Биланик Л.В. Подготовка к самостоятельной жизни 2021-2022 уч. год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план…………………………………………………..8
3. Календарно-тематический план…………………………………………….10
4. Содержание программы……………………………………………………..12
5. Методическое обеспечение программы…………………………………....16
6. Список литературы…………………………………………………………..17

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода из учреждения,
чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной
жизнью. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что
многие

воспитанники недостаточно

подготовлены

к выбору своего

жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной
жизни, низкой социальной активностью. Неумение строить жизнь по
социально культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных
взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Дело в
том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед
ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе
дальнейших жизненных путей.
С

целью

повышения

эффективности

работы

по

подготовке

воспитанников к самостоятельной жизни возникла необходимость создания
данной программы. Программа направлена на формирование у детей
готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ
собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение и т.д.
Назначение программы — дать нормативный перечень основных тем,
определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников,
необходимых для их самостоятельной жизни.
Актуальность темы заключается в том что это проблема возникает из
года в год и наша задача помочь в социальной адаптации воспитанников,
отсюда необходимость создания программы по подготовке воспитанников к
самостоятельной жизни в обществе. Формирования у них необходимых
навыков для эффективного функционирования в социуме. Можно сделать
вывод, что социальная адаптация воспитанников является важной проблемой,
так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать
как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того,
3

чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять
общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила,
находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации.
Наличие у воспитанников опыта решения этих задач будет способствовать
более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе,
поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные
силы и полученный опыт.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Цель

программы:

осуществление

социальной,

нравственной,

культурной, профессиональной подготовки подростков к самостоятельной
жизни, гармоничное развитие личности каждого воспитанника.
Задачи:
 подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в плане
приобретения необходимых правовых знаний, осознание ими
своих

конституционных

прав

и

обязанностей,

меры

ответственности за их неисполнение;
 создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в
рамках общественно-приемлемого поведения;
 формирование адекватной самооценки личности, нравственного
самосознания,

гражданского

мировоззрения,

преодоление

иждивенческих, потребительских качеств воспитанников;
 психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение
способам и приемам самоуправления как важнейшим условиям
саморегуляции человека

и благополучной социализации

в

грядущей взрослой жизни;
 овладение коммуникативными знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для самостоятельной жизни;
 профессиональная ориентация воспитанников в соответствии с их
наклонностями и способностями;
4

 освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и
навыков;
 привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение моральноэтических норм;
 воспитание естественной потребности в соблюдении норм и
правил здорового образа жизни.
Определяя главные цели программы, как развитие личности и
социализация подростка, каждое занятие должно обеспечивать развитие
личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации
программы используются:
 личностно-ориентированная технология воспитания;
 технология воспитания в сотрудничестве;
 технология индивидуализации воспитания;
 технология коллективного взаимодействия;
 технология исследовательского (проблемного) воспитания;
 технология проектной деятельности;
 технология творческой деятельности.
Программа рассчитана на детей 10-15 лет на 1 год обучения и реализуется
в объёме 36 часа. Продолжительность занятия 45 минут. Количество занятий:
1 раз в неделю.
Материальное обеспечение:


Техническое оснащение (компьютер);



Канцелярские товары.

Формы работы:


Групповые;



Индивидуальные.

Методы работы:
 Наблюдение;
 Кинолекторий;
5

 Дискуссия;
 Практикум;
 Анкетирование;
 Беседа;
Беседа строится на следующих принципах:
 доверительное отношение;
 внимательно и заинтересованно слушать ребенка, не отвергать
его мнение. У ребенка должны быть свои взгляды;
 поддерживать в ребенке самоуважение, помочь поверить в себя,
научить его сопротивляться мнению окружающих;
 помогать ребенку выбирать и ставить перед собой реальные
цели. Поручать ему ответственность за какую-нибудь работу,
хвалить его;
 поощрять даже за небольшие достижения, не сравнивать его с
другими;
 учить говорить нет;
 не занижать самооценку ребенка.
Ожидаемые результаты:
Оценка полученных знаний и умений воспитанников в результате
реализации программы осуществляется через мониторинг качества учебных
знаний и практических навыков воспитанников и их личностных достижении,
проведения динамики психофизического состояния детей.
Результатами успешного освоения программы являются:
 формирование у воспитанников позитивного образа семьи и
правильное определение своего места в ней;
 повышение

учебной

мотивации

для

продолжения

учебы,

получения хорошего образования и достойной работы, карьерного
роста;
 создание у воспитанников адекватной оценки себя как личности;
6

 успешное и эмоционально устойчивое прохождение адаптации
воспитанников в новых учебных и рабочих коллективах.

