Умелые руки 2023-2024 учебный год

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелые руки» составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
на 29 декабря 2022 г.);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(с изменениями на 31 июля 2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№ 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
15. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 19.12.2022 г.);
16. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
17. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
18. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
19.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительныхобщеразвивающих программ (включая разноуровневые),
разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» и АНО дополнительного профессионального
образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
20. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
22. Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
города Керчи Республики Крым для детей, нуждающихся в психологопедагогическом и медико-социальном сопровождении «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»;
23. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной и составлена на основе книг –
«Уроки трудового обучения. Пособие для учителя» И.Г. Майорова; «Техника
2

плетения бисером» И.В. Андрющенко, Т.А. Коваленко; «Работа с тканью. Метод.
разработки уроков» И.Н. Федорова, Л.Ф. Голик.
Направленность Программы «Умелые руки» - художественная.
Программа ориентирована на развитие у детей интереса к декоративно прикладному и народному искусству.
Актуальность Программы обусловлена ее практической значимостью.
Воспитанники могут применять полученные знания и практический опыт при
подготовке
к
самостоятельной
жизни
в
современном
социуме,
профессиональному самоопределению. Данная программа позволяет обучать
детей различным видам декоративно-прикладного творчества, предполагает
формирование ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки.
Новизна Программы состоит в специфике ее содержания,
образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные
особенности детей, их возможности и потребности, а также заключается в
комплексном подходе к решению образовательных задач. Чтобы у детей не
пропал интерес к работе, на занятиях меняется вид работы. Дети в работе могут
проявить выдумку, творчество, фантазию, что способствует повышению
эффективности труда. Благодаря содержанию структуры программного
материала
у
воспитанников
развивается
чувство
коллективизма,
ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Дети, видя
готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически
подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно
важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для
окружающих. Очень важно совершенствовать эстетический вкус детей,
развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности
ребёнка.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том,
что она позволяет сплотить творческий коллектив, создать между
воспитанниками здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить у ребят
способность личностного роста, выявить их творческий потенциал. А также
развить у детей такие качества, которые помогут в общении со сверстниками и
не только: понимание, что все люди разные, принятие этих различий, умение
сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Отличительные особенности Программы. Отличительная особенность
программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом
технологии с различными материалами, включая изучение различных
технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей,
развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие
способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с
разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные
изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе,
3

воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды
общественно-полезной деятельности.
Обучение по программе ведется в разновозрастных группах. В данном
случае имеется ввиду учебные занятия, где в рамках учебного процесса,
взаимодействует переменный состав обучающихся разного возраста, но одного
уровня подготовленности.
Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность
детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и
частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Отличительной особенностью разновозрастной группы является
качественно новый социальный опыт межличностных взаимоотношений. В
такой группе ребёнок на протяжении всего обучения имеет естественную
возможность не только наблюдать способы межличностных взаимоотношений,
но и быть активным их участником
Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе
существенно возрастает, так как обеспечивается взаимодействие, общение
обучающихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей потребности
ребенка. Это возможно при организации совместной учебной деятельности
детей, которая создает основу разновозрастного обучения.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 7
лет до 15 лет.
Младший школьный возраст 6-10 лет. Развитие психики детей этого
возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности —
учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная
деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной
деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и
навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить
способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои
действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность
психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Подростковый возраст от 11-15 лет. Переход от детства к взрослости
составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый
период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими
качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте
происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на
пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические
новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному
полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными
новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию
и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных
интересов.
4

Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает
минимальную сложность предлагаемого материала для освоения содержания.
Общее количество часов, необходимых для освоения программы, составляет 36
часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень обучения
стартовый
(ознакомительный)

Год
обучения
1 год

Количество Количество Объем
учащихся в часов
в программы
группе
неделю
6-10 человек
1
36 часов

