Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Биланик Л.В. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном
обществе» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
1.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14.07.2022);
2.
Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020);
3.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
4.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
5.
Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
№216);
6.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. 996-р;
7.
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
8.
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9.
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
10. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
11. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
2

12. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
13. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
14. Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.16 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
15. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью»;
16. Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
17. Методическими рекомендациями для педагогических работников и
руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
различной
направленности
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ», Симферополь, ГБОУДПО
РК КРИППО,2021;
18. Приказом Министерства образования, науки и молодёжи РК от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
19. Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
города Керчи Республики Крым для детей, нуждающихся в психологопедагогическом и медико-социальном сопровождении «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи»;
20. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной и составлена на основе учебнометодического пособия Лаврович А.П., Алтынцева Е.Н., Шелег Л.А.
«Социально-педагогическая работа с выпускниками детских интернатных
учреждений».
Направленность
Программы
«Подготовка
воспитанников
к
самостоятельной жизни в современном обществе» - социально-гуманитарная.
Актуальность Программы продиктована требованием времени.
Из года в год и наша задача помочь в социальной адаптации воспитанникам,
отсюда необходимость создания программы по подготовке воспитанников к
3

самостоятельной жизни в обществе. Формирования у них необходимых
навыков для эффективного функционирования в социуме. Из этого вывод что
социальная адаптация воспитанников является важной проблемой, так как
человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с
отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, чтобы
общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые
нормы, выполнять определенные существующие правила, находить
эффективные варианты поведения в той или иной ситуации. Наличие у
воспитанников опыта решения этих задач будет способствовать более
успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку
приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и
полученный опыт.
Новизна Программы заключается в том, что она представляет сочетание
форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям,
предъявляемым к современному образовательному процессу воспитанников в
рамках нового образовательного стандарта.
Педагогическая целесообразность Программы направлена на
формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации,
расширению границ собственного пространства жизнедеятельности. Также
дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие
требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их
самостоятельной жизни
Отличительные особенности Программы.
Система знаний по
предмету, в системе дополнительного образования, выявляя и развивая
индивидуальные способности обучающихся, способствует общему развитию и
воспитанию учащихся.
Особенностью Программы является совместная с детьми работа по
осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке задач.
Индивидуальный подход заложен в Программу и имеет два главных
аспекта: воспитательное взаимодействие строится с каждым обучающимся с
учётом личных способностей, учитываются знания условий жизни каждого
обучающегося, что важно в процессе обучения.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от
10 лет до 15 лет.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает
среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее
количество часов, необходимых для освоения программы составляет 36 часов.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Таблица 1
Реализация Программы
Уровень
обучения

Год
обучения

стартовый

1 год

Количество
учащихся в
группе
7-12 человек

Количество Объем
часов
в программы
неделю
1 часов
36 часов
4

Возраст
учащихся
10-15 лет

Уровень Программы - общекультурный (ознакомительный).
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по программе происходит в очном формате.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки обучающихся.
Наполняемость в группе составляет 7-12 человек. Состав группы –
переменный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1 час в
неделю, 36 часов в год.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель:
осуществление
социальной,
нравственной,
культурной,
профессиональной подготовки подростков к самостоятельной жизни,
гармоничное развитие личности каждого воспитанника.
Задачи:
Образовательные задачи:
- подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в плане приобретения
необходимых правовых знаний, осознание ими своих конституционных прав и
обязанностей, меры ответственности за их неисполнение;
- психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение способам и
приемам самоуправления как важнейшим условиям саморегуляции человека и
благополучной социализации в грядущей взрослой жизни;
- овладение
коммуникативными
знаниями,
умениями
и
навыками,
необходимыми для самостоятельной жизни;
- профессиональная ориентация воспитанников в соответствии с их
наклонностями и способностями;
- освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков;
Развивающие задачи:
- развивать умения грамотно, применять полученные ЗУН в практической
жизнедеятельности ребенка;
- развивать в практических мероприятиях навык индивидуальных моделей
поведения, адекватных ситуаций, поиск решений и путей преодоления
проблем;
- развивать способность ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Личностные задачи:
- создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в рамках
общественно-приемлемого поведения;
5

- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания,
гражданского мировоззрения, преодоление иждивенческих, потребительских
качеств воспитанников
- привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение морально-этических
норм;
- воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил здорового
образа жизни.
1.3 Воспитательный потенциал Программы
Воспитательная работа в рамках программы «Подготовка воспитанников
к самостоятельной жизни в современном обществе» направлена на социальную
адаптацию воспитанников в общество, повышение уровня готовности
несовершеннолетних к взаимодействию с различными социальными
институтами, формирование знаний об основных сферах современной
социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития
коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной
практики».
1.4. Содержание Программы
Таблица 2
Учебный план
№
занят
ия

Содержание
занятий в плане

Количество часов
всего
теория практик
а

Раздел 1: «Знакомство. Правила
хорошего тона в различных
ситуациях»
1.1. Вводное занятие. ТБ

5

3,5

1,5

1

1

-

1.2. Хорошие и вредные привычки

1

0,5

0,5

1.3. Умение говорить

1

0,5

0,5

1.4. Что значит быть приветливым

1

1

-

1.5. Мое поведение

1

0,5

0,5

Раздел 2: «Что такое чувства и
эмоции»
2.1. Мое настроение

6

4,5

1,5

1

-

2.2. Умение владеть собой

1
1

0,5

0,5

2.3. Мир наших эмоций

1

0,5

0,5

2.4. Наши чувства и желания

1

1

-

6

Формы
аттестации и
контроля

Педагогическо
е наблюдение

2.5. Самоконтроль и требовательность к
себе
2.6. Всегда есть выбор

1

0,5

0,5

1

1

-

Раздел 3: «Поведение в
общественных местах и на улице»
Культура поведения в общественных
местах
Административная и уголовная
ответственность
Мои права и обязанности в
современной жизни
Правила поведения на улице

7

5

2

1

0,5

0,5

1

1

-

1

1

-

1

0,5

0,5

3.5. Культура приветствий и обращений к
окружающим
3.6. Правила поведения пассажира в
общественном транспорте
3.7. Культура речи. Ненормативная
лексика
Раздел 4: «Коммуникативность в
общении»
4.1. Правила бесконфликтного
поведения
4.2. Межличностные конфликты
и способы их решения
4.3. Коллективная помощь и
сочувствие
4.4. Искусство каждодневного
общения
Раздел 5: «Патриотические
чувства»
5.1. Моя Родина – Россия

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

-

4

4

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

5

3,5

1,5

1

0,5

0,5

5.2. Умей сказать – НЕТ!

1

0,5

0,5

5.3. Быть гражданином

1

1

-

5.4.
1. Сколько нас, какие мы?

1

1

-

1

0,5

0,5

5

3

2

6.1. Виды медицинской помощи и их
использование
6.2. Личная гигиена подростка

1

0,5

0,5

1

1

-

6.3. ЗОЖ – что это такое?

1

0,5

0,5

6.4. Мы за здоровый образ жизни

1

0,5

0,5

6.5. Будь осторожен!
Раздел 7: «Умение контролировать
свое поведение и поступки»

1
4

0,5
2,5

0,5
1,5

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

5.5

Кто не знает своего прошлого, у того
нет будущего
Раздел 6: «Здоровый образ жизни»

7

Анкетирование

7.1. Жизненные ценности человека

1

0,5

0,5

7.2. Обязанности подростка

1

1

-

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

36

26

10

7.3

Я и мир вокруг меня

7.4. Жизненные цели и планы, ресурсы
человека
Итого часов

Открытое
занятие

Содержание учебного плана
1. «Вводное занятие. ТБ» (1 час)
Теория: Знакомство с общей структурой программы, содержанием,
формами предоставления материала. Обзор литературы.
2. «Хорошие и вредные привычки» (1 час)
Теория: Знакомство с определениями «хорошая» и «плохая» привычка.
Причины возникновения плохих привычек.
Практика: Презентация по теме «Хорошие и вредные привычки».
3. «Умение говорить» (1 час)
Теория: Ознакомление с новыми словами, пополнение словарного запаса.
Умение красиво говорить.
Практика: Прослушивание аудиокниги «Искусство говорить красиво».
4. «Что значит быть приветливым» (1 час)
Теория: Учить принимать гостей, быть радушным хозяином (хозяйкой).
Знакомство с правилами поведения в гостях: обучение культуре поведения на
основе управления собой.
5. «Мое поведение» (1 час)
Теория: Знакомство с понятием и источниками поведения, моделирование
ситуации, для выбора из множества возможных способов действия
реагирования правильного, знакомство с понятием ассертивность.
Практика: Упражнения «Сплетник» (развивается умение поддерживать
контакты с людьми и выходить из конфликта), «Автобус» (моделирование
ситуации, для выбора из множества возможных способов действия
реагирования правильного, знакомство с понятием ассертивность).
6. «Мое настроение» (1 час)
Теория: Знакомство воспитанников с основными правилами сохранения
хорошего настроения; воспитание потребности и способности внимательного,
чуткого отношения к своим близким; формирование у детей навыков культуры
общения, умения вести диалоги воспитанников с окружающими; посредством
включения детей в разнообразную деятельность, помочь каждому ребенку
проявить себя как личность.
7. «Умение владеть собой» (1 час)
Теория: Учить воспитанников способности анализировать и адекватно
оценивать своё состояние, осознавать вред агрессивного поведения, управлять
своим эмоциональным состоянием.
8

Практика: Проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам
саморегуляции.
8. «Мир наших эмоций» (1 час)
Теория: Научить детей видеть и понимать эмоции других людей.
Осознавать собственные эмоции. Ознакомление с некоторыми принципами
саморегуляции. Знакомство с понятием «эмоции» и «чувства».
Практика: Просмотр короткого мультфильма «Эмоции», опрос.
9. «Наши чувства и желания» (1 час)
Теория: Вырабатывание позитивного самоотношения и самовосприятия,
помочь осознать свои эмоции. Развитие способности выражать свои эмоции
при помощи слов, мимики жеста и позы. Научить перебарывать негативную
реакцию и формировать уверенность, что отрицательные эмоции можно
исправлять.
10. «Самоконтроль и требовательность к себе» (1 час)
Теория: Создание условий для формирования нравственных основ
взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных
стрессовых ситуациях.
Практика: Составление практических советов и правил (которые помогут
не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека).
Дети выполняют работу в группах в течении 15 минут. Каждая группа
защищает свою точку зрения.
11. «Всегда есть выбор» (1 час)
Теория: Воспитанникам даётся возможность задуматься над понятиями
«свобода», «выбор» и «ответственность», соотнести эти категории.
Формировать у воспитанников правильное понимание «свободы», «выбор» и
«ответственность». Содействовать воспитанию уважения к свободе и
достоинству личности
12. «Культура поведения в общественных местах» (1 час)
Теория: Знакомство с этическими нормами поведения в обществе; с
культурой речи. Какое должно быть поведение в общественных местах.
Практика: Видеоролик «Культура поведения в общественных местах»,
опрос.
13. «Административная и уголовная ответственность» (1 час)
Теория: Ознакомление воспитанников с Кодексом РФ «Об
административных правонарушениях», ознакомление с Уголовным кодексом
РФ, формирование навыков анализа законодательных документов, воспитание
правовой культуры воспитанников.
14. «Мои права и обязанности в современной жизни» (1 час)
Теория: Навыки толерантного поведения воспитанников. Профилактика
преступлений и правонарушений, воспитание правового сознания. Помочь
детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
Пропаганда правовых знаний.
15. «Правила поведения на улице» (1 час)
9

Теория: Правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Как
правильно вести себя в ситуациях обнаружения незнакомых предметов или при
встрече с незнакомыми людьми. Разъяснение, что контакты с животными могут
быть опасными. Воспитание чуткости, сострадания, взаимопомощи,
внимательности, осторожности.
Практика: Просмотр видеоролика «Основные правила поведения на
улице», опрос.
16. «Культура приветствий и обращений к окружающим» (1 час)
Теория: Обращение внимания воспитанников на их культуру речи, на
общепринятые нормы произношения и формы речи, приветствия.
Практика: Анкетирование «Речевой этикет»
17.«Правила поведения пассажира в общественном транспорте» (1
час)
Теория: Проверить знания детей о транспорте, правилах дорожного
движения. Закрепить знания о видах транспорта, названия транспортных
средств, действиях, которые они совершают, названия дорожных знаков, их
значение.
Практика: Викторина «Спроси-отвечу!»
18.«Культура речи. Ненормативная лексика» (1 час)
Теория: Ознакомление воспитанников с понятием «ненормативная
лексика» и основными требованиями к культуре речи; установить зависимость
между речевой культурой человека и его общей культурой; формировать
культуру речевого общения.
19.«Правила бесконфликтного поведения» (1 час)
Теория: Знакомство с понятиями «конфликт», «компромисс», с основами
бесконфликтного общения. Развитие личностного качества, толерантности.
20.«Межличностные конфликты и способы их решения» (1 час)
Теория: Знакомство с основами общения без конфликтов. Формирование
представления о разных вариантах человеческого общения.
21.«Коллективная помощь и сочувствие» (1 час)
Теория: Воспитание терпимого отношения к окружающим людям,
знакомство с понятием о толерантности; воспитание сочувствия.
22.«Искусство каждодневного общения» (1 час)
Теория: Обсуждение проблем коммуникации в современном мире,
определение путей их решения с помощью «советов от авторитетов».
23. «Моя Родина – Россия» (1 час)
Теория: Знакомство с основными понятиями о символах государства, о
происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном
предназначении, о символическом значении цветов и образов.
Практика: Просмотр видеоролика «Моя Родина Россия».
24. «Умей сказать – НЕТ!» (1 час)
Теория: Пропаганда здорового образ жизни; воспитание негативное
отношение к вредным привычкам. Здоровые установки и навыки нравственного
10

поведения. Умение противостоять мнению сверстников, контролировать свои
поступки.
Практика: Анкетирование «Умей сказать-НЕТ!»
25. «Быть гражданином» (1 час)
Теория: Знакомство с понятием «гражданская позиция», воспитание
чувства гордости за свою страну, формирование позиции «быть гражданином».
26. «Сколько нас, какие мы?» (1 час)
Теория: Развитие способности понимать себя, а также другого человека,
его чувства и взгляды.
27. «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего» (1 час)
Теория: Разговор об уважительном отношении к историческому
прошлому нашей Родины, героическому подвигу защитников Отечества.
Практика: Просмотр видеоролика «Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет будущего», опрос.
28. «Виды медицинской помощи и их использование» (1 час)
Теория: Знакомство с классификацией медицинской помощи, видами
медицинской помощи. Вспоминаем как оказывать первую медицинскую
помощь.
Практика: Сюжетно-ролевая игра «на приёме у врача».
29. «Личная гигиена подростка» (1 час)
Теория: Знакомство с верными представлениями о гигиене, привитие
навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном
уходе за телом.
30. «ЗОЖ – что это такое?» (1 час)
Теория: Рассмотрение здоровья как основную ценность человеческого
общества, напомнить понятия «здоровье и здоровый образ жизни».
Практика: индивидуальные сообщения.
31. «Мы за здоровый образ жизни» (1 час)
Теория: Что такое «здоровье?». Знакомство с правилами здорового образа
жизни.
Практика: Просмотр короткого анимационного мультфильма «Очень
важно знать и соблюдать правила ЗОЖ», опрос.
32. «Будь осторожен!» (1 час)
Теория: Умение анализировать проблемные ситуации вне дома. Обучать
видеть потенциальные опасности вокруг себя и как их избежать.
Практика: Просмотр видеоролика «Уроки осторожности».
33. «Жизненные ценности человека» (1 час)
Теория: Рассмотрение понятия о том, что жизнь имеет наибольшую
ценность, и каждый человек неповторим; Развитие понимания каждым
ребенком своей индивидуальности.
Практика: Просмотр видеоролика «Какие главные ценности человека?»,
опрос
34. «Обязанности подростка» (1 час)
Теория: Знакомство с правовым воспитанием, проверка в игровой форме
11

знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с
законодательством РФ.
35. «Я и мир вокруг меня» (1 час)
Теория: Рассказать какую роль, играет «компания» или «группа людей» в
жизни человека. Донести до воспитанников что компания друзей порой играет
решающую роль в становлении их личности.
Практика: Тестирование «Ваша уличная компания».
36. «Жизненные цели и планы, ресурсы человека» (1 час)
Теория: Воспитание стремления к саморазвитию. Развивать умения
анализа и самоанализа, оценки и самооценки. Научить определять жизненные
приоритеты для себя в будущем. Воспитывать культуру ведения дискуссии.
Практика: Видеоролик «Если ты подросток, эти советы помогут тебе в
будущем», опрос.
1.5. Планируемые результаты
К концу года воспитанники продемонстрируют следующие результаты.
Образовательные. Воспитанники будут:
- ознакомлены с необходимыми для успешного функционирования в социуме
правовыми знаниями, своими конституционными правами и обязанностями,
мерами ответственности за их неисполнение;
- владеть способами и приемами самоуправления как важнейшим условием
саморегуляции человека и благополучной социализации в грядущей взрослой
жизни;
- владеть коммуникативными умениями и навыками, необходимыми для
самостоятельной жизни;
- владеть навыками профессионального самоопределения;
- владеть хозяйственно-бытовыми знаниями, умениями и навыками;
Развивающие. У воспитанников будут:
- развиты в практических мероприятиях навык индивидуальных моделей
поведения, адекватных ситуаций, поиск решения и пути преодоления
проблем;
- развита способность ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Личностные. У воспитанников будут:
- сформирована адекватная самооценка личности, нравственного самосознания,
гражданского мировоззрения.
- привиты основы общечеловеческой культуры, морально-этических норм;
- воспитаны естественные потребности в соблюдении норм и правил здорового
образа жизни.
К концу учебного года обучающиеся будут знать:
- основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи;
- основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой,
основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта;
12

- важность такого шага как создание собственной семьи; знать основы
семейного законодательства, знать основные права и гарантии выпускников
детского центра ЦППМС, знать основы профессиональной ориентации.
К концу учебного года обучающиеся будут уметь:
- объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;
- уметь правильно выбрать себе профессию;

13

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
- начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –25 мая;
- начало учебных занятий не ранее 9 час, окончание – не позднее 16 часов;
- продолжительность учебного года 36 недель;
- объем программы 36 часов в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.
Таблица 3
Календарный учебный график
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Недели
обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

Аттестация/формы Всего часов:
контроля
36
Педагогическое
4
наблюдение

4

4

Анкетирование

4

4

4

4

4

Май

33
34
35
36

1
1
1
1

Открытое занятие

4

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
- групповая комната (хорошо освещенное, проветриваемое помещение);
- стол - 6 шт.;
- стулья - 12 шт.;
- шкаф для пособий - 1 шт.;
- стол для педагога - 1 шт.;
- стул для педагога - 1 шт.;
- ноутбук - 1 шт.;
- флешка - 1 шт;
- принтер - 1 шт;
- доступ к сети «Интернет» (роутер) - 1шт;
- наглядно-демонстрационный материал;
Информационное обеспечение:
- учебные фильмы, короткие анимационные мультфильмы;
- презентации;
- книги.
Интернет – источники:
1. URL: https://tlum.ru/news/40-motiviruusih-multikov-pro-sport-i-zoz/
2. URL: http://sakla.ru/video/list/1
3. URL: https://allforchildren.ru/scivideo/
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования Биланик
Людмила Викторовна, педагогический стаж работы - 1 год.
Методическое обеспечение
Особенности организации образовательного процесса
Обучение по Программе происходит в очном формате. Занятия в рамках
Программы проводятся в групповой форме. Работа в рамках программы
строится с учетом следующих принципов: формирование доверительного
отношения между всеми участниками образовательного процесса, принятие
точки зрения ребенка, поддержание в ребенке самоуважения, оказание помощи
в развитии уверенности в себе, своих силах, формирование у ребенка
критического мышления и умения отстаивать свою точку зрения, оказание
ребенку помощи в выборе и постановке перед собой реальных целей,
поощрение даже за небольшие достижения.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении воспитанник
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
15

- эвристическое обучение позволяет подвести воспитанников, с помощью
умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения и д.р.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
воспитанников:
- объяснительно - иллюстративные (воспитанники усваивают и воспроизводят
готовую информацию);
- репродуктивные (воспитанники воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устно, грамоты и д.р.);
- мотивация (настрой воспитанника на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий:
- тематическое занятие;
- тренинги;
- лекции;
- дискуссии;
- беседы;
- практикумы;
- анкетирование;
- наблюдение.
Педагогические технологии
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
- приветствие, проверка присутствия обучающихся;
- объявление темы и цели занятия;
- объяснение нового материала;
- практическая работа;
- подведение итогов занятия;
- уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Методические разработки:
- наглядно-демонстрационный материал: презентации, картинки, плакат-схема;
- разработки конспектов занятий, практических заданий.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в
течение всего периода обучения.
16

Входной контроль – проводится при наборе, в виде педагогического
наблюдения, где изучаются отношения воспитанника к выбранной
деятельности, его способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: анкетирование.
Формы итогового контроля: итоговое открытое занятие.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты
оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в
которой отражает уровень освоения обучающимися Программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Успешной реализации Программы должны способствовать различные
виды групповой и индивидуальной работы: задания с тестированиями,
открытые занятия, выполнение и защита проекта.

17

2.4. Список литературы
Литература для педагога:
1. Алексеева Э. Р. Патронатная семья как институт социализации
детей-сирот: автореф. дис. … канд. социолог. наук / Алексеева Эльвина
Расиховна; [Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького]. - Екатеринург: [б. и.],
2009. - 19 с.
2. Аргунова Л. Социализация выпускников детского дома //
Беспризорник. - 2009. - № 5. - С. 21-23.
3. Володина
Ю.
Профильная
подготовка
как
средство
профессионального самоопределения
детей-сирот // Социальная
педагогика. - 2008. - № 4. - С. 65-70.
4. Волохатова В. М. Социальное развитие и адаптация детей-сирот //
Дополнительное образование и воспитание. – 2008. - № 1. - С. 31-35.
5. Дудкина Г. Модель выпускника как ориентир в подготовке
воспитанников к самостоятельной жизни // Воспитание школьников. - 2008.
- № 2. - С. 37-42.
6. Курилко Л. В. Постинтернатный патронат - современная форма
социализации выпускников детских домов // Социальная работа. - 2008. № 3. - С. 52-57.
7. Матюхина П. В. Реализация предпрофильной подготовки в
общеобразовательных школах-интернатах для детей-сирот // Образование и
общество. – 2006. - № 4. - С. 24-27.
8. Москоленко Н. В. Подготовка воспитанников-сирот с проблемами
интеллектуального развития к самостоятельной жизни // Дефектология. –
2006. - № 1. - С. 47-52.
9. Овчинников А. Профессиональное самоопределение - эффективное
средство социализации детей-сирот // Социальная педагогика. - 2008. - № 4.
- С. 59-64.
10.Орсаг Ю. Профессиональное самоопределение и трудоустройство
детей, нуждающихся в поддержке государства: региональная модель // Там
же. - 2009. - № 3. - С. 23-29.
11.Подготовка к семейной жизни детей-сирот // Там же. – 2006. - № 1.
- С. 99-109.
12.Чушева Л. Н. Социализация воспитанников школы-интерната
средствами целевых воспитательных программ // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - С. 38-42.
13.Шабанова С. Состояться человеком // Народное образование. 2007. - № 7. - С. 237-240.
14.Шмидт В. Р. Психологические основы подготовки детей-сирот к
семейной жизни // Дефектология. – 2006. - № 4. - С. 55-61.
15.Шульга Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным
детям: опыт исследований и практической работы: учеб. пособие: для вузов
18

/ Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков; Ун-т Рос. акад.
образования. - М.: Изд-во УРАО, 2003. – 397 с.
16. Лаврович А.П., Алтынцева Е.Н., Шелег Л.А. учебно-методическое
пособие «Социально-педагогическая работа с выпускниками детских
интернатных учреждений» / Минск: БГПУ, 2007 - 72с.
Литература для детей и родителей:
1. Чеснова И.Е. Как стать взрослым? – М.: «Аванта», 2018.
2. Чеснова И.Е Как стать уверенными в себе. – М.: Аванта, 2018.
3. Чеснова И.Е. Как победить страхи. - М.: Издательство АСТ, 2018.
4. Кедрова Н.В. Азбука эмоций. - Ростов н /Д.: Феникс, 2015.
5. Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научнопрактических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. /под ред.
Е.А. Петровой – М.: РГСУ, 2004. – 120 с.
Интернет – источники:
1. URL: https://zvooq-knigi.ru/govority-krasivo-i-ubeditelyno-kakobschatysya-i-vyistupaty-legko-i-effektivno-157460
2. URL: https://headlife.ru/kultura-obshcheniya/

19

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков
воспитанников осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных
испытаний в процессе обучения за воспитанниками;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- открытое занятие.
3.2. Методические материалы
План - конспект открытого итогового занятия (Приложение 2).
3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение 3)
3.4. Лист корректировки (Приложение 4)

20

21

Знания. Умения. Навыки.

Сформированность ЗУН каждого обучающегося в баллах

Развитость естественной потребности в соблюдении норм и
правил здорового образа жизни

Усвоение основ общечеловеческой культуры, моральноэтических норм

Сформированность адекватной самооценки личности,
нравственного самосознания, гражданского мировоззрения

Развитиитость способности ориентироваться в сложных
жизненных ситуациях.

Умение выбрать индивидуальную модель поведения, поиск
решения и пути преодоления проблем

Владение хозяйственно-бытовыми знаниями, умениями и
навыками

Владение навыками профессионального самоопределения

ФИО
обучающихся
Владение коммуникативными умениями и навыками,
необходимыми для самостоятельной жизни

№
Владение способами и приемами самоуправления как
важнейшим условием саморегуляции человека и
благополучной социализации в грядущей взрослой жизни

Ознакомленность с необходимыми для успешного
функционирования в социуме правовыми знаниями, своими
конституционными правами и обязанностями, мерами
ответственности за их неисполнение

Приложение 1

Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе
«Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном
обществе»
Дата проведения диагностики__________________
ИТОГО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ИТОГО
сформированность
ЗУН группы в %

Педагог ДО_________________________

ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе,
методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь),
промежуточная (январь, февраль), итоговая (май). В связи со спецификой
работы учреждения, с наличием переменного количества воспитанников в
составе группы, не все воспитанники учреждения смогут принять участие
промежуточном этапе оценивания.

22

Приложение 2

План-конспект открытого итогового занятия
Тема «Обязанности подростка»
Цель: правовое воспитание воспитанников, проверка в
игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и
обязанностей в соответствии с законодательством РФ.
Задачи:
- заинтересовать воспитанников в дополнительном изучении правовой
литературы;
- повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.
Необходимые материалы:
- листы А 4 с заданиями для двух команд;
- оценочные листы для жюри;
- ноутбук;
- книги по правовому просвещению для вручения победителям, грамоты и
благодарственные письма участникам.
Домашнее задание:
- создание двух команд для участия в конкурсе;
- разработка названий и девизов.
Структура открытого занятия:
Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы
проведения занятия, представление команд и членов жюри.
Основная (игровая) часть. Проведение викторины. Оценка выполнения
конкурсных заданий, начисление баллов.
Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд,
заключительное слово ведущего.
Ход занятия:
1. Мотивация, вводная речь ведущего, определение целей и задач
занятия.
- Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз
поговорить об очень важной для всех нас теме. Наше занятие пройдет
в форме познавательной игры. Но для начала предлагаю вашему вниманию
изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите, в них сделаны
пропуски. Пропущены слова: "ответственность", "права", "обязанность".
Вставьте недостающие слова в афоризмы.
(Дети высказывают свои
предположения)
Афоризмы.
1.
“Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф.
Искандер (Ответственность)
2.
“Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …,
но не любим, чтобы нам напоминали о наших ...” Э. Борк (Права,
обязанности)
3. “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать,
отзываться, действовать.” П. Коэльо (Ответственность)
23

4.
“Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от
туловища.” И.Шевелев (Права, обязанности)
5. