Я- патриот Хомик В.В. подписан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым для
детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № 1
от «25» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ №122/3 от 25.08.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я- патриот»
Направленность - социально-гуманитарная
Срок реализации программы - 1 год
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень - общекультурный (ознакомительный)
Возраст обучающихся - 7-15 лет
Составитель: Хомик Виктория Владимировна,
педагог дополнительного образования

Кузьменко
Ольга
Владимировна
г. Керчь
2022 г.

Подписано цифровой подписью: Кузьменко Ольга Владимировна
DN: c=RU, st=Республика Крым, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И МЕДИКОСОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ "ЦЕНТР ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ",
1.2.643.100.3=120B3138323736373632353132,
1.2.643.3.131.1.1=120C393131313039353933333531,
email=srckerch@mail.ru, givenName=Ольга Владимировна,
sn=Кузьменко, cn=Кузьменко Ольга Владимировна
Дата: 2023.03.13 10:28:07 +03'00'

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Япатриот» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14.07.2022);
2.
Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020);
3.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
№216);
6.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. 996-р;
7.
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
8.
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9.
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
11. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
2

12. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
14. Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.16 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
15. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
16. Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
17. Методическими рекомендациями для педагогических работников и
руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
различной
направленности
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ», Симферополь, ГБОУДПО
РК КРИППО,2021;
18. Приказом Министерства образования, науки и молодёжи РК от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
19. Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
города Керчи Республики Крым для детей, нуждающихся в психологопедагогическом и медико-социальном сопровождении «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»;
20. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной и составлена на основе
авторской программы созданной на основе программы «ОТЕЧЕСТВО»,
которая рекомендована к использованию Министерством общего и
профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и
Союзом краеведов России 7 декабря 1998 г.
Направленность Программы «Я- патриот» - социально-гуманитарная.
Актуальность данной программы определяется сложившейся ситуацией
в нашей стране в настоящее время и обусловлена преобразованиями в
общественной жизни, переоценкой ценностей в сознании людей. Многое в
3

новой ситуации, в новых ценностях способствует возрождению национальной
культуры и приводит к серьезным изменениям в сфере образования. Любовь к
Родине, Отечеству всегда была и является залогом сильной и могущественной
державы и единой, сплоченной нации. Страна все острее ощущает потребность
в формировании личности, способной жить в гражданском обществ. Без любви
к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать
гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного
достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания
детей особенно остро обозначилась в современный период- в связи с утратой
людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит
нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся
повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении
уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать доброту,
ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким
образом, воспитание патриотизма – это важнейшая педагогическая задача
нашего времени. Эти качества необходимо открывать воспитанникам на уроках
Мужества, посвященных героической стойкости российского народа.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества.
Поэтому разработка теоретических основ, программ патриотического
воспитания граждан является актуальной задачей.
Новизна Программы заключается в том, что она представляет сочетание
форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям,
предъявляемым к современному образовательному процессу воспитанников в
рамках нового образовательного стандарта. В ходе изучения программного
материала, обучающиеся углубляют свои знания об истории родного края,
знакомятся с историей полуострова в годы ВОВ, изучают исторические
источники о жителях г. Керчи, погибших в годы ВОВ. Предпочтение в данной
программе отдается такому типу обучения, как развивающее обучение, в
котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и
главной целью.
Педагогическая целесообразность Данная программа направлена на
приобретение определенных знаний и умений, ориентирована на формирование
и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности,
патриотизма, заинтересованного отношения к отечественной истории и
культуре, готовности отдать силы, талант и энергию на благо общества и
государства. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
занимающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают
выводы. При этом используется множество занимательного материала,
включение в занятия игрового материала, и использование приёма
разыгрывания учебных заданий и позиций, создание игровых ситуаций.
Программа построена на принципах добровольности, равноправия и
сотрудничества, гласности и самостоятельности, ответственности и
коллективности.
4

Отличительные особенности Программы.
Система знаний по
предмету, в системе дополнительного образования, выявляя и развивая
индивидуальные способности обучающихся, способствует общему развитию и
воспитанию учащихся.
Особенностью Программы является индивидуальный подход и обучение
учащихся.
Индивидуальный подход заложен в Программу и имеет два главных
аспекта:
Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым
обучающимся с учётом личных способностей.
Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося,
что важно в процессе обучения.
Каждый обучающийся является конструктором своего образования,
организатором своих знаний.
Программа позволяет обучающимся проявить полученные теоретические
знания на практике.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 7
лет до 15 лет.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает
минимальную сложность предлагаемого материала для освоения содержания.
Общее количество часов, необходимых для освоения программы составляет 36
часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень
обучения