Возраст
учащихся
7-15 лет

Уровень Программы - стартовый (ознакомительный).
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по программе происходит в очном формате. Основные формы
работы: групповые занятия, работа в парах, коллективная форма работы.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом. Ведущей формой организации занятий является
типовое занятие (объяснение и практическое выполнение), практическое занятие
по закреплению навыков и умений, самостоятельное изготовление поделки.
В данной Программе педагог, исходя из интересов детей, уровня их
подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность изложения
материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы
занятий.
Наполняемость в группе составляет 6-10 человек. Состав группы –
переменный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1 раз в неделю,
продолжительность занятия - 45 минут, 36 часов в год. Академический час - 45
минут.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: развитие творческих способностей воспитанников средствами
декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества;
- сформировать представление о свойствах материалов (бумага, картон, ткань,
бисер, природный материал);
- обучить основам технического моделирования;
5

- обучить детей основным приемам бисеронизания;
- научить детей технологии изготовления цветов из ткани;
- сформировать навыки работы с простейшими инструментами (ножницы,
линейка, шило, игла, канцелярский нож).
Развивающие задачи:
- развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной
задачей;
- развивать коммуникативные навыки;
- способствовать развитию познавательного интереса и творческого мышления.
Воспитательные задачи:
- формировать общее представление об окружающем мире;
- воспитывать понимание декоративно-прикладного творчества как значимой
сферы человеческой жизни;
- воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие,
ответственность.
1.3 Воспитательный потенциал Программы
Программа «Умелые руки» - прекрасное средство развития творческого
мышления воспитанников, умственных способностей, мелкой и средней
моторики рук. Содержание программы представлено различными видами
трудовой деятельности и направлено на овладение обучающимися
необходимыми в жизни элементарными приемами, также овладением
различными техниками исполнения изделий декоративно-прикладного
творчества с применением различных материалов (работа с бумагой, тканью,
работа с природными материалами), изготовление изделий из бисера,
аппликаций, составление и оформление букетов и д.р.
1.4. Содержание Программы
Таблица 2
Учебный план
№
занят
ия

Содержание
занятий в плане

Количество часов
Формы
всего
теория практика аттестации и
контроля

1.

Введение

1

0.5

0.5

2.

Работа с бумагой

5

1.5

3.5

Аппликация вырезная – гусеница
Аппликация «Пальма».
Аппликация «Ёжик»
Поделки по замыслу детей.
Работа с природным
материалом

1
1
1
2
6

0.5
0.5
0.5
2

0.5
0.5
1
1.5
4

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.

6

Педагогическ
ое
наблюдение

3.1. Инструктаж по технике
безопасности. Выполнение эскиза
будущей аппликации.
3.2. «В стране Листопадии»

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

3.3. «Цветочная страна»

2

0.5

1.5

3.4. «Лесное царство»

2

0.5

1.5

4. Аппликации из пряжи
4.1. Беседа о пряже. Показ способа
изготовления аппликации.
Изготовление открытки.
4.2. Картина «Голуби»
4.3. Картины по собственному
замыслу.
5. Работа с тканью
5.1. Работа с тканью. Изготовление
осенней ветки.
5.2. Изготовление ветки сакуры.
5.3. Изготовление георгина.
5.4. Составление и оформление букетов.

6
2

1.5
0.5

4.5
1.5

2
2

0.5
0.5

1.5
1.5

6
2

2
0.5

4
1.5

1
1
2

0.5
0.5
0.5

0.5
0.5
1.5

6. Бисеронизание
6.1. Беседа «Искусство бисерного
рукоделия России». Изготовление
плоских фигур.
6.2. Изготовление объёмных фигур.
Изготовление браслета «клеточки».
6.3. Изготовление фиалки, лилии.

8
2

2
0.5

6
1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

6.4. Беседа «От классики до
современности». Изготовление
ножного браслета.

2

0.5

1.5

7.
Комбинирование
7.1. Беседа «Искусство мозаики».
Мозаика из яичной скорлупы.

4
2

1
0.5

3
1.5

7.2. Композиция из перьев и пуха птиц.

