Песочная фантазия 2023-2024 учебный год

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Песочная фантазия» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
на 29 декабря 2022 г.);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(с изменениями на 31 июля 2020 года);
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
15. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 19.12.2022 г.);
16. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. №
1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
17. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
18. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
19. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
20. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
22. Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
города Керчи Республики Крым для детей, нуждающихся в психологопедагогическом и медико-социальном сопровождении «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»;
23. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.

2

Программа является модифицированной и составлена на основе
авторской программы Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. «Чудеса на песке.
Методический практикум по песочной игротерапии».
Направленность Программы «Песочная фантазия» - социальногуманитарная. Она ориентирована на развитие познавательной сферы детей
дошкольного возраста с использованием песка через формирование
психологической
защищенности
и
внутренней
эмоциональной
раскрепощенности.
Актуальность Программы продиктована требованием времени и
заключается в том, что игры с песком развивают ребёнка всесторонне,
задействуя мелкую моторику рук, а также координацию, точность движений и
прочие факторы, являющиеся сильнейшим стимулом для общего развития
детей. Сочетает в себе не только педагогические (художественно-творческие),
но и арт-терапевтические аспекты: полезно как пассивным детям, стимулируя
их на успех и преодоление комплекса «плохого художника», так и
гиперактивным детям, заземляя их «отрицательную» энергию.
Новизна Программы состоит в специфике ее содержания,
образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные
особенности детей, их возможности и потребности. Манипулируя сыпучими
материалами, дети избавляются от отрицательных эмоций. Рисование
происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию
сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует
развитию взаимодействия двух полушарий. Рисунок всегда можно
подкорректировать. Работа сопровождается спокойной музыкой.
Педагогическая целесообразность Используя игры с песком и водой,
позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень
нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние,
способствовать возникновению положительных эмоций. Современный подход
к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и
познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве
важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков
проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки,
развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к
эмоциональной
регуляции
собственного
поведения,
формирование
психических новообразований, необходимых для успешного обучения в
начальной
школе
(произвольности,
через
создание
позитивного
эмоционального фона;
- гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того
же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя,
повторяя одну и ту же модель, открыть новые возможности творчеству
ребенка. Песочница используется как среда для общения человека с самим
собой и символами реального мира.
3

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
занимающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают
выводы. При этом используется множество занимательного материала,
включение в занятия игрового материала, и использование приёма
разыгрывания учебных заданий и позиций, создание игровых ситуаций.
Отличительные особенности Программы заключаются в том,
что программа описывает нестандартные техники рисования на песке для детей
3-5 лет. Руки ребёнка тянутся сами, неосознанно, начиная пересыпать и
просеивать песок. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и
способностью
бесконечно
изменяться,
создавая,
таким
образом, дополнительное влияние на тактильную чувствительность человека,
являясь прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия
окружающего мира и развитие моторики рук детей. При работе, трогая руками
песчинки, дети развивают координацию движений пальцев рук, что напрямую
зависит
на
развитие
речи
у
ребёнка,
развивается «мануальный
интеллект» ребёнка. Использование именно этого материала позволяет
существенно повысить мотивацию ребёнка к занятиям, а также способствует
более
интенсивному
и
гармоничному
развитию
познавательных
процессов. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка.
Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы
ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным. Особенность
рисования песком для детей дошкольного возраста заключается в отсутствии
ощущения, что он может ошибиться и испортить рисунок. Это очень важно для
ребёнка.
Адресат Программы: воспитанники в возрасте от 3 лет до 5 лет.
Дошкольный возраст 3-6 лет. Движущими силами развития психики
дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием
целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении,
с помощью которого усваивается социальный опыт; потребность во внешних
впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных
способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению
целой системой разнообразных навыков и умений.
В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства
другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности
дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение,
опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние
на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором
важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса
учения.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает
минимальную сложность предлагаемого материала для освоения содержания.
Общее количество часов, необходимых для освоения программы, составляет 36
часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
4

Таблица 1
Реализация Программы
Уровень обучения
Общекультурный
(ознакомительный)

Год
обучения
1 год

Количество
Количество Объем
учащихся в часов
в программы
группе
неделю
5-6 человек
1
36 часов

