Квиллинг 2023-2024 учебный год

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Квиллинг» составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
на 29 декабря 2022 г.);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(с изменениями на 31 июля 2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
15. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 19.12.2022 г.);
16. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
17. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
18. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
19. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
20. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
22. Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
города Керчи Республики Крым для детей, нуждающихся в психологопедагогическом и медико-социальном сопровождении «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»;
23. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной и составлена на основе книги
А. Быстрицкой «Бумажная Филигрань».
2

Направленность Программы «Квиллинг» - художественная. Программа
направлена на развитие у обучающихся мелкой моторики, точной координации,
мышления, речи, чувства формы и цвета, воображения, усидчивости.
Актуальность Программы продиктована требованием времени.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные
способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику рук,
способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в
которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь
более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные
поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные
композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня
квиллинг наиболее тесно связан с самым молодым видом искусства – дизайном.
Новизна Программы заключается в разработке, изготовлении
и
применении
дидактического
материала,
учитывающего
возрастные
особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного
развития творческого потенциала каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность Программы направлена на
становление личности ребенка. Она способствуют раскрытию творческого
потенциала, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры, его
эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в
области художественного творчества, дети получают возможность
удовлетворить потребность в желании что-то создавать своими руками.
Участие детей в процессе изготовления красивых, полезных и нужных вещей,
очень важны для их художественного развития, для воспитания у них
здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Отличительные особенности Программы. Заключаются в подборе и
разработки комплекта дидактических материалов для изготовления изделий с
учетом возрастных особенностей детей. Формирование необходимых знаний,
умений и навыков происходит во время обучения. В процессе обучения
реализуется дифференцированный подход. Учитываются возрастные и
индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более
успешного творческого развития.
Обучение по программе ведется в разновозрастных группах. В данном
случае имеется ввиду учебные занятия, где в рамках учебного процесса,
взаимодействует переменный состав обучающихся разного возраста, но одного
уровня подготовленности.
Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность
детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и
частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Отличительной особенностью разновозрастной группы является
качественно новый социальный опыт межличностных взаимоотношений. В
такой группе ребёнок на протяжении всего обучения имеет естественную
возможность не только наблюдать способы межличностных взаимоотношений,
но и быть активным их участником
3

Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе
существенно возрастает, так как обеспечивается взаимодействие, общение
обучающихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей
потребности ребенка. Это возможно при организации совместной учебной
деятельности детей, которая создает основу разновозрастного обучения.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 7
лет до 13 лет.
Младший школьный возраст 6-10 лет. Развитие психики детей этого
возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности —
учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная
деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной
деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и
навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить
способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои
действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность
психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Подростковый возраст от 11-15 лет. Переход от детства к взрослости
составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа.
Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена
многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом
возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации
ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические
новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному
полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными
новообразованиями
подросткового
возраста
есть
стремление
к
самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и
профессиональных интересов.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает
минимальную сложность предлагаемого материала для освоения содержания.
Общее количество часов, необходимых для освоения программы составляет 72
часа.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень обучения

Год
обучения

стартовый
1 год
(ознакомительный)

Количество
учащихся в
группе
7-12 человек

Количество Объем
часов
в программы
неделю
2 часа
72 часа

Уровень Программы - стартовый (ознакомительный).
Формы обучения и виды занятий.
4

Возраст
учащихся
7-13 лет

Обучение по программе происходит в очном формате. Основные формы
работы: групповые занятия, работа в парах, коллективная форма работы.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом. Ведущей формой организации занятий является
типовое занятие (объяснение и практическое выполнение), практическое
занятие по закреплению навыков и умений, самостоятельное изготовление
поделки.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки обучающихся.
Наполняемость в группе составляет 7-12 человек. Состав группы –
переменный, разновозрастной.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 2 часа в
неделю, 72 часа в год. Академический час - 45 минут.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: развитие художественно-эстетического мышления детей,
посредством работы в технике квиллинг.
Задачи:
Обучающие задачи:
- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике
«квиллинг»;
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Развивающие задачи:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую
моторику рук, развивать глазомер;
- развивать сенсорные и умственные способности;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
- совершенствовать трудовые навыки;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и
экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