Год
обучения

стартовый

1 год

Количество
учащихся в
группе
7-14 человек

Количество Объем
часов
в программы
неделю
1 часов
36 часов

Возраст
учащихся
7-15 лет

Уровень Программы - стартовый.
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по программе происходит в очном формате.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки обучающихся.
Наполняемость в группе составляет 7-14 человек. Состав группы –
переменный.
5

Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1 час в
неделю, 36 часов в год.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: формирование патриотической культуры, социальных и
личностных качеств гражданина и патриота своей Родины для последующей
наиболее полной их реализации на благо общества.
Задачи:
Образовательные задачи:
- ознакомление воспитанников с основными правилами и понятиями курса
программы;
- привитие устойчивого интереса к занятиям, получению новых знаний;
- расширить знания об историческом и героическом прошлом Родного края и
города;
Развивающие задачи:
- формирование у воспитанников социально-патриотических взглядов и
убеждений, любви к своей Родине, ее истории;
- формирование уважительного отношения традициям и культуре своего
народа;
- формирование культуры межнационального общения;
Личностные задачи:
- развитие самообладания, выдержки, уважения к чужому мнению, адекватной
самооценки;
- развитие усидчивости, настойчивости, трудолюбия, целеустремленности,
- привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение морально-этических
норм;
- воспитание духовно-нравственных качеств воспитанников, привитие чувства
уважения и заботы к Защитникам Отечества.
1.3 Воспитательный потенциал Программы
Воспитательная работа в рамках программы «Я- патриот» направлена на:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к родной культуре и
традициям, привитие уважения к героям своего Отечества. В любом обществе
воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и
национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к
числу приоритетных направлений работы. Чтобы этот процесс протекал
успешно, необходимо придать ему социально и личностно значимый характер.
Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет
к личности только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную
и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей
действительности, когда поймет, что его край родной – это частица большой
Родины. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать
6

накопление подрастающим поколением социального опыта жизни в своем
городе (селе, поселке).
1.4. Содержание Программы
Таблица 2
Учебный план
№
занят
ия
1.

Содержание
занятий в плане

Количество часов
Формы
всего
теория практика аттестации и
контроля

Вводное занятие

1

1

-

Раздел 1: «Богатырь – символ
патриотизма»
2.1. Былины и их герои.

6

5

1

1

1

-

2.2. Патриотизм в исторических
песнях.
2.3. Добрыня Никитич, Илья
Муромец, Алеша Попович.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2.4. Князья-богатыри.

1

1

-

2.5. Богатырские устои

1

1

-

2.6. Служба по призванию

1

1

-

Раздел 2: «История зарождения
армии»
3.1. Появление княжеской дружины.

7

5

2

1

1

-

3.2. Зарождение государственности.

1

1

-

3.3. Военные корабли.

1

-

1

3.4. Оружие – символ превосходства

1

-

1

3.5. Народное ополчение-невиданная
сила.
3.6. Воинский состав. Воинская
повинность.
3.7. Русская рать – никто не может
устоять.
4. Раздел 3: «Любовь к Родине»

1

1

-

1

1

-

1

1

-

6

4

2

4.1. Историческое
прошлое
земли
Крымской.
4.2. Символика Крыма: герб, флаг, гимн

1

1

-

1

-

1

4.3. Жители Крыма, их занятия и традиции.

1

1

-

2.

3.

7

Педагогическ
ое
наблюдение

Защита
проектов

4.4. Исторические
памятники
и
достопримечательности.
4.5. Оккупационный режим в Крыму в
годы ВОВ.
4.6. «Крымская весна» (беседа-диспут).

1

-

1

1

1

-

1

1

-

6

5

1

1

1

-

1

1

-

5.3. По литературным местам Керчи.

1

-

1

5.4. «Герои вокруг нас». Улицы городагероя.
5.5. Керчь – город боевой славы.

1

1

-

1

1

-

5.6. Презентация: «Керчь родная…»

1

1

-

Раздел 5: «Я – патриот!»