2

0.5

1.5

36

10.5

25.5

Итого часов

Выставка
детских работ

Индивидуаль
ные
творческие
задания

Содержание учебного плана
Занятия по программе осуществляются в разновозрастных группах,
при организации таких групп педагогом учитываются дифференциация учебной
и физической нагрузки для детей разного возраста. При организации обучения,
чаще проводятся деления на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и
величина умственной и физической нагрузки соответствовала возрасту каждого
ребёнка. В каждом конкретном случае педагог в составе группы выделяет 2-3
7

подгруппы, и в соответствии с ними дифференцирует образовательную
деятельность.
1. Введение (1 час).
Теория: Встреча с воспитанниками; знакомство с режимом работы, с
организацией занятий, с учебным планом на новый учебный год. Инструктаж по
технике безопасности и правилам поведения при работе с инструментами и
материалами.
Практика: Отработка приёмов работы простейшими инструментами.
2. Аппликация вырезная – гусеница (1 час).
Теория: Беседа с демонстрацией и пояснением на готовых работах. Показ
педагогом приемов наложения деталей при аппликациях (встык, внахлест, с
небольшим промежутком). Составление последовательности выполнения
работы по аппликации.
Практика: Изготовление панно «Гусеница»
3. Аппликация «Пальма» (1 час).
Теория: Беседа с демонстрацией и пояснением на готовых работах. Показ
педагогом приемов наложения деталей при аппликациях (встык, внахлест, с
небольшим промежутком). Составление последовательности выполнения
работы по аппликации.
Практика: Изготовление панно «Пальма»
4. Аппликация «Ежик» (1 час).
Теория: Беседа с демонстрацией и пояснением на готовых работах. Показ
педагогом приемов наложения деталей при аппликациях (встык, внахлест, с
небольшим промежутком). Составление последовательности выполнения
работы по аппликации.
Практика: Изготовление эскиза, перенос его на фон, заготовка и вырезка
необходимых деталей. Оформление на фоне. Просушивание под прессом
готовых аппликаций.
5. Поделки по замыслу детей (2 часа).
Теория: Контрольный опрос по теме. Разгадывание воспитанниками
кроссвордов по теме. Обобщение пройденного материала педагогом.
Практика: Изготовление схем, разверток будущих изделий. Окончание
недоделанных работ (в парах).
6. Инструктаж по технике безопасности. Выполнение эскиза
будущей аппликации (1 час).
Теория: Инструктаж по Т/Б при работе с природными материалами.
Практика: Изготовление эскизов для будущей аппликации.
7. «В стране Листопадии» (1 час).
Теория: Рассказ педагога «Волшебный мир природы». Рассматривание гербария
и образцов готовых работ. Д/и «С какого дерева лист» на закрепление
пройденного. Краткий рассказ педагога об искусстве натюрморта с опросом
воспитанников по теме «Композиция». Планирование последовательности
выполнения работы.
8

Практика: Поэтапное заполнение работы листьями разных цветов. Вырезание и
наклеивание деталей натюрморта по шаблону. Просушивание готовых работ.
8. «Цветочная страна» (2 часа).
Теория: Рассказ педагога о роли цветов в жизни человека, «Искусство экибаны».
Показ педагогом способов засушивания и хранения цветов, способов крепления
их к фону. Рассказ педагога «История цветочного этикета». Демонстрация
иллюстраций и фотографий с объемными композициями. Разбор с показом
последовательности сборки объемной композиции педагогом.
Практика: Составление схем формирования различных букетов. Выполнение
эскиза будущей работы. Составление будущего букета. Крепление на фон.
Художественное оформление будущей работы.
9. «Лесное царство» (2 часа)
Теория: Рассказ педагога «Дары леса» с показом иллюстраций различных видов
лесов, поделок, которые могут сделать воспитанники своими руками из даров
леса. Инструктаж по Т/Б при работе с природными материалами. Анализ
будущей поделки. Знакомство со схемами будущих работ.
Практика: Подбор необходимого материала детьми, составление схемы, сборка
композиции. Обыгрывание готовых работ (стихи, загадки, рассказы, истории).
10. Беседа о пряже. Показ способа изготовления аппликации.
Изготовление открытки (2 часа).
Теория: Вводный рассказ педагога о пряже, об организации занятий с пряжей, об
оборудовании рабочего места, о технике безопасного труда. Составление
последовательности выполнения работы аппликации.
Практика: Изготовление открытки в технике аппликация и конструирование с
объемными элементами. Подбор пряжи по цвету. Измельчение пряжи
ножницами. Изготовление аппликаций.
11. Картина «Голуби» (2 часа).
Теория: Показ способа изготовления аппликации. Перевод рисунка на фон.
Показ педагогом приемов наклеивания пряжи на рисунок. Разбор цветов и
последовательности приклеивания.
Практика: Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами. Правила положения рук во время работы. Перевод шаблона на
фон при помощи кальки. Оформление готовых изделий. Выполнение изделий по
собственному замыслу.
12. Картины по собственному замыслу (2 часа).
Теория: Контрольный опрос по теме. Разгадывание воспитанниками
кроссвордов по теме. Обобщение пройденного материала.
Практика: Изготовление схем, разверток будущих изделий. Окончание
недоделанных работ (в парах).
13. Работа с тканью. Изготовление зимней ветки (2 часа).
Теория: Рассказ педагога о получении ткани, её назначении и применении, о
профессиях людей, связанных с этим.
Практика: Зарисовка шаблонов. Выполнение зимней ветки (выкраивание
шаблонов на ткани, изготовление ветки). Сборка ветки.
9