1.3 Воспитательный потенциал Программы
5

Воспитательная работа в рамках программы «Квиллинг» направлена на
формирование всесторонне развитой личности, на особое положительное
влияние развития воспитанника средствами продуктивной деятельности.
Продуктивная творческая деятельность направлена на развитие
личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это
деятельность, направленная на получение чего-то нового, непотворимого.
Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.
Одной из главных задач обучения и воспитания на занятиях прикладным
творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие
творческой культуры ребёнка (развитие творческого нестандартного подхода к
реализации задания, воспитания, трудолюбия, интереса к практической
деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
1.4. Содержание Программы
Таблица 2
Учебный план
№
занят
ия

Содержание
занятий в плане

Количество часов
всего
теория практик
а

Вводное занятие. ТБ

2

2

-

4
2
2
4
2

3
1
2
2
1

1
1
2
1

2

1

1

8

4

4

2
2
2
2
10

1
1
1
1
5

1
1
1
1
5

2

1

1

4

2

2

4.3.

Раздел 1: «История квиллинга»
2История возникновения квиллинга
Посещение выставки
Раздел 2: «Материаловедение»
Знакомство с материалами и
инструментами
Знакомство с различными
дополнительными
приспособлениями
Раздел 3: «Основы композиции и
цветоведения»
Основные законы композиции
Основные и составные цвета
Цветовой круг
Теплые и холодные цвета
Раздел 4: «Техника выполнения
квиллинга»
Основные элементы квиллинга:
плотная катушка
Основные элементы квиллинга:
ажурные элементы
Листья

2

1

1

4.4

Эскиз

2

1

1

1.1.
1.2.
2.1.
2.2.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

4.1.
4.2.

6

Формы
аттестации и
контроля
Педагогическо
е наблюдение

Выставка
детских работ

5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.

Раздел 5: «Цветочные
композиции»
Композиция «Ромашка»
Композиция «Зеленый виноград»
Композиция «Тюльпаны»
Композиция «Тайна золотого цветка
- одуванчик»
Композиция «Дерево счастья»
Композиция «Цветок солнца»
Итоговое занятие

42

21

21

6
6
6
6

3
3
3
3

3
3
3
3

8
10
2

4
5
1

4
5
1

Итого часов

72

38

34

Индивидуально
е творческое
задание

Содержание учебного плана
Занятия по программе осуществляются в разновозрастных группах, при
организации таких групп педагогом учитываются дифференциация учебной и
физической нагрузки для детей разного возраста. При организации обучения,
чаще проводятся деления на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и
величина умственной и физической нагрузки соответствовала возрасту каждого
ребёнка. В каждом конкретном случае педагог в составе группы выделяет 2-3
подгруппы, и в соответствии с ними дифференцирует образовательную
деятельность.
«Вводное занятие. ТБ» (2 часа)
Теория: Знакомство с новым видом бумажной пластики «Квиллинг».
Раздел 1: «История квиллинга» (4 часа)
1.1. «История возникновения квиллинга» (2 часа)
Теория: Знакомство с историей возникновения квиллинга.
Использование этого вида искусства в жизни человека.
Практика: Знакомство с необходимыми материалами и
инструментами.
1.2. «Посещение выставки» (2 часа)
Теория: Знакомство с лучшими работами воспитанников и педагога.
Раздел 2: «Материаловедение» (4 часа)
2.1. «Знакомство с материалами» (2 часа)
Теория: Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их
основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная,
серпантин.
Практика: Выполнение простых элементов из серпантина.
2.2.
«Знакомство
с
различными
дополнительными
приспособлениями» (2 часа)
Теория: Знакомство с различными дополнительными приспособлениями:
зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш
простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практика: Выполнение простых элементов из серпантина.
7

Раздел 3: «Основы композиции и цветоведения» (8 часов)
3.1. «Основные законы композиции» (2 часа)
Теория: Знакомство с основными законами композиции: расположение
элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практика: Зарисовка композиций.
3.2. «Основные и составные цвета» (2 часа)
Теория:
Знакомство
с
основными
и
составными
цветами.
Дополнительные цвета.
Практика: Зарисовка композиций.
3.3. «Цветовой круг» (2 часа)
Теория: Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и
составными цветами. Дополнительные цвета.
Практика: Зарисовка цветового круга.
3.4. «Теплые и холодные цвета» (2 часа)
Теория: Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность
цвета и его светлость. Цветовой контраст.
Практика: Выполнение тренировочных зарисовок.
Раздел 4: «Техника выполнения квиллинга» (10 часов)
4.1. «Основные элементы квиллинга: плотная катушка» (2 часа)
Теория: Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги – плотная
катушка.
Практика: Техника выполнения плотной катушки.
4.2. «Основные элементы квиллинга: ажурные элементы» (4 часа)
Теория: Выполнение основных элементов квиллинга - ажурные элементы.
Практика: Техника выполнения ажурных элементов.
4.3. «Листья» (2 часа)
Теория: Всестороннее развитие детей в процессе овладения приемами
техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.
Практика: Выполнение листьев из листа бумаги.
4.4. «Эскиз» (2 часа)
Теория: Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практика: Техника выполнения эскиза композиции.
Раздел 5: «Цветочные композиции» (42 часа)
5.1. «Композиция «Ромашка» (6 часов)
1) Теория: Анализ композиции. Выявление необходимых заготовок.
Практика: Разработка эскиза композиции «Ромашка»
2) Теория: Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев.
Практика: Изготовление заготовок цветов и листьев.
3) Теория: Составление композиции.
Практика: Составление композиции из заготовок по эскизу.
5.2. «Композиция «Зеленый виноград» (6 часов)
1) Теория: Анализ композиции. Выявление необходимых заготовок.
Практика: Разработка эскиза «Зеленый виноград» по предложенному
образцу.
8

2) Теория: Изготовление необходимых элементов для композиции
«Зеленый виноград».
Практика: Изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них
грозди винограда. Изготовление листьев из бумаги. Изготовление длинной
спирали.
3) Теория: Составление композиции.
Практика: Составление композиции из заготовок по разработанному
эскизу.
5.3. «Композиция «Тюльпаны» (6 часов)
1) Теория: Анализ композиции. Выявление необходимых заготовок.
Практика: Разработка эскиза композиции «Тюльпаны».
2) Теория: Изготовление необходимых элементов для композиции
«Тюльпаны».
Практика: Изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из
бумажных полосок.
3) Теория: Составление композиции.
Практика: Составление композиции из заготовок по эскизу.
5.4. «Композиция «Тайна золотого цветка – одуванчик» (6 часов)
1) Теория: Анализ композиции. Выявление необходимых заготовок.
Практика: Разработка эскиза композиции.
2) Теория: Изготовление необходимых элементов для композиции.
Практика: Изготовление цветов приемом закручивания
нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги.
3) Теория: Составление композиции.
Практика: Составление композиции из заготовок по эскизу.
5.5. «Композиция «Дерево счастья» (8 часов)
1) Теория: Анализ композиции. Выявление необходимых заготовок.
Практика: Разработка эскиза композиции.
2) Теория: Изготовление необходимых элементов для композиции.
Практика: Изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка.
3) Теория: Изготовление необходимых элементов для композиции.
Практика: Изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка.
4) Теория: Составление композиции.
Практика: Составление композиции из заготовок по эскизу.
5.6. «Композиция «Цветок солнца» (10 часов)
1) Теория: Анализ композиции. Выявление необходимых заготовок.
Практика: Разработка эскиза композиции «Цветок солнца».
2) Теория: Изготовление необходимых элементов для композиции.
Практика: Изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев.
3) Теория: Сборка цветов.
Практика: Сборка цветов из заготовок лепестков.
4) Теория: Составление композиции по эскизу.
Практика: Составление композиции из заготовок.
«Итоговое занятие» (2 часа)
9