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Количество часов
Название
практик
всего
теория
а
Раздел 1. «Знакомство. Правила хорошего тона в различных ситуациях»
1.1. Вводное занятие
1
1
1.2. Хорошие и вредные привычки
1
0,5
0,5
1.3. Умение говорить
1
0,5
0,5
1.4. Что значит быть приветливым
1
1
1.5. Мое поведение
1
0,5
0,5
5
3,5
1,5
Раздел 2. «Что такое чувства и эмоции»
2.1. Мое настроение
1
1
2.2. Умение владеть собой
1
0,5
0,5
2.3. Мир наших эмоций
1
0,5
0,5
2.4. Наши чувства и желания
1
1
2.5. Самоконтроль и требовательность к
1
0,5
0,5
себе
2.6. Всегда есть выбор
1
1
6
4,5
1,5
Раздел 3. «Поведение в общественных местах и на улице»
3.1. Культура поведения в общественных
1
0,5
0,5
местах
3.2. Административная и уголовная
1
1
ответственность
3.3. Права и обязанности
1
1
несовершеннолетнего
3.4. Правила поведения на улице
1
0,5
0,5
3.5. Культура приветствий и обращений к
1
0,5
0,5
окружающим
3.6. Правила поведения пассажира в
1
0,5
0,5
общественном транспорте
3.7. Культура речи. Ненормативная
1
1
лексика
7
5
2
Раздел 4. «Коммуникативность в общении»
4.1. Правила бесконфликтного поведения
1
1
4.2. Способы урегулирования конфликта
1
1
4.3. Коллективная помощь и сочувствие
1
1
4.4. Искусство каждодневного общения
1
1
4
4
Раздел 5. «Патриотические чувства»
5.1. Моя Родина – Россия
1
0,5
0,5
8

5.2.
5.3.
5.4.
1.
5.5.

6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.

7.1.
7.2.
7.3.
7.4.

Умей сказать – НЕТ!
Быть гражданином
Сколько нас, какие мы?
Кто не знает своего прошлого, у того
нет будущего

1
1
1

0,5
1
1

0,5
-

1

0,5

0,5

5
3,5
1,5
Раздел 6. «Здоровый образ жизни»
Виды медицинской помощи и их
1
0,5
0,5
использование
Личная гигиена подростка
1
1
ЗОЖ – что это такое?
1
0,5
0,5
Мы за здоровый образ жизни
1
0,5
0,5
Всегда есть выбор
1
0,5
0,5
5
3
2
Раздел 7. «Умение контролировать свое поведение и поступки»
Жизнь – главная ценность человека
1
0,5
0,5
Обязанности подростка
1
1
Я и моя уличная компания
1
0,5
0,5
Планы на будущее
1
0,5
0,5
4
2,5
1,5
ИТОГО:
36
26
10

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тема

Часы

1.1.

Вводное занятие

1

1.2.

Хорошие и вредные привычки

1

1.3.

Умение говорить

1

1.4.

Что значит быть приветливым

1

1.5.

Мое поведение

1

2.1.

Мое настроение

1

2.2.

Умение владеть собой

1

2.3.

Мир наших эмоций

1

2.4.

Наши чувства и желания

1

2.5.

Самоконтроль и требовательность к себе

1

2.6.

Всегда есть выбор

1

3.1.

Культура поведения в общественных
местах
Административная и уголовная
ответственность
Права и обязанности
несовершеннолетнего
Правила поведения на улице

1

1

3.7.

Культура приветствий и обращений к
окружающим
Правила поведения пассажира в
общественном транспорте
Культура речи. Ненормативная лексика

4.1.

Правила бесконфликтного поведения

1

4.2.

Способы урегулирования конфликта

1

3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

10

1
1
1

1
1

Отметка о
выполнении

4.3.

Коллективная помощь и сочувствие

1

4.4.