Возраст
учащихся
3-5 лет

Уровень Программы - стартовый (ознакомительный).
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате, в виде ролевых
игр, игр-релаксаций, практических занятий по рисованию, лепке из песка,
конструированию.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки воспитанников.
В данной Программе педагог, исходя из интересов детей, уровня их
подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность
изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить
конкретные формы занятий.
Наполняемость в группе составляет 5-6 человек. Состав группы –
переменный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1
академический час в неделю, 36 часов в год. Академический час – не более 30
минут.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы детей дошкольного
возраста с использованием песка через формирование психологической
защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.
Задачи:
Обучающие задачи:
- формировать умение у детей последовательно и точно передавать увиденное с
учетом развития сюжета;
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием
песка;
- формировать
сенсорные
способности,
аналитическое
восприятие
изображаемого предмета;
5

- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и
отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и
различия.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные процессы у детей (память, внимание, мышление,
воображение).
- развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения,
посредством определённых игровых упражнений;
- развивать умение работать в группе сверстников, умение действовать по
инструкции.
Личностные задачи:
- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и
совместной деятельности с другими детьми;
- развивать навыки социального поведения;
- формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
1.3 Воспитательный потенциал Программы
Воспитательная работа в рамках программы «Песочная фантазия»
направлена на усиление желания ребенка узнавать что-то новое,
экспериментировать и работать самостоятельно. Также в песочнице мощно
развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В
играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и
моторика), совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в
дальнейшем
способствует
развитию
сюжетно-ролевой
игры
и
коммуникативных навыков ребенка.
1.4. Содержание Программы
Таблица 2
Учебный план
№
занят
ия

Содержание
занятий в плане

Количество часов
Формы
всего
теория практика аттестации и
контроля

1.

«Ладушки – ладошки»

1

0.5

0.5

2.

Знакомство с песочным гномиком

1

0.5

0.5

3.

«Солнышко лучистое»

1

-

1

4.

«Ягода-малина»

1

-

1

6

Педагогическ
ое
наблюдение

5.

«Сад огород»

1

-

1

6.

«Веселая полянка»

1

-

1

7.

«Веточки деревьев»

1

0.5

0.5

8.

«Шуршащие ёжики»

1

-

1

9.

«Кошечка»

1

-

1

10.

«Будь здоров!»

1

-

1

11.

«Золотая рыбка»

1

0.5

0.5

12.

«Транспорт»

1

-

1

13.

«Снежок»

1

0.5

0.5

14. «Узоры от мороза»

1

0.5

0.5

15. «Елочка».

1

-

1

16. «Скоро-скоро Новый год»

1

-

1

17. «Эмоции. Спокойствие-страх»

1

0.5

0.5

18. «Эмоции. Испуг-удивление»

1

0.5

0.5

19.

«Эмоции. Злость-обида»

1

0.5

0.5

20.

«Эмоции. Радость-грусть»

1

0.5

0.5

21.

«Лес дремучий».

1

-

1

22.

«Папин праздник».

1

-

1

23.

«Маленькое приведение»

1

0.5

0.5

24.

«Птичка-невеличка»

1

-

1

25.

«Женский день»

1

0.5

0.5

26.

«Пружинки-резинки»

1

-

1

27.

«Весенние цветы»

1

0.5

0.5

«Заборчики»

1

0.5

0.5

29. «День смеха»

1

-

1

28.

30.

«Космос»

1

0.5

0.5

31.

«Пасха»

1

0.5

0.5

32.

«Формы»

1

0.5

0.5

33.

«Размер»

1

0.5

0.5

34.

«Радуга»

1

-

1

35.

«Паучок»

1

-

1

36.

«Вверх по радуге»