8

5

3

6.1. «Без корня и полынь не растёт». Мое
родословное древо.
6.2. Тайна имени.

1

-

1

1

-

1

6.3. Уроки России.

1

1

-

6.4. Как воспитывается и прививается
любовь к Родине?
6.5. Природная сокровищница России.

1

1

-

1

1

-

6.6. Культура родной страны

1

1

-

6.7. «Патриотизм и современность».

1

-

1

6.8. Традиции празднования Дня Победы.
Участие в мероприятиях.
7. Итоговое занятие «Чувство долга»

1

1

-

2

-

2

7.1. Диспут «Патриотами рождаются или
становятся?»
7.2. Подвиг перед Родиной - высшее
проявление патриотизма.
Итого часов:

1

-

1

1

-

1

36

25

11

5.

Раздел 4: «Моя малая родина»

5.1. Керчь, овеянная легендами.
5.2. Исторические
памятники
достопримечательности города.

6.

и

Защита
проектов

Содержание учебного плана
1.
Вводное занятие (1час)
Теория: Знакомство с основными правилами и положениями курса.
2. «Былины и их герои» (1 час)
Теория: Расширение знаний о былинах и их героях.
3. «Патриотизм в исторических песнях» (1 час)
8

Теория: Знакомство с понятием «историческая песня».
Практика: Прослушивание аудиозаписи исторических песен.
4. «Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович» (1 час)
Теория: Знакомство с исторической биографией былинных героев.
Практика: беседа-рассуждение воспитанников «Мой любимый герой
былин».
5. «Князья-богатыри» (1 час)
Теория: Знакомство с именами и славными деяниями князей Древней
Руси.
6. «Богатырские устои» (1 час)
Теория: Знакомство с богатырскими устоями Руси.
7. «Служба по призванию» (1 час)
Теория: Знакомство с понятием «призвание», «служба по призванию»
8. «Появление княжеской дружины» (1 час)
Теория: Ознакомление с историей возникновения княжеской дружины.
9. «Зарождение государственности» (1 час)
Теория: Знакомство с историей зарождения государственности.
10. «Военные корабли» (1 час)
Практика: Работа с историческими источниками Рисование военных
кораблей Древней Руси.
11. «Оружие – символ превосходства» (1 час)
Практика: Моделирование макетов оружия.
12. «Народное ополчение-невиданная сила» (1 час)
Теория: Знакомство с историей возникновения народного ополчения.
13. «Воинский состав. Воинская повинность» (1 час)
Теория: Представление презентации о воинской повинности.
14. «Русская рать – никто не может устоять» (1 час)
Теория: Формирование духовно-нравственных ценностей
15. «Историческое прошлое земли Крымской» (1 час)
Теория: Демонстрация материала об общности исторической судьбы
народов, населяющих Крым.
16. «Символика Крыма: герб, флаг, гимн» (1 час)
Практика: Защита индивидуальных творческих проектов.
17. «Жители Крыма, их занятия и традиции» (1 час)
Теория: Знакомство с краткой историей Крыма с древнейших времен и до
наших дней, с разнообразием национальностей и этнических культур.
18. «Исторические памятники и достопримечательности» (1 час)
Практика: Просмотр видеоролика о достопримечательностях Крыма, с
последующим обсуждением.
19. «Оккупационный режим в Крыму в годы ВОВ» (1 час)
Теория: Знакомство с периодом оккупационного режима в Крыму.
20. «Крымская весна» (1 час)
Теория: Демонстрация исторической и геополитической роли
полуострова Крым в истории и современности России.
9

21. «Керчь, овеянная легендами» (1 час)
Теория: Расширение знаний о родном городе, его многовековой истории.
22. «Исторические памятники и достопримечательности города» (1
час)
Теория: Уточнение знаний воспитанников о достопримечательностях и
исторических памятниках города-героя.
23. «По литературным местам Керчи» (1 час)
Практика: Создание стенгазеты «По литературным местам Керчи».
24. «Герои вокруг нас». Улицы города-героя» (1 час)
Теория: Знакомство с названиями улиц, которые названы в честь
знаменитых людей.
25. «Керчь – город боевой славы» (1 час)
Теория: Знакомство с историей города в годы Вов.
26. «Презентация: «Керчь родная…» (1 час)
Теория: Знакомство с содержанием презентации.
27. «Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо» (1 час)
Практика: Составление генеалогического древа семьи.
28. «Тайна имени» (1 час)
Практика: Углубление знаний об именах, поиск информации о
происхождении собственного имени.
29. «Уроки России» (1 час)
Теория: Показать значение Родины в жизни каждого человека.
30. «Как воспитывается и прививается любовь к Родине?» (1 час)
Теория: Воспитание патриотических чувств школьников.
31. «Природная сокровищница России» (1 час)
Теория: Знакомство с понятием «Заповедник», с деятельностью по
организации охраны природных территорий.
32. «Культура родной страны» (1 час)
Теория: Привлечение внимания воспитанников к вопросам развития
культуры, сохранения культурно-исторического наследия.
33. «Патриотизм и современность» (1 час)
Практика: Беседа-рассуждение о роли патриотизма в жизни
современного общества.
34. «Традиции празднования Дня Победы. Участие в мероприятиях»
(1 час)
Теория: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма
подрастающего поколения.
35. «Диспут «Патриотами рождаются или становятся?» (1 час)
Практика: беседа-рассуждение.
36. «Подвиг перед Родиной - высшее проявление патриотизма» (1 час)
Практика: Защита индивидуальных творческих проектов.
10

1.5. Планируемые результаты
К концу года воспитанники продемонстрируют следующие результаты.
Образовательные. Воспитанники будут:
- ознакомлены с основными правилами и понятиями курса программы;
- иметь устойчивый интерес к занятиям, получению новых знаний;
- иметь целостное представление о стране и своей малой Родине;
Развивающие. У воспитанников будут:
- сформированы социально-патриотические взгляды и убеждения, любовь к
своей Родине, ее истории;
- сформировано уважительное отношение к традициям и культуре своего
народа;
- сформирована культура межнационального общения;
Личностные. У воспитанников будут:
- развиты самообладание, выдержка, уважение к чужому мнению, адекватная
самооценка;
- развиты усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность,
- привиты основы общечеловеческой культуры, усвоены морально-этические
нормы;
- воспитаны духовно-нравственные качества, привито чувство уважения и
заботы к Защитникам Отечества.
К концу учебного года обучающиеся будут знать:
- территориальное расположение страны, её столицы;
- выдающихся личностей, исторические и культурные памятники Крыма и г.
Керчи;
- культурное наследие Крымского полуострова;
- историю Крыма и г. Керчи в период ВОВ;
- биографии героев, в честь которых названы улицы родного города.
К концу учебного года обучающиеся будут уметь:
- думать, исследовать, взаимодействовать, доводить дело до конца;
- проявлять чувство патриотизма и гордости за свою Родину и Родной край;
- уважать культурное и историческое прошлое России, традиции своего
народа;
- проявлять толерантность и уважение к своим правам и правам других людей.
- формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить
«нет» в ситуации нравственного выбора;

11

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
- начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –25 мая;
- начало учебных занятий не ранее 9 час, окончание – не позднее 16 часов;
- продолжительность учебного года 36 недель;
- объем программы 36 часов в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.
Таблица 3
Календарный учебный график
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Недели
обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

Аттестация/формы Всего часов:
контроля
36
Педагогическое
4
наблюдение

4

4

Защита проектов

4

4

4

4

4

Май

33
34
35
36

1
1
1
1

Защита проектов

4

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
- групповая комната (хорошо освещенное, проветриваемое помещение);
- стол – 7 шт.;
- стулья – 14 шт.;
- шкаф для пособий – 1 шт.;
- стол для педагога – 1 шт.;
- стул для педагога – 1 шт.;
- ноутбук – 1 шт.;
- флешка -1 шт;
- принтер-1 шт;
- доступ в сеть «Интернет» (роутер)- 1шт;
- наглядно-демонстрационный материал;
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования Хомик
Виктория Владимировна, педагогический стаж работы – 24 года.
Методическое обеспечение.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Занятия в рамках
Программы проводятся в групповой форме. Программа составлена по
принципу
дифференциального
подхода
с
учетом
возрастных
и
психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и
умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и
увеличения объема сведений.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении воспитанник
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
- эвристическое обучение позволяет подвести воспитанников, с помощью
умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения и д.р.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
воспитанников:
13