14. Изготовление ветки сакуры (1 час).
Теория: Легенда возникновения цветка. Ботаническая справка. Демонстрация
готовых образцов, оценка качества их изготовления. Рекомендации по подбору
тканей и технологии выполнения цветка. Подведение итогов экскурсии.
Практика: Зарисовка шаблонов. Выполнение цветка (выкраивание шаблонов на
ткани, изготовление литонов и сердцевинок, подкраска и обработка листьев и
венчиков). Сборка цветка. Выполнение коллективной работы. Анализ
проделанной работы.
15. Изготовление георгина (1 час).
Теория: Легенда возникновения цветка. Ботаническая справка. Демонстрация
готовых образцов, оценка качества их изготовления. Рекомендации по подбору
тканей и технологии выполнения цветка.
Практика: Зарисовка шаблонов. Выполнение цветка (выкраивание шаблонов на
ткани, изготовление литонов и сердцевинок). Сборка цветка. Выполнение
коллективной работы. Анализ проделанной работы.
16. Составление и оформление букетов (2 часа).
Теория: История происхождения «декор» цветов. Инструменты для
изготовления поделок. Технология выполнения изделия.
Практика: Изготовление цветов: букет роз, корзина маков, ваза с пионами.
Декор изделий.
17. Беседа «Искусство бисерного рукоделия России».
Изготовление плоских фигур (2 часа).
Теория: Беседа по теме: «Искусство бисерного рукоделия в России». Технология
изготовления изделия по схеме
Практика: Изготовление пчелки, бабочки, стрекозы, ящерицы.
18. Изготовление объёмных фигур. Изготовление браслета
«клеточки» (2 часа).
Теория: Технология изготовления изделия по схеме.
Практика: Изготовление паука, зайца, лисы, крысы. Изготовление браслета
«клеточки».
19. Изготовление Фиалки, Лилии (2 часа).
Теория: Технология изготовления изделия по схеме.
Практика: Изготовление «фиалки», «лилии».
20. Беседа «От классики до современности». Изготовление
ножного браслета (2 часа).
Теория: Рассказ педагога «От классики до современности».
Практика: Изготовление ножного браслета.
21. Беседа «Искусство мозаики». Мозаика из яичной скорлупы (2
часа).
Теория: Вступительная беседа педагога «Искусство мозаики». Просмотр
готовых работ и иллюстраций в технике мозаики. Демонстрация педагогом
приемов обработки яичной скорлупы для мозаичных работ. Обсуждение хода
работы.
10

Практика: Подготовка учащимися необходимых материалов для работы,
изготовление
эскиза,
заполнение
композиции
яичной
скорлупой,
художественное оформление готовой работы.
22. Композиция из перьев и пуха птиц (2 часа).
Теория: Инструктаж педагога о способах обработки перьев для работы.
Демонстрация приемов составления композиции. Проговаривание плана работы.
Практика: Изготовление детьми эскиза аппликации. Заготовка деталей
композиции, перенос их на фон. Художественное оформление работы.

1.5. Планируемые результаты
К концу года воспитанники продемонстрируют следующие результаты.
Обучающие. Воспитанники будут:
- ознакомлены с особенностями плоских и объемных изображений;
- ознакомлены с основами изготовления искусственных цветов;
- ознакомлены с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
- ознакомлены с принципами декоративной композиции.
Развивающие. У воспитанников будут:
- развито умение работать с различным материалом;
- развиты образное мышление, воображение, интеллект, фантазия, техническое
мышление, творческие способности;
- развито умение работать в группе сверстников.
Воспитательные. У воспитанников будут:
- совершенствованы навыки трудовой деятельности в коллективе;
- сформированы навыки работы с информацией, умение действовать по
инструкции.
К концу учебного года воспитанники будут знать и уметь:
- основные технологические приемы работы с природными материалами и
пряжей;
- приемы выполнения аппликаций из бумаги и комбинированных композиций;
- приемы декорирования изделий;
- выполнять задания по чертежам и схемам;
- формулировать собственное мнение, учитывая различные точки зрения.