1

0.5

0.5

7

Выставка
детских работ

Открытое
занятие

Итого часов

36

9.5

26.5

Содержание учебного плана
1. «Ладушки – ладошки» (1 час)
Теория: Знакомство с материалом. Рассматривание песка на ладони.
Практика: Рисование следов от игрушек. Обрисовывание следов ладони.
2. «Знакомство с песочным гномиком» (1 час)
Теория: Знакомство с материалом, правила его использования.
Практика: Обыгрывание придуманных детьми ситуаций с персонажем.
3. «Солнышко лучистое» (1 час)
Практика: Рисование лучиков солнышка различными способами (на
целом полотне, насыпью). Игра «Секретики» Что спрятано в песке?
4. «Ягода-малина» (1 час)
Практика: Рисование точек (ягодки) симметрично образцу. Лепка
шарика. Смешивание шариков – варим варенье.
5. «Сад огород» (1 час)
Практика: Рисование фруктов и овощей по трафарету и без него.
Рисование фруктов и овощей по трафарету и без него.
6. «Веселая полянка» (1 час)
Практика: Равномерное нанесение песка. Рисование грибов различных
по величине и форме по трафарету. Лепка грибочков с помощью формочек.
7. «Веточки деревьев» (1 час)
Теория: Учить детей указательным пальцем рисовать линии на песке с
наглядной опорой.
Практика: Составление и обыгрывание композиции «Лес».
8. «Шуршащие ёжики» (1 час)
Практика: Д/г «Как дышит ёжик» (след на песке). Рисование колючек
для ёжика. Лепка колючек для ёжика щипками.
9. «Кошечка» (1 час)
Практика: Рисование усиков, лапок кошки. Симметричное отражение
линий. Построение и обыгрывание на тему «Домик для кошечки»
10. «Будь здоров!» (1 час)
Практика: Рисование градусника – одна длинная прямая и маленькие
деления на одинаковом расстоянии. Лепка «Пирог». Замешивание теста,
создание объемной формы пирога, украшение деталями.
11. «Золотая рыбка» (1 час)
Теория: Составление и обыгрывание композиции «Морская сказка»
Практика: Рисование рыбки по образцу. Повторение контуров фигуры.
12. «Транспорт» (1 час)
Практика: Рисование колес, дорожек для транспорта (круги, овалы,
прямые и волнистые линии). Лепка транспорта при помощи формочек. Куда
едет этот транспорт.
13. «Снежок» (1 час)
Теория: Составление композиции и обыгрывание на тему «Зимние игры».
8

Практика: Рисование падающего снега, снежинок (на целом полотне,
насыпью) при помощи пальцев, мячиков-ёжиков.
14. «Узоры от мороза» (1 час)
Теория: Рисование узоров, снежинок по образцу (показ, объяснение)
Практика: Лепка узора снежинки по образцу.
15. «Елочка» (1 час)
Практика: Рисование елочки разными способами (на целом полотне,
насыпью) Составление и обыгрывание композиции на тему «Новый год».
16. «Скоро-скоро Новый год» (1 час)
Практика: Рисование новогодних елочных игрушек по трафарету.
Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани).
Лепка снеговика, разукрашивание палочками, пуговицами и т.п.
17.«Эмоции. Спокойствие-страх» (1 час)
Теория: Рисование эмоций по заданию в круге. Знакомство с песочными
персонажами - друзьями Ах и Ох.
Практика: «Разговор с руками»
18.«Эмоции. Испуг-удивление» (1 час)
Теория: Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация-находка.
Нанесение песка ровным слоем.
Практика: Сжатие и разжимание влажного песка в кулаке.
19.«Эмоции. Злость-обида» (1 час)
Практика: Сжатие и разжимание влажного песка в кулаке.
Теория: Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация-день
рождения Ох. Нанесение песка ровным слоем.
20.«Эмоции. Радость-грусть» (1 час)
Теория: Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация-день
рождения Ох. Нанесение песка ровным слоем.
Практика: Лепка подарка для своего друга. Что приносит радость?
21.«Лес дремучий» (1 час)
Практика: Рисование следов зайца, лисы, волка, медведя по образцу.
Учитывать дистанцию между следами в зависимости от размера животного.
Лепка домиков- норок для лесных жителей. Лепка домиков- норок для лесных
жителей.
22.«Папин праздник» (1 час)
Практика: Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете.
Составление и обыгрывание композиции на тему «Война и мир».
23. «Маленькое приведение» (1 час)
Практика: «Круг» рисование любыми способами, украшение
различными материалами.
Теория: «Песочный театр» демонстрирование сюжета сказки с
использованием дидактического материала.
24. «Птичка-невеличка» (1 час)

9

Практика: Рисование формы яйца различными способами (на целом
полотне, насыпью). Лепка птицы на доске кусочками песка, прижимая ладонью
и пальцами. Работа с деталями.
25. «Женский день» (1 час)
Теория: Составление и обыгрывание композиции на тему «Готовим
праздничный обед».
Практика: Рисование цветным песком подарка для мамы на трафарете.
26. «Пружинки-резинки» (1 час)
Практика: Рисование спирали без отрыва различные по диаметру
Растягивание куска песка и обратное собирание в кусок. Сперва
индивидуально, затем совместно.
27. «Весенние цветы» (1 час)
Теория: Рисование одуванчика линиями от центра к краю с соблюдением
пропорций.
Практика: Растягивание куска песка и обратное собирание в кусок.
Сперва индивидуально, затем совместно.
28. «Заборчики» (1 час)
Теория: Рисование заборчиков разных форм (параллельные, перекрестные
по диагонали.
Практика: Лепка заборчика (колбаски разных размеров и толщины).
29. «День смеха» (1 час)
Практика: Рисование на свободную тему. Составление композиции на
свободную тему.
30. «Космос» (1 час)
Теория: Коллективное рисование космоса с трафаретами и без них
(звезды, планеты, ракеты).
Практика: Лепка коллективная с формочками и без них «Космос»
(звезды, планеты).
31. «Пасха» (1 час)
Теория: Рисование узоров двумя руками на форме яйца.
Практика: Игра «Секретики». Что спрятано в песке?
32. «Формы» (1 час)
Теория: Рисование фигур круг, овал, квадрат, треугольник по трафарету и
без него.
Практика: Лепка фигур: круг, овал, квадрат, треугольник с формочками
и без них.
33. «Размер» (1 час)
Теория: Сюжетно-ролевая игра «Маленький-большой» (объяснение).
Практика: Рисование предметов различной величины, сравнение.
34. «Радуга» (1 час)
Практика: Рисование цветным песком радуги на трафарете, лепка.
35. «Паучок» (1 час)
Практика: Рисование паука. Составление узора паутины. Прятки с
10

паучком.
36. «Вверх по радуге» (1 час)
Теория: Придумывание следов животных «Кокозябла».
Практика: Лепим угощения для зверей с формочками и без.
1.5. Планируемые результаты
К концу года воспитанники продемонстрируют следующие результаты.
Обучающие. Воспитанники будут:
- уметь последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития
сюжета;
- владеть техническими приемами и способами изображения с использованием
песка;
- воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения
(цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
- ознакомлены с предметами и объектами ближайшего окружения;
- уметь сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия.
Развивающие. У воспитанников будут:
- развиты познавательные процессы (память, внимание, мышление,
воображение).
- развита мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения;
- развито умение работать в группе сверстников, умение действовать по
инструкции.
Личностные. У воспитанников будут:
- развиты навыки социального поведения;
- сформировано позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
К концу учебного года воспитанники будут знать и уметь:
- расширят представление об окружающем мире;
- выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину,
расположение в пространстве)
- разыгрывать представления по знакомым литературным произведениям в
театре на песке;
- контролировать собственные чувства и эмоции.

11

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
- начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –24 мая;
- начало учебных занятий не ранее 9 час, окончание – не позднее 16 часов;
- продолжительность учебного года 34 недели;
- объем программы 36 часов в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.
Таблица 3
Календарный учебный график
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Недели
обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

Аттестация/формы Всего часов:
контроля
36
Педагогическое
4
наблюдение

4

4

Выставка детских
работ

4

4

4

4

4

Май

33
34
35
36

1
1
1
1

Открытое занятие

4

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
- групповая комната (хорошо освещенное, проветриваемое помещение);
- стол – 6 шт.;
- стулья – 6 шт.;
- шкаф для пособий – 1 шт.;
- песочница переносная – 3 шт.;
- песочница индивидуальная – 6 шт.;
- подносы – 6 шт.;
- песок;
- кинетический цветной песок;
- дополнительный материал для декорирования, обыгрывания построек;
- материал для нанесения рисунка (грабельки, совочки, формочки, трафареты,
палочки, кисточки и т.д.);
- наглядно-демонстрационный материал (естественный или натуральный,
объемный, рисунки, схемы, аудиозаписи, дидактические пособия и т.д.);
- картотека пальчиковых игр.
Кадровое обеспечение.
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
соответствующий
нормам
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. При организации
образовательного процесса учитываются следующие моменты:
- на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая
спокойная музыка или по настрою ситуации;
- руки необходимо мыть до и после занятия;
- очистку песка от мусора, использованного материала, так же желательно
доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики
и воспитание КГН.
При организации рисования песком учитываются следующие моменты:
- при наличии одной «песочницы» на всех участников, соблюдать очередность
при выполнении больших рисунков и узоров, за раз могут рисовать 2-3
ребенка, остальные наблюдают, рисуют параллельно на белой доске водным
маркером (на мольберте мелком) или выбирают материал;
13