- объяснительно - иллюстративные (воспитанники усваивают и воспроизводят
готовую информацию);
- репродуктивные (воспитанники воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устно);
- мотивация (настрой воспитанника на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий:
- тематическое занятие;
- лекции;
- дискуссии;
- беседа-рассуждение;
- практикумы;
- наблюдение.
Педагогические технологии.
Педагогические технологии - технология группового обучения,
технология
индивидуализации
обучения,
технология
коллективного
взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология
разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология
проблемного обучения, технология исследовательской деятельности,
технология проектной деятельности, технология игровой деятельности,
коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой
деятельности, здоровьесберегающая технология и др.
Алгоритм учебного занятия:
- приветствие, проверка присутствия обучающихся;
- объявление темы и цели занятия;
- объяснение нового материала;
- практическая работа;
- подведение итогов занятия;
- уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Методические разработки:
- демонстрационный материал;
- разработки конспектов занятий;
Дидактические материалы: документы, законы, уставы; наглядные материалы
(топографические карты, таблицы и др.);
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в
течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде педагогического
наблюдения, где изучаются отношения воспитанника к выбранной
деятельности, его способности в этой области, личные качества ребенка.
14

Формы текущего и промежуточного контроля: защита проектов.
Формы итогового контроля: защита проектов.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты
оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в
которой отражает уровень освоения обучающимися Программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Успешной реализации Программы должны способствовать различные
виды групповой и индивидуальной работы: выполнение и защита проектов.

15

2.4. Список литературы
Литература для педагога:
1.
Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и
риски.
Насколько
сейчас
необходимо
вводить
патриотическое
воспитание?//http:www.kremel.org/interview/183340498
2.
Бузский М. П., Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Теоретические
проблемы патриотизма и патриотического воспитания. – Волгоград, 2008.
3.
Все о Крыме: Справочно-информационное издание/ Под общ. ред.
Д.В. Омельчука. - Харьков: Каравелла, 1999
4.
Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Концептуальные основы
патриотически – ориентированного образования.– Волгоград, 2004.
5.
Голикова Л. В., Что значит быть патриотом?//Воспитание
гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях
обновленной России. Магнитогорск, 2005, с.37
6.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011-2015 годы» утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г .№ 795
7.
Ена В.Г. Природа Крыма // Крым: настоящее и будущее: Сб. статей
- Симферополь: Таврия, 1995.
8.
Капустин З. Я. Воспитание гражданственности в условиях
обновляющейся России//Педагогика,2003, №4
9.
Конституция Российской Федерации
10. Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по
социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей (протоколN2(12) -П4 от 21мая2003г.).
11. Лутовинов В., Резаков М. О концептуальных подходах к
патриотическому воспитанию учащейся молодежи //Власть, 2010, №5, С 39.
12. Молодое поколение России:Проект Доктрины. – М., 2008.
13. «Моя семья». Методическое пособие. / Т.А. Шорыгина М.; ТЦ
«Сфера», 2011.
14. Наумов С. Ю., Чернышкина Н. Я. Гражданское и патриотическое
воспитание молодежи. Саратов,2007, с.18-19
15. Национальная
доктрина
образования.
//Российская
газета,4октября,2000г.
16. Подберезкин А. И. Военно – патриотическое воспитание молодежи в
современных условиях. Дис. канд. педаг. наук. Томск, 2000,с.7.
17. Радищев А. Н. Беседа о том, что есть сын Отечества//Антология
педагогической мысли России XVIII века.- М.:Педагогика,1985, с. 380
Литература для детей и родителей:
1.
Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и
патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр
педагогического образования, 2012. - 112 с.
16

2.
Гаязов А.С., Болотина Л.Р. Формирование гражданина: теория,
практика, проблемы: Монография / А.С.Гаязов, Л.Р.Болотина. - Челябинск:
Факел, 2005. - 238 с.
3.
Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности /
Г.Е.Залесский. - М.: Мысль, 2006. - 278 с.
4.
Кон И.С. Какими они себя видят? Популярная психология для
родителей / под ред. Бодалева А.А. - М.: Педагогика, 2008. - 256 с.
Интернет – источники:
1.URL: https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-patrioticheskoe-vospitanieshkolnikov-716968.html
2.URL: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-narody-kryma-5775971.html
3.URL: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/sssr-nakanunevoyny-velikaya-otechestvennaya-voyna-1941-1945-gg/velikaya-otechestvennayavoyna-zimoy-1941-letom-1942-g

17

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
воспитанников осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных
испытаний в процессе обучения за воспитанниками;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;

3.2. Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)
3.3. Лист корректировки (Приложение 3)

18

19

Знания. Умения. Навыки.

Сформированность ЗУН каждого обучающегося в баллах

Сформированность духовно-нравственных качеств.

Привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение
морально-этических норм;

Развития усидчивости, настойчивости, трудолюбия,
целеустремленности

Развитие самообладания, выдержки, уважения к чужому
мнению, адекватная самооценка

Сформированность культуры межнационального общения

Сформированность уважительного отношения к традициям и
культуре своего народа

ФИО
обучающихся
Сформированность социально-патриотических взглядов и
убеждений, любовь к своей Родине, ее истории

Целостность представлений о стране и своей малой Родине

№
Устойчивость интереса к занятиям, получению новых знаний

Ознакомление с основными правилами и понятиями курса
программы

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе
«Я - патриот»
Дата проведения диагностики__________________
ИТО
ГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ИТОГО
сформированность
ЗУН группы в %

Педагог ДО_________________________

ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе,
методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь),
промежуточная (январь, февраль), итоговая (май). В связи со спецификой
работы учреждения, с наличием переменного количества воспитанников в
составе группы, не все воспитанники учреждения смогут принять участие
промежуточном этапе оценивания.

20

Приложение 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № 1
от «25» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ №122/3 от 25.08.2022г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2022 /2023 учебный год по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Я-патриот»
Количество часов в неделю - ___ ч /на год - ___ ч.
Возраст обучающихся 7-15 лет
Тематическое планирование составила ____________________/_______

21

Название программы «Я - Патриот»
№
п\п

Название темы занятий

Количество
часов

Дата по расписанию
По
плану

1.

Вводное занятие

1

2.

Раздел 1: «Богатырь –
символ патриотизма»
Былины и их герои.

6

1

2.4.

Патриотизм в исторических
песнях.
Добрыня Никитич, Илья
Муромец,Алеша Попович.
Князья-богатыри.

1

2.5.

Богатырские устои

1

2.6.

Служба по призванию

1

3.

Раздел 2: «История
зарождения армии»
Появление княжеской
дружины.
Зарождение
государственности.
Военные корабли.

7

2.1.
2.2.
2.3.

3.1.
3.2.
3.3.

1

1

1
1
1

3.4.

Оружие – символ
превосходства

1

3.5.

Народное ополчение невиданная сила.

1

3.6.

Воинский состав. Воинская
повинность.

1

3.7.

Русская рать – никто не
может устоять.

1

4.

Раздел 3: «Любовь к
Родине»

6

4.1.

Историческое прошлое
земли Крымской.
Символика Крыма: герб,
флаг, гимн
Жители Крыма, их занятия и
традиции.
Исторические памятники и
достопримечательности.

4.2.
4.3.
4.4.

1
1
1
1
22

По факту

Примечание
(корректировка)

4.5.
4.6.
5.
5.1.
5.2.

5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
6.

Оккупационный режим в
Крыму в годы ВОВ.
«Крымская весна» (беседадиспут).
Раздел 4: «Моя малая
родина»
Керчь, овеянная легендами.
Исторические памятники и
достопримечательности
города.
По литературным местам
Керчи.
«Герои вокруг нас». Улицы
города-героя.
Керчь – город боевой славы.
Презентация: «Керчь
родная…»
Раздел 5: «Я – патриот!»

6.2.

«Без корня и полынь не
растёт». Мое родословное
древо.
Тайна имени.

6.3.

Уроки России.

6.4.

Как воспитывается и
прививается любовь к
Родине?
Природная сокровищница
России.

6.1.

6.5.

1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1

6.6.

Культура родной страны

1

6.7.

«Патриотизм и
современность».

1

6.8.

Традиции празднования
Дня Победы. Участие в
мероприятиях.

1

7.

Итоговое занятие
«Чувство долга»

2

7.1.

Диспут «Патриотами
рождаются или
становятся?»
Подвиг перед Родиной высшее проявление
патриотизма.
Итого часов:

7.2.

1

1
36
23

Приложение 3

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Я – Патриот»
№

Причина корректировки

Дата

24

Согласование с
заместителем
директора
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».