11

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
- начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –24 мая;
- начало учебных занятий не ранее 9 час, окончание – не позднее 16 часов;
- продолжительность учебного года 34 недели;
- объем программы 36 часов в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.
Таблица 3
Календарный учебный график
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Недели
Количество Аттестация/формы
обучения часов
контроля
1
1
Педагогическое
наблюдение
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
1
10
1
11
1
12
1
13
1
14
1
15
1
16
1
17
1
Выставка детских
работ
18
1
19
1
20
1
21
1
22
1
23
1
24
1
25
1
26
1
27
1
28
1
29
1
30
1
31
1
12

Всего часов: 36
4

4

4

4

4

4

4

4

май

32
33
34
35
36

1
1
1
1
1

Индивидуальные
творческие задания

4

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
- групповая комната (хорошо освещенное, проветриваемое помещение);
- стол – 5 шт.;
- стулья – 10 шт.;
- шкаф для пособий – 1 шт.;
- демонстрационный материал.
Информационное обеспечение:
-наглядные материалы.
Кадровое обеспечение.
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
соответствующий
нормам
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Занятия проводятся
в групповой форме. Работа в рамках Программы строится с учетом следующих
принципов:
1. Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала –
таблиц, схем, работ детей и педагога, методических разработок.
2. Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого
к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
3. Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме,
возможен вариант коллективной работы.
4. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно
следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи
материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные
особенности каждого ребенка.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении воспитанник
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
- эвристическое обучение позволяет подвести воспитанников, с помощью
умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
13

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
воспитанников:
- объяснительно - иллюстративные (воспитанники усваивают и воспроизводят
готовую информацию);
- репродуктивные (воспитанники воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устно);
- мотивация (настрой воспитанника на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий.
В реализации Программы используются такие формы, как рассказ, беседа,
объяснение, а также теоретические и практические занятия. В обучении
используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и
доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группе, сочетая индивидуальные, групповые и
коллективные формы работы.
Алгоритм учебного занятия:
- приветствие, проверка присутствия обучающихся;
- объявление темы и цели занятия;
- повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
- объяснение нового материала;
- практическая работа;
- подведение итогов занятия;
- уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Методические разработки:
- раздаточный материал;
- шаблоны;
- индивидуальный инструмент;
- разработки конспектов занятий,
Дидактические материалы:
- задания;
- демонстрационный материал.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в
течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде педагогического
14

наблюдения, где изучаются отношения воспитанника к выбранной деятельности,
его способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: выставка детских работ.
Формы итогового контроля: индивидуальные творческие задания.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты оценки
ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в которой
отражает уровень освоения обучающимися Программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Успешной реализации Программы должны способствовать различные
виды групповой и индивидуальной работы: выставки детских работ,
индивидуальные творческие задания.

15

2.4. Список литературы
Литература для педагога:
1.
Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. –
Казань «Центр инновационных технологий». – 2004.
2.
Андрющенко И.В. Коваленко Т.А. Техника плетения бисером. М.: АСТ;
Донецк: Сталкер, 2006.
3. Аполозова Л.А. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2005.
4. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластелина. – Ярославль. «Академия развития». – 2008.
5. Евстратова Л. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин.
- М.: Культура и традиции, 2007.
6. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: «Просвещение». – 2006.
7. Магина А. Бисер. Плетение и вышивка. – М.: Олма – пресс, С.-Петербург,
издательский дом «Нева», Валерии СПД, 2008.
8. Майорова И.Г. Уроки трудового обучения. 1 класс. Пособие для учителя. М.,
«Просвещение», 1973.
9. Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. – Волгоград.: - 2009.
10. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работ в школе. –
Волгоград.: - 2008.
Литература для детей и родителей:
1. Мусская И.А. Домоводство – 3. – Ижевск: РИО «Квест». – 2004.
2. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль: «Академия
развития». – 2007.
3. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. Учебник – тетрадь
1,2,3,4 класс – М.: «Дрофа». – 2010.
4. Программы средней общеобразовательной школы «Основы народного и
декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического цикла (1–4 классы) – М.:
«Просвещение». – 2012.
5. Программы средних общеобразовательнх учреждений «Трудовое обучение.
Технология» 1–4 классы, 5–11 классы. – М.: «Просвещение». – 2006.
6. Проснякова Т.Н.Уроки мастерства. Творческая мастерская – учебники 3 и 4
класс. – Самара.: «Учебная литература». – 2004.
7. Федорова И.Н., Голик Л.Ф. Работа с тканью. Метод. разработки уроков. М.:
Просвещение, 1981.
8. Черныш Н.И. Поделки из природных материалов. – М., 2009.
Интернет – источники:
1. URL: https://gamejulia.ru/chto-takoe-applikaciya.html
2. URL: https://furniturof77.ru/blog/lenty/lenty-dlya-shitya/
3. URL: https://venecia.su/blog/shemy-dlya-pleteniya-iz-bisera-brasletov/