- доступ к «песочнице» должен быть со всех сторон, чтобы ребенок мог
выбрать себе положение относительно полотна самостоятельно.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении воспитанник
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
- игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и
всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя
игровую роль, воспитанник подчиняет этой задаче все свои сиюминутные
действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем
по прямому заданию взрослого;
- эвристическое обучение позволяет подвести воспитанников, с помощью
умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
воспитанников:
- объяснительно - иллюстративные (воспитанники усваивают и воспроизводят
готовую информацию);
- репродуктивные (воспитанники воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устно);
- мотивация (настрой воспитанника на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий:
- сказкотерапия;
- психогимнастика;
- пальчиковые игры;
- дидактические, подвижные игры и др.
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
- приветствие, проверка присутствия обучающихся;
- объявление темы и цели занятия;
- повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
- объяснение нового материала;
- практическая работа;
- подведение итогов занятия;
- уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Методические разработки:
14

- раздаточный материал;
- разработки конспектов занятий, практических заданий, упражнений.
Дидактические материалы: задания, упражнения, демонстрационный
материал.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в
течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде педагогического
наблюдения, где изучаются отношения воспитанника к выбранной
деятельности, его способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: выставка детских
работ.
Формы итогового контроля: итоговое открытое занятие.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты
оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в
которой отражает уровень освоения обучающимися Программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Успешной реализации Программы должны способствовать различные
виды групповой и индивидуальной работы: элементы сказкотерапии, игры–
коммуникации, проективные игры, познавательные игры, рисование, лепка,
выставки детских работ.

15

2.4. Список литературы
1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная
педагогика №4-2006, №1-2007.
2. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для
дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – № 8 (44).
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. – СПб 2004.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. – СПб., Издательство «Речь», 2005.
6. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой
психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
7. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников. – СПб., 2005.
8. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного
образовательного учреждения. – Ростов, Издательство «Феникс», 2005.
Литература для родителей:
1. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. -СПБ.: Речь; М.:
Сфера, 2011.-256 с.
2. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Что нужно знать о ребенке (ранний и младший
дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание-2006.
3. Дмитриева В.Г., Новиковская О.А. 200 развивающих игр и упражнений от
рождения до школы-М: АСТ; СПБ.: Сова, 2007-95.

16

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
воспитанников осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных
испытаний в процессе обучения за воспитанниками;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- открытое занятие.
3.2. Методические материалы
План - конспект открытого итогового занятия (Приложение 2)
3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение 3)
3.4. Лист корректировки (Приложение 4)
3.5 План воспитательной работы (Приложение 5)

17

Знания. Умения. Навыки.

Сформированность ЗУН каждого обучающегося в баллах

Умение контролировать собственные чувства и эмоции

На сколько развито умение разыгрывать представления по
знакомым литературным произведениям в театре на песке

На сколько развито умение работать в группе сверстников,
умение действовать по инструкции.

Развитие мелкой моторики пальцев рук,

Развитие познавательных процессов (память, внимание,
мышление, воображение)

Умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и
различия

Степень ознакомленности с предметами и объектами
ближайшего окружения;

ФИО
обучающихся
Воспринятие предметов, выделение их разнообразных
свойств и отношений (цвет, форму, величину, расположение в
пространстве

№

Овладение техническими приемами и способами
изображения с использованием песка

Умение последовательно и точно передавать увиденное с
учетом развития сюжета

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе
«Песочная фантазия»
Дата проведения диагностики__________________
ИТОГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ИТОГО
сформированность
ЗУН группы в %

Педагог ДО_________________________

ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе, методом
наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь),
промежуточная (январь, февраль), итоговая (май). В связи со спецификой
работы учреждения, с наличием переменного количества воспитанников в
составе группы, не все воспитанники учреждения смогут принять участие
промежуточном этапе оценивания.