Теория: Итоговое занятие проводится в форме индивидуального
творческого задания. Тему итоговой работы каждый воспитанник выбирает
сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею.
Практика: Итоговая работа может быть выполнена в любой технике
бумагокручения.
1.5. Планируемые результаты
К концу года воспитанники продемонстрируют следующие результаты.
Обучающие. Воспитанники будут:
- иметь практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг»;
- знакомы с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Развивающие. У воспитанников будут:
- развитый художественный вкус, творческие способности и фантазия;
- развита способность работать руками, совершенствованная мелкая моторика
рук, развит глазомер;
- развиты сенсорные и умственные способности;
- развито пространственное воображение.
Воспитательные. У воспитанников будут:
- воспитан интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
- совершенствован трудовой навык;
- сформирована культура труда, аккуратности, уметь бережно и экономно
использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
К концу учебного года обучающиеся будут знать:
- различные формы квиллинга;
- основные свойства различных видов бумаги;
- способы соединения и крепления бумаги;
- технику вырезания и скручивания бумаги;
- теорию работы с бумагой разной фактуры в нетрадиционной техники
бумагокручения;
- правила ТБ при работе с инструментами и приспособлениями;
- характерные особенности художественных изделий из бумаги.
К концу учебного года обучающиеся будут уметь:
- изготавливать различные формы квиллинга;
- самостоятельно изготавливать изделия по схеме или рисунку;
- правильно использовать инструменты в работе;
- изготавливать творческие работы;
- подбирать цветовую гамму;
- выполнять способы вырезания, скручивания, соединения и крепления
бумажных заготовок;
- изготавливать сувенирные изделия из бумаги;
- работать в парах и коллективно.
10

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
11

- начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –24 мая;
- начало учебных занятий не ранее 9 час, окончание – не позднее 16 часов;
- продолжительность учебного года 34 недели;
- объем программы 72 часа в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.
Таблица 3
Календарный учебный график
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Недели
обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12

Аттестация/формы Всего часов:
контроля
72
Педагогическое
8
наблюдение

8

8

Выставка детских
работ

8

8

8

8

8

Индивидуальное
творческое
задание

8

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
- групповая комната (хорошо освещенное, проветриваемое помещение);
- стол - 6 шт.;
- стулья - 12 шт.;
- шкаф для пособий - 1 шт.;
- стол для педагога - 1 шт.;
- стул для педагога - 1 шт.;
- ноутбук - 1 шт.;
- флешка - 1 шт;
- принтер - 1 шт;
- доступ к сети «Интернет» (роутер) - 1шт;
- наглядно-демонстрационный материал;
Информационное обеспечение:
- наглядные материалы;
- учебные фильмы;
- книги.
Интернет – источники:
1. URL: https://mypatterns.ru/handmade/uroki-kvillinga/
2. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0F8seBSISbU
3. URL: https://magbook.net/read/34786
Кадровое обеспечение
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
соответствующий
нормам
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Особенности организации образовательного процесса
Обучение по Программе происходит в очном формате. Занятия в рамках
Программы проводятся в групповой форме. Работа в рамках программы
строится с учетом следующих принципов:
1. Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала –
таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок,
современных мультимедийных средств.
2. Принцип системности и последовательности – обучение ведется от
простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
3. Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме,
возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.
4. Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную
литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии.
13

5. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно
следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи
материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные
особенности каждого ребенка.
Используемые педагогические технологии:
развивающее обучение – при развивающем обучении воспитанник
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
эвристическое обучение позволяет подвести воспитанников, с помощью
умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения и д.р.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
воспитанников:
- объяснительно - иллюстративные (воспитанники усваивают и воспроизводят
готовую информацию);
- репродуктивные (воспитанники воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устно);
- мотивация (настрой воспитанника на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий:
- тематическое занятие;
- лекции;
- практикумы;
- наблюдение.
Педагогические технологии
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
- приветствие, проверка присутствия обучающихся;
- объявление темы и цели занятия;
- объяснение нового материала;
- практическая работа;
- подведение итогов занятия;
- уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Методические разработки:
- наглядно-демонстрационный материал;
- дидактический материал;
- разработки конспектов занятий, практических заданий.
14

2.3 Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в
течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде педагогического
наблюдения, где изучаются отношения воспитанника к выбранной
деятельности, его способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: выставка детских
работ.
Формы итогового контроля: индивидуальные творческие задания.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты
оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в
которой отражает уровень освоения обучающимися Программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Успешной реализации Программы должны способствовать различные
виды групповой и индивидуальной работы: выставки детских работ,
индивидуальные творческие задания.