16

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение 1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
воспитанников осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных
испытаний в процессе обучения за воспитанниками;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе.
3.2. Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)
3.3. Лист корректировки (Приложение 3)
3.4.

План воспитательной работы (Приложение 4)

17

18

Знания. Умения. Навыки.

Сформированность ЗУН каждого обучающегося в баллах

Степень обучения технологии изготовления цветов из ткани

Степень развития художественно-эстетического вкуса,
аккуратности, трудолюбия, ответственности

Степень обучения основным приемам бисеронизания

Развитие познавательных процессов и творческого мышления

Степень обучения основам технического моделирования

Степень развития коммуникативных навыков

ФИО
обучающихся
Уровень умения применять полученные знания на практике

№
Сформированность представления о свойствах материалов

Степень ознакомленности с различными видами декоративноприкладного творчества

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе
«Умелые руки»
Дата проведения диагностики__________________
ИТОГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ИТОГО
сформированность
ЗУН группы в %

Педагог ДО_________________________

ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе,
методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь),
промежуточная (январь, февраль), итоговая (май). В связи со спецификой
работы учреждения, с наличием переменного состава воспитанников в составе
группы, не все воспитанники учреждения смогут принять участие
промежуточном этапе оценивания.

19

Приложение 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № __
от «__» _______2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ №__ от _____2023г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2023 /2024 учебный год по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Умелые руки»
Количество часов в неделю - ___ ч /на год - ___ ч.
Возраст обучающихся 7-15 лет
Тематическое планирование составила ____________________/_______

20

Название программы «Умелые руки»
№
п\п

Название темы занятий

Количес
тво
часов

Дата по
расписанию
По плану

1.

Введение

1

2.

Аппликация вырезная –
гусеница

1

3.

Аппликация «Пальма».

1

4.

Аппликация «Ёжик»

1

5.

2

7.

Поделки по замыслу
детей.
Инструктаж по технике
безопасности.
Выполнение эскиза
будущей аппликации.
«В стране Листопадии»

8.

«Цветочная страна»

2

9.

«Лесное царство»

2

10.

Беседа о пряже. Показ
способа изготовления
аппликации.
Изготовление открытки.
Картина
«Голуби»
Картины по
собственному
замыслу.
Работа с тканью.
Изготовление зимней
ветки.
Изготовление ветки
сакуры.
Изготовление георгина.

2

Составление и
оформление букетов.
Беседа «Искусство
бисерного рукоделия
России». Изготовление
плоских фигур.
Изготовление объёмных
фигур. Изготовление
браслета «клеточки».

2

6.

11.
12.

13.

14.
15.
16.
17.

18.

По
факту

Форма
Примечани
аттестации
е
или контроля (корректир
овка)
Педагогическо
е наблюдение

1

1

2
Выставка
детских работ

2

2

1
1

2

2

21

19.
20.

21.

22.