19

Приложение 2

План-конспект открытого итогового занятия
Тема «Радуга»
Цель: гармонизация эмоционального состояния детей, коррекция
негативных эмоциональных проявлений (тревога, страх, повышенный
уровень агрессии).
Задачи:
- развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики
рук;
- формирование у ребенка представлений об окружающем мире;
- снятие эмоционального напряжения; - снижение агрессии и тревожности;
- воспитание чувства успешности и уверенности в себе;
- коррекция самооценки, преодоление комплекса «плохого художника», с
помощью композиций из песка при помощи готовых фигурок;
- развитие зрительного восприятия, память, внимания, речи, творческого
мышления, воображения и фантазии;
- совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, речевые
возможности.
Оборудование: «песочница», игрушка Песочная фея, влажный песок,
цветной песок, листочек, покрытый песком, цветы с тактильными
покрытиями, зонтик, кукла Кляксы, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья
вокруг «песочницы», прикрытой тканью.
Педагог: Здравствуйте, дети! Я снова очень рада видеть вас здесь.
Сегодня мне из Песочной страны от Песочной феи пришла срочная
телеграмма. Вот она, сейчас мы ее прочтем.
Педагог читает телеграмму: «Помогите! Помогите! Быстрее, быстрее
меня к себе вызовите! Песочная фея. Какая странная телеграмма. Что же нам
дети делать?
Дети: (Ответы детей)
П.: Конечно, мы сейчас Песочную фею вызовем сюда и все выясним.
Ритуал «входа» в Песочную страну: Чтобы попасть в Песочную страну,
нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки
над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за
мной заклинание:
В ладошки наши посмотри, в них доброту, любовь найди, Песочная
фея, приди!
Звучит музыка. П. берет в руки куклу – Песочная фея.
П.: Откройте, пожалуйста, глаза. Посмотрите, кто к нам пришёл?
Дети: (Ответы детей)
П.: Давайте для нашей гостьи повторим правила Песочной страны,
чтобы она убедился, что мы их хорошо знаем.
20

Музыка затихает. Дети вместе с П. повторяют правила поведения
в песочной стране: Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить; Горы, реки и моря – Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать, ничего не разорять! Это мирная страна Дети, поняли
меня?
Рассказ Песочной феи: Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы
получили и прочитали мою телеграмму. Вы не представляете, что случилось
с моей страной. В нашей песочной стране побывала Черная клякса и
перекрасила радугу в черный цвет. Не будет в нашей стране больше добра,
тепла и света! А что случится без ярких красок, ребята?
Дети: (Ответы детей)
П.: Не волнуйся Песочная фея, мы с ребятами поможем твоей стране
вернуть на небо разноцветную радугу. Поможем дети?
Дети: (Ответы детей)
П.: Дети, дорогу нам поможет найти волшебный листочек, а почему он
волшебный?
Дети: Волшебный он потому, что покрыт песком. Он шершавый,
покрыт колючками.
П.: Правильно. Ты лети, лети, листочек, мимо елок, мимо кочек,
Покружи, покружи нам тропинку покажи. Звучит музыка.
П.: Ребята, мы пришли с вами на цветочную полянку. А хозяйка здесь
весна! Взгляните, чем весна украсила весеннюю полянку? (на полу
расположены изображения весенних цветов с различными тактильными
покрытиями: соль, песок, рис)
Дети: Весенними цветами!
П.: Выберите себе любой цветок и расскажите о нем. На что он похож?
Как он называется?
Дети: (Ответы детей)
П.: Ой, ребята, посмотрите, что это, как вы думаете? (воспитатель
показывает на следы Кляксы на полу). Это следы Черной кляксы. Возьмитесь
за руки, пойдемте по ним. Может, под ними спрятаны краски радуги?
Дети смотрят вместе с педагогом под следы. Но там ничего нет.
П.: Краски мы с вами не нашли. Где наш волшебный листок? Ты лети,
лети, листочек, мимо елок, мимо кочек, Покружи, покружи нам тропинку
покажи. Привел листочек нас к лесному ручейку. Прислушайтесь, дети…
журчит ручей. Давайте спросим у ручейка, где краски радуги?
Дети спрашивают, где спрятаны краски радуги. Ручей: Я не знаю.
Может, мои капельки вам подскажут. Возьмите их и попробуйте подняться
высоко в небо. Возможно, там вы найдете разноцветную радугу.
Дети имитируют, что поднимаются высоко в небо. Раздается грохот
грома. Появляется кукла - Черная клякса.
Клякса: Ха-ха-ха! Здесь нет радуги! Здесь мои черные тучи. Сейчас я
вас оболью своей черной водой! (брызгает на детей водой, дети убегают и
21