2.4. Список литературы
Литература для педагога:
15

1.
Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-Дону:
2011
2.
Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3.
Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. – М.:
Эксмо,2009.
4.
Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5.
Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2 – М.:
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6.
Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3 – М.:
ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7.
Быстрицкая А., Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Литература для детей и родителей:
1.
Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.:
«Юный художник», 2001.
2.
Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
3.
Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. –
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
4.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. –
Обнинск: «Титул», 1998.
5.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
6.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.
Интернет – источники:
1.
URL: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587
2.
URL: http://luntiki.ru/blog/kwilling
3.
URL: https://vse-kursy.com/read/292-kvilling-dlya-nachinayuschihbesplatnye-video-uroki.html

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
16

Оценочные материалы (Приложение 1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
воспитанников осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных
испытаний в процессе обучения за воспитанниками;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
3.2. Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)
3.3. Лист корректировки (Приложение 3)
3.4. План воспитательной работы (Приложение 4)

17

18

Знания. Умения. Навыки.

Сформированность ЗУН каждого обучающегося в баллах

Сформированность культуры труда, аккуратности, умение
бережно и экономно использовать материал, содержание в
порядке рабочее место

Совершенствование трудового навыка

Развитие пространственного воображения

Развитие сенсорных и умственных способностей

Развитие способности работать руками, совершенствованная
мелкая моторика рук, развитие глазомера

ФИО
обучающихся
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и
фантазии

Умение создавать сувенирные изделия из бумажных полосок

№
Ознакомление с основными понятиями и базовыми формами
квиллинга

Владение практических навыков работы с бумагой в технике
«квиллинг»

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе
«Квиллинг»
Дата проведения диагностики__________________
ИТОГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ИТОГО
сформированность
ЗУН группы в %

Педагог ДО_________________________

ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе,
методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь),
промежуточная (январь, февраль), итоговая (май). В связи со спецификой
работы учреждения, с наличием переменного количества воспитанников в
составе группы, не все воспитанники учреждения смогут принять участие
промежуточном этапе оценивания.

19

Приложение 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № __
от «__» _______2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ №__ от _____2023г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2023/2024 учебный год по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Квиллинг»
Количество часов в неделю - ___ ч /на год - ___ ч.
Возраст обучающихся 7-13 лет
Тематическое планирование составила ____________________/_______

20

Название программы «Квиллинг»
№
п\п

Название темы занятий

Колич
ество
часов

Вводное занятие. ТБ

2

Раздел 1: «История
квиллинга»
История возникновения
квиллинга
Посещение выставки

4

4

3.3.

Раздел 2:
«Материаловедение»
Знакомство с материалами
и инструментами
Знакомство с
различными
дополнительными
приспособлениями
Раздел 3: «Основы
композиции и
цветоведения»
Основные законы
композиции
Основные и составные
цвета
Цветовой круг

3.4.

Теплые и холодные цвета

2
10

4.3.

Раздел 4: «Техника
выполнения квиллинга»
Основные элементы
квиллинга: плотная
катушка
Основные элементы
квиллинга: ажурные
элементы
Листья

4.4.

Эскиз

2
42

5.1.

Раздел 5: «Цветочные
композиции»
Композиция «Ромашка»
Композиция «Зеленый
виноград»
Композиция «Тюльпаны»

6

1.1.
1.2.

2.1.
2.2.

3.1.
3.2.

4.1.

4.2.

5.2.
5.3.

Дата по расписанию
По плану

Форма
Примечание
аттестации
(корректировк
или
а)
По факту
контроля
Педагогическо
е наблюдение

2
2

2
2

8

2
2
2

2

4
Выставка
детских работ

2

6

6
21

5.4.

5.5.
5.6.