Изготовление фиалки,
лилии.
Беседа «От классики до
современности».
Изготовление ножного
браслета.
Беседа «Искусство
мозаики». Мозаика из
яичной скорлупы.
Композиция из перьев и
пуха птиц.
Итого часов

2
2

Индивидуальн
ые творческие
задания

2

2
36

22

Приложение 3

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Умелые руки»
Дата
внесения
изменений

На основании / в
соответствии

В 2022 – 2023 Согласно методическим
учебном году рекомендациям
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ», в соответствии с
требованиями к структуре
дополнительных
общеобразовательных
программ (Приказ
Министерства образования,
науки и молодежи
Российской федерации от
09.12.21 г. № 1948,
утвержденных коллегией
Министерства образования,
науки и молодежи
Республики Крым от 23.06.21
г. № 4/4)

в 2023-2024
учебном
году

Программа скорректирована
и дополнена согласно
методическим
рекомендациям
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ», в соответствии с
23

Внесённые
Кем внесены
изменения (в
изменения (Ф.И.О.
каком разделе
подпись)
программы).
Пояснительная
Мордовцева В.П.
записка;
Цель и задачи
Программы;
Воспитательный
потенциал
Программы;
Содержание
программы;
Содержание
учебного плана;
Планируемые
результаты;
Календарный
учебный график;
Условия
реализации
программы;
Формы
аттестации и
контроля;
Список
литературы;
Приложения;
Оценочные
материалы;
Методические
материалы;
Календарнотематическое
планирование;
Лист
корректировки.
Пояснительная
Мордовцева В.П.
записка;
Содержание
программы;
Условия
реализации
программы;
Приложения;

требованиями к структуре
дополнительных
общеобразовательных
программ (Приказ
Министерства образования,
науки и молодежи
Российской федерации от
09.12.21 г. № 1948,
утвержденных коллегией
Министерства образования,
науки и молодежи
Республики Крым от 23.06.21
г. № 4/4)

24

Календарнотематическое
планирование;
Лист
корректировки;
План
воспитательной
работы.

Приложение 4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № __
от «_» ______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ № __ от ____2023г.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2023 /2024 учебный год по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Умелые руки»

25

Цель воспитательной работы – развитие творческих способностей
воспитанников средствами декоративно-прикладного творчества.
Образовательные задачи:
- познакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества;
- сформировать представление о свойствах материалов (бумага, картон, ткань,
бисер, природный материал);
- обучить основам технического моделирования;
- обучить детей основным приемам бисеронизания;
- научить детей технологии изготовления цветов из ткани;
- сформировать навыки работы с простейшими инструментами (ножницы,
линейка, шило, игла, канцелярский нож).
Развивающие задачи:
- развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной
задачей;
- развивать коммуникативные навыки;
- способствовать развитию познавательного интереса и творческого
мышления.
Воспитательные задачи:
- формировать общее представление об окружающем мире;
- воспитывать понимание декоративно-прикладного творчества как значимой
сферы человеческой жизни;
- воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие,
ответственность.
К концу учебного года воспитанники будут знать и уметь:
- основные технологические приемы работы с природными материалами и
пряжей;
- приемы выполнения аппликаций из бумаги и комбинированных композиций;
- приемы декорирования изделий;
- выполнять задания по чертежам и схемам;
- формулировать собственное мнение, учитывая различные точки зрения.

26

Название программы «Умелые руки»
№
Содержание занятий в плане
зан
яти
я
1. Введение
2.

Аппликация вырезная – гусеница

3.

Аппликация «Пальма».

4.

Аппликация «Ёжик»

5.

Поделки по замыслу детей.

6.

7.

Инструктаж по технике
безопасности. Выполнение
эскиза будущей аппликации.
«В стране Листопадии»

8.

«Цветочная страна»

9.

«Лесное царство»

10.

Беседа о пряже. Показ способа
изготовления аппликации.
Изготовление открытки.
Картина «Голуби»

11.

14.

Картины по
собственному замыслу.
Работа с тканью. Изготовление
зимней ветки.
Изготовление ветки сакуры.

15.

Изготовление георгина.

16.

Составление и оформление
букетов.
Беседа «Искусство бисерного
рукоделия России».
Изготовление плоских фигур.
Изготовление объёмных фигур.
Изготовление браслета
«клеточки».
Изготовление фиалки, лилии.

12.
13.

17.

18.

19.

Форма проведения

Месяц

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие

Сентябрь

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
27

Апрель

20.

21.
22.

Беседа «От классики до
современности». Изготовление
ножного браслета.
Беседа «Искусство мозаики».
Мозаика из яичной скорлупы.
Композиция из перьев и пуха
птиц.

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие

28

Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».