Искусство каждодневного общения

1

5.1

Моя Родина – Россия

1

5.2.

Умей сказать – НЕТ!

1

5.3.

Быть гражданином

1

5.4.2. Сколько нас, какие мы?

1
1

6.2.

Кто не знает своего прошлого, у того нет
будущего
Виды медицинской помощи и их
использование
Личная гигиена подростка

6.3.

ЗОЖ – что это такое?

1

6.4.

Мы за здоровый образ жизни

1

6.5.

Всегда есть выбор

1

7.1.

Жизнь – главная ценность человека

1

7.2.

Обязанности подростка

1

7.3.

Я и моя уличная компания

1

7.4.

Планы на будущее

1

ИТОГО

36

5.5.
6.1.

11

1
1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. «Знакомство. Правила хорошего тона в различных
ситуациях».
Знакомство.
Теория: Знакомство с общей структурой программы, содержанием,
формами предоставления материала. Обзор литературы.
«Правила хорошего тона в различных ситуациях»
Теория: Этикет и правила хорошего тона разделяются по нескольким
критериям. Это могут быть правила поведения светского, религиозного,
делового, аристократического, военного или профессионального общества.
Всю свою жизнь человек находится в рамках социокультурного
пространства. Если только речь не идет о жизни на необитаемом острове.
Знание хороших манер делает человека гораздо богаче в духовном плане. Это
напрямую зависит от его воспитания и проявляется в умении одеваться,
красиво ходить, следить за своей интонацией в общении с другими людьми.
При походе в кафе и ресторан на ужин, торжественное мероприятие или
деловую встречу, важно знать и помнить о правилах поведения в таких местах.
Каждый культурный и воспитанный человек владеет этим знанием.
Практика: Анкетирование, беседа, опрос.
Раздел 2. «Что такое чувства и эмоции».
Теория: Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними
качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас
внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с
чувствами, чувства с состояниями.
Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет
ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и
чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций
12

или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества.
Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у
наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и
киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают
и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях.
Практика: Практическая работа. Роль эмоции в межличностных
отношениях. Обсуждение предложенных воспитателем ситуаций, опрос.
Раздел 3. «Поведение в общественных местах и на улице».
Теория: К общественным местам относятся места общего пользования.
Это транспорт, магазины, столовые, музеи, библиотеки, а также сама улица.
Когда вы выходите из дома, вы попадаете в общественное место. Помимо вас,
здесь множество людей, которые гуляют, спешат на работу и идут по своим
делам. Правила поведения на улице позволяют каждому человеку быть
вежливым и не мешать окружающим.
Наряду с правилами этикета, существуют также нормы безопасного
поведения, знание которых помогает ребятам избежать сложных, а подчас и
трагичных ситуаций. Дорога является местом повышенной опасности,
поэтому дети должны знать, когда и где ее можно переходить.
Практика: Практическая работа. Изучение и освоение норм и правил
культуры поведения в общественных местах; анкетировние.
Раздел 4. «Коммуникативность в общении».
Теория: Коммуникативность — это процесс взаимодействия между
людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются
межличностные отношения.
Говоря о таком явлении как коммуникативность личности, следует иметь
в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность
некоторых

характерологических

свойств
13

и

качеств,

позволяющих

осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности
является компонентом мотивационно-потребностной сферы.
Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия
соответствующей направленности личности, определяющей социальный и
нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и
соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно
мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в
том числе и «фильтрующую».
Основными источниками приобретения человеком коммуникативности
являются жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и специальные
научные методы. Все эти источники имеют для каждого из нас различную
субъективную значимость, однако ведущая роль в любом случае принадлежит
жизненному опыту.
Особое

место

в

структуре

жизненного

опыта

занимает

опыт

межличностного общения. К сфере жизненного опыта следует отнести также
уровень совершенства профессиональной и бытовой деятельности, так как
успешные трудовые операции коммуникативно значимы для формирования в
повседневной культуре моделей коммуникативного поведения.
Раздел 5. «Патриотические чувства»
Теория: Воспитание патриотических чувств у детей этого возраста- одна
из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к
близким людям, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства
закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках
конкретной социокультурной среды.
Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим
ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного
патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и
готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое
воспитание как система целенаправленного воздействия.
14

Практика: Текущий

контроль,

опрос,

анкетирование,

игры

по

патриотическому воспитанию.
Раздел 6. «Здоровый образ жизни»
Теория: Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих
счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с
детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней –
здоровую планету.
Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни —
это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и
профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список
правил,

соблюдение

которых максимально

обеспечит

сохранение

и

укрепление здоровья (как физического, так и психического).
Практика: Игра-соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твое
здоровье». Изготовление буклета «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».
Раздел 7. «Умение контролировать свое поведение и поступки»
Теория: Самоконтроль поведения - возможность человека отвечать за
свое поведение в достаточно широком круге ситуаций. Если человек смог
изменить свое поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной
ситуации, это ситуативное изменение собственного поведения. Если человек
изменил свое поведение в целом, принципиально, это изменение надолго и
касается большого числа значимых ситуаций, говорится о самоконтроле
поведения. Если человек может контролировать не только свое поведение, но
и свое состояние, свои эмоции, говорят, что этот человек умеет владеть собой.
Практика: Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в
эмоциональной сфере, деятельности, поведении ; кинолекторий «Взросление.
Ответственность. Выбор»

15

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация

учебно-воспитательного

процесса

включает

в

себя

следующие приемы и методы:
 объяснение;
 беседы;
 дискуссии, диспуты;
 лекции;
 ролевые игры и т.д.
Собрана картотека дополнительных материалов к занятиям. Программой
предусмотрены различные формы и методы подведения итогов по каждой
теме и разделу.
Программа составлена по принципу дифференциального подхода с
учетом

возрастных

и

психофизических

особенностей

развития

воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен
по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное
изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и
совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания,
ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Алексеева Э. Р. Патронатная семья как институт социализации

детей-сирот : автореф. дис. … канд. социолог. наук / Алексеева Эльвина
Расиховна ; [Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького]. - Екатеринбург : [б. и.],
2009. - 19 с.
2.

Аргунова Л. Социализация выпускников детского дома //

Беспризорник. - 2009. - № 5. - С. 21-23.
3.

Володина

Ю.

профессионального

Профильная

подготовка

самоопределения

детей-сирот

как
//

средство
Социальная

педагогика. - 2008. - № 4. - С. 65-70.
4.

Волохатова В. М. Социальное развитие и адаптация детей-сирот

// Дополнительное образование и воспитание. – 2008. - № 1. - С. 31-35.
5.

Дудкина Г. Модель выпускника как ориентир в подготовке

воспитанников к самостоятельной жизни // Воспитание школьников. 2008. - № 2. - С. 37-42.
6.

Курилко Л. В. Постинтернатный патронат - современная форма

социализации выпускников детских домов // Социальная работа. - 2008. № 3. - С. 52-57.
7.

Матюхина П. В. Реализация предпрофильной подготовки в

общеобразовательных

школах-интернатах

для

детей-сирот

//

Образование и общество. – 2006. - № 4. - С. 24-27.
8.

Москоленко

Н.

В.

Подготовка

воспитанников-сирот

с

проблемами интеллектуального развития к самостоятельной жизни //
Дефектология. – 2006. - № 1. - С. 47-52.
9.

Овчинников

эффективное

средство

А.

Профессиональное
социализации

педагогика. - 2008. - № 4. - С. 59-64.
17

самоопределение

детей-сирот

//

-

Социальная

10. Орсаг

Ю.

Профессиональное

самоопределение

и

трудоустройство детей, нуждающихся в поддержке государства:
региональная модель // Там же. - 2009. - № 3. - С. 23-29.
11. Подготовка к семейной жизни детей-сирот // Там же. – 2006. - №
1. - С. 99-109.
12. Чушева Л. Н. Социализация воспитанников школы-интерната
средствами целевых воспитательных программ // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - С. 38-42.
13. Шабанова С. Состояться человеком // Народное образование. 2007. - № 7. - С. 237-240.
14. Шмидт В. Р. Психологические основы подготовки детей-сирот к
семейной жизни // Дефектология. – 2006. - № 4. - С. 55-61.
15. Шульга

Т.

И.

Социально-психологическая

помощь

обездоленным детям : опыт исследований и практической работы : учеб.
пособие : для вузов / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков ; Ун-т
Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 2003. – 397 с.

18

Для заметок
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».