Композиция «Тайна
золотого цветка –
одуванчик»
Композиция «Дерево
счастья»
Композиция «Цветок
солнца»
Итоговое занятие
ИТОГО:

6

8
10
Индивидуальн
ое творческое
задание

2

72

22

Приложение 3

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Квиллинг»
Дата
внесения
изменений

На основании / в
соответствии

В 2022 – 2023 Согласно методическим
учебном году рекомендациям
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ», в соответствии с
требованиями к структуре
дополнительных
общеобразовательных
программ (Приказ
Министерства образования,
науки и молодежи
Российской федерации от
09.12.21 г. № 1948,
утвержденных коллегией
Министерства образования,
науки и молодежи
Республики Крым от 23.06.21
г. № 4/4)

в 2023-2024
учебном
году

Программа скорректирована
и дополнена согласно
методическим
рекомендациям
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ», в соответствии с
23

Внесённые
Кем внесены
изменения (в
изменения (Ф.И.О.
каком разделе
подпись)
программы).
Пояснительная
Гынку Е. Г.
записка;
Цель и задачи
Программы;
Воспитательный
потенциал
Программы;
Содержание
программы;
Содержание
учебного плана;
Планируемые
результаты;
Календарный
учебный график;
Условия
реализации
программы;
Формы
аттестации и
контроля;
Список
литературы;
Приложения;
Оценочные
материалы;
Методические
материалы;
Календарнотематическое
планирование;
Лист
корректировки.
Пояснительная
Гынку Е. Г.
записка;
Содержание
программы;
Условия
реализации
программы;
Приложения;
Календарно-

требованиями к структуре
дополнительных
общеобразовательных
программ (Приказ
Министерства образования,
науки и молодежи
Российской федерации от
09.12.21 г. № 1948,
утвержденных коллегией
Министерства образования,
науки и молодежи
Республики Крым от 23.06.21
г. № 4/4)

24

тематическое
планирование;
Лист
корректировки;
План
воспитательной
работы.

Приложение 4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № __
от «_» ______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ № __ от ____2023г.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2023/2024 учебный год по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Квиллинг»

25

Цель: развитие художественно-эстетического мышления детей,
посредством работы в технике квиллинг.
Задачи:
Обучающие задачи:
- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике
«квиллинг»;
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами
квиллинга;
- создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Развивающие задачи:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую
моторику рук, развивать глазомер;
- развивать сенсорные и умственные способности;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
- совершенствовать трудовые навыки;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и
экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
К концу учебного года обучающиеся будут уметь:
- изготавливать различные формы квиллинга;
- самостоятельно изготавливать изделия по схеме или рисунку;
- правильно использовать инструменты в работе;
- изготавливать творческие работы;
- подбирать цветовую гамму;
- выполнять способы вырезания, скручивания, соединения и крепления
бумажных заготовок;
- изготавливать сувенирные изделия из бумаги;
- работать в парах и коллективно.

26

Название программы «Квиллинг»
№
занятия

Название темы занятий

Вводное занятие. ТБ
1.1.
1.2.

Форма
проведения

Месяц

Теоретическое занятие

Сентябрь

Раздел 1: «История квиллинга»
История возникновения
Теоретическое/
квиллинга
практическое занятие
Посещение выставки
Теоретическое занятие
Раздел 2: «Материаловедение»

Знакомство с материалами и
Теоретическое/
инструментами
практическое занятие
2.2.
Знакомство с различными
Теоретическое/
дополнительными
практическое занятие
приспособлениями
Раздел 3: «Основы композиции и цветоведения»
2.1.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теплые и холодные цвета
Теоретическое/
практическое занятие
Раздел 4: «Техника выполнения квиллинга»

Основные законы
композиции
Основные и составные
цвета
Цветовой круг

Основные элементы
квиллинга: плотная катушка
Основные элементы
квиллинга: ажурные
элементы
Листья

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие

4.4.

Теоретическое/
практическое занятие
Эскиз
Теоретическое/
практическое занятие
Раздел 5: «Цветочные композиции»

5.1.

Композиция «Ромашка»

5.2.

Композиция «Зеленый
виноград»
Композиция «Тюльпаны»

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие

4.1.
4.2.

4.3.

5.3.
5.4.

5.5.

Октябрь

Композиция «Тайна
золотого цветка –
одуванчик»
Композиция «Дерево
счастья»

Теоретическое/
практическое занятие
27

Ноябрь

Декабрь-январь

Январь
Февраль-март

Март-апрель

5.6.

Композиция «Цветок
солнца»
Итоговое занятие

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие

28

Апрель-май
Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».