закрываются ярким зонтиком). Клякса: Ой, боюсь, боюсь ярких цветов.
Убегаю, убегаю.
П.: Где же нам найти краски радуги? Давайте обратимся к нашему
волшебному листочку! Ты лети, лети, листочек, мимо елок, мимо кочек,
Покружи, покружи, нам тропинку покажи. Педагог с детьми подходит
к песочнице и снимает ткань с «песочного» листа.
П.: Ребята, волшебный листочек привел нас к песочному озеру. Что-то
спрятала в нем Черная клякса. Попробуйте это найти.
Дети с педагогом ищут в песке, что спрятала Черная клякса, и находят
карту, на которой нарисовано, где спрятана шкатулка с красками. Дети ищут
и находят шкатулку.
П.: Что в шкатулке?
Дети: Здесь волшебные краски, фрагменты радуги.
П.: Давайте попробуем раскрасить радугу. Дети в песочнице создают
радугу и украшают дуги радуги цветным песком.
П.: Какая чудесная радуга у вас получилась! Посмотрите на Песочную
Фею, она повеселела.
Песочная фея: Какая красивая стала опять моя страна, к ней вернулись
яркие краски, она теперь еще лучше прежней. Спасибо вам, ребята, вы
спасли мою страну.
По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на
стулья.
Рефлексия.
Педагог: Сегодня мы с вами, мои милые волшебники, встретились с
кем?
Дети: (Ответы детей)
Педагог: С Песочной феей, она попросила нас ей помочь, что мы для
этого сделали? Что случилось в ее стране?
Дети: (Ответы детей)
Подведение итогов.
Педагог: На протяжении всего нашего с вами путешествия в Песочной
стране мы с вами создавали сказку. И в результате мы научились
нестандартной технике рисования на песке, научились техническим приемам
и способам изображения с использованием песка, умеем выделять
разнообразные свойства предметов (цвет, форму, величину, расположение в
пространстве), сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия,
развили мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, приобрели
умение работать в группе, умение действовать по инструкции, расширили
свои знания об окружающем нас мире и научились последовательно и точно
передавать увиденное с учетом развития сюжета .
Ритуал «выхода» из Песочной страны: В ладошки наши посмотри Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти
помог! После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочной страной.
П.: Теперь, мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение,
22

как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте
за мной: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все, чему мы
научились!» До свидания, ребята!

23

Приложение 3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № __
от «__» _______2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ №__ от _____2023г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2023 /2024 учебный год по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Песочная фантазия»
Количество часов в неделю - ___ ч /на год - ___ ч.
Возраст обучающихся 3-5 лет
Тематическое планирование составила ____________________/_______

24

Название программы «Песочная фантазия»
№
п\п

Название темы
занятий

Количество
часов

Дата по
расписанию
По
плану

1.

«Ладушки –
ладошки»

1

2.

1

8.

Знакомство с
песочным гномиком
«Солнышко
лучистое»
«Ягодамалина»
«Сад
огород»
«Веселая
полянка»
«Веточки
деревьев»
«Шуршащие ёжики»

9.

«Кошечка»

1

10.

«Будь здоров!»

1

11.

«Золотая
рыбка»
«Транспорт
»
«Снежок»

1

3.
4.
5.
6.
7.

12.
13.

1
1
1
1
1

1
Выставка
детских
работ

1

1

15. «Елочка».

1

16. «Скоро-скоро Новый
год»

1

17. «Эмоции.
Спокойствие-страх»

1

18. «Эмоции. Испугудивление»

1

«Эмоции. Злостьобида»

Педагогичес
кое
наблюдение

1

14. «Узоры от мороза»

19.

По
факту

Форма
аттестации
или
контроля

1
25

Примечание
(корректиро
вка)

20.

21.
22.
23.

«Эмоции.
Радостьгрусть»
«Лес
дремучий».
«Папин праздник».
«Маленькое
приведение»

1

1
1
1

«Птичканевеличка»
«Женский
день»
«Пружинкирезинки»
«Весенние цветы»

1

1

29.

«Заборчики
»
«День смеха»

30.

«Космос»

1

31.

«Пасха».

1

32.

«Формы».

1

33.

«Размер».

1

34.

«Радуга»

1

35.

«Паучок»

1

36.

«Вверх по
радуге»
Итого часов

1

24.
25.
26.
27.
28.

1
1
1

1

Открытое
занятие

36

26

Приложение 4

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Песочная фантазия»
Дата
внесения
изменений

На основании / в
соответствии

В 2022 – 2023 Согласно методическим
учебном году рекомендациям
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ», в соответствии с
требованиями к структуре
дополнительных
общеобразовательных
программ (Приказ
Министерства образования,
науки и молодежи
Российской федерации от
09.12.21 г. № 1948,
утвержденных коллегией
Министерства образования,
науки и молодежи
Республики Крым от 23.06.21
г. № 4/4)

в 2023-2024
учебном
году

Программа скорректирована
и дополнена согласно
методическим
рекомендациям
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ», в соответствии с
27

Внесённые
Кем внесены
изменения (в
изменения (Ф.И.О.
каком разделе
подпись)
программы).
Пояснительная
Пудченко В.П.
записка;
Цель и задачи
Программы;
Воспитательный
потенциал
Программы;
Содержание
программы;
Содержание
учебного плана;
Планируемые
результаты;
Календарный
учебный график;
Условия
реализации
программы;
Формы
аттестации и
контроля;
Список
литературы;
Приложения;
Оценочные
материалы;
Методические
материалы;
Календарнотематическое
планирование;
Лист
корректировки.
Пояснительная
Пудченко В.П.
записка;
Содержание
программы;
Условия
реализации
программы;
Приложения;
Календарно-

требованиями к структуре
дополнительных
общеобразовательных
программ (Приказ
Министерства образования,
науки и молодежи
Российской федерации от
09.12.21 г. № 1948,
утвержденных коллегией
Министерства образования,
науки и молодежи
Республики Крым от 23.06.21
г. № 4/4)

28

тематическое
планирование;
Лист
корректировки;
План
воспитательной
работы.

Приложение 5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № _
от «_» ______ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ № __ от ____2023г.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2023 /2024 учебный год по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Песочная фантазия»

29

Цель воспитательной работы – личностное развитие и коррекция
познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием песка
через формирование психологической защищенности и внутренней
эмоциональной раскрепощенности.
Основные задачи:
- формировать умение у детей последовательно и точно передавать
увиденное с учетом развития сюжета;
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием
песка;
- формировать
сенсорные
способности,
аналитическое
восприятие
изображаемого предмета;
- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и
отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и
различия.
- развивать познавательные процессы у детей (память, внимание, мышление,
воображение).
- развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения,
посредством определённых игровых упражнений;
- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и
совместной деятельности с другими детьми;
- развивать навыки социального поведения;
- формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам.
В результате проведения воспитательной работы будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к занятиям и
уровню личностных достижений обучающихся, научатся выделять
различные свойства предметов (цвет, форму, величину, расположение в
пространстве), также научатся разыгрывать представления по знакомым
литературным произведениям в театре на песке и контролировать
собственные чувства и эмоции.
Название программы «Песочная фантазия»
№
занятия

Содержание занятий
в плане

Форма проведения

Месяц
Сентябрь

1.

«Ладушки – ладошки»

2.

Знакомство с песочным гномиком

3.

«Солнышко лучистое»

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Практическое занятие

4.

«Ягода-малина»

Практическое занятие
30

5.

«Сад огород»

Практическое занятие

6.

«Веселая полянка»

Практическое занятие

7.

«Веточки деревьев»

8.

«Шуршащие ёжики»

Теоретическое/
практическое занятие
Практическое занятие

9.

«Кошечка»

Практическое занятие

10.

«Будь здоров!»

Практическое занятие

11.

«Золотая рыбка»

12.

«Транспорт»

Теоретическое/
практическое занятие
Практическое занятие

13.

«Снежок»

14.

«Узоры от мороза»

15.

«Елочка».

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Практическое занятие

16.

«Скоро-скоро Новый год»

Практическое занятие

17.

«Эмоции. Спокойствие-страх»

18.

«Эмоции. Испуг-удивление»

19.

«Эмоции. Злость-обида»

20.

«Эмоции. Радость-грусть»

21.

«Лес дремучий».

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Практическое занятие

22.

«Папин праздник».

Практическое занятие

23.

«Маленькое приведение»

Теоретическое/
практическое занятие

24.

«Птичка-невеличка»

Практическое занятие

25.

«Женский день»

26.

«Пружинки-резинки»

Теоретическое/
практическое занятие
Практическое занятие

27.

«Весенние цветы»

28.

«Заборчики»

29.

«День смеха»

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Практическое занятие
31

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

30.

«Космос»

31.

«Пасха».

32.

«Формы».

33.

«Размер».

34.

«Радуга»

Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Теоретическое/
практическое занятие
Практическое занятие

35.

«Паучок»

Практическое занятие

36.

«Вверх по радуге»

Теоретическое/
практическое занятие

32

Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».