых ситуаций, говорится о самоконтроле поведения. Если человек может контролировать не только свое поведение, но и свое состояние, свои эмоции, говорят, что этот человек умеет владеть собой. Практика: Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности, поведении ; кинолекторий «Взросление. Ответственность. Выбор» 15 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Организация учебно-воспитательного процесса включает в себя следующие приемы и методы: объяснение; беседы; дискуссии, диспуты; лекции; ролевые игры и т.д. Собрана картотека дополнительных материалов к занятиям. Программой предусмотрены различные формы и методы подведения итогов по каждой теме и разделу. Программа составлена по принципу дифференциального подхода с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева Э. Р. Патронатная семья как институт социализации детей-сирот : автореф. дис. … канд. социолог. наук / Алексеева Эльвина Расиховна ; [Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького]. - Екатеринбург : [б. и.], 2009. - 19 с. 2. Аргунова Л. Социализация выпускников детского дома // Беспризорник. - 2009. - № 5. - С. 21-23. 3. Володина Ю. профессионального Профильная подготовка самоопределения детей-сирот как // средство Социальная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 65-70. 4. Волохатова В. М. Социальное развитие и адаптация детей-сирот // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. - № 1. - С. 31-35. 5. Дудкина Г. Модель выпускника как ориентир в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни // Воспитание школьников. 2008. - № 2. - С. 37-42. 6. Курилко Л. В. Постинтернатный патронат - современная форма социализации выпускников детских домов // Социальная работа. - 2008. № 3. - С. 52-57. 7. Матюхина П. В. Реализация предпрофильной подготовки в общеобразовательных школах-интернатах для детей-сирот // Образование и общество. – 2006. - № 4. - С. 24-27. 8. Москоленко Н. В. Подготовка воспитанников-сирот с проблемами интеллектуального развития к самостоятельной жизни // Дефектология. – 2006. - № 1. - С. 47-52. 9. Овчинников эффективное средство А. Профессиональное социализации педагогика. - 2008. - № 4. - С. 59-64. 17 самоопределение детей-сирот // - Социальная 10. Орсаг Ю. Профессиональное самоопределение и трудоустройство детей, нуждающихся в поддержке государства: региональная модель // Там же. - 2009. - № 3. - С. 23-29. 11. Подготовка к семейной жизни детей-сирот // Там же. – 2006. - № 1. - С. 99-109. 12. Чушева Л. Н. Социализация воспитанников школы-интерната средствами целевых воспитательных программ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - С. 38-42. 13. Шабанова С. Состояться человеком // Народное образование. 2007. - № 7. - С. 237-240. 14. Шмидт В. Р. Психологические основы подготовки детей-сирот к семейной жизни // Дефектология. – 2006. - № 4. - С. 55-61. 15. Шульга Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям : опыт исследований и практической работы : учеб. пособие : для вузов / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков ; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 2003. – 397 с. 18 Для заметок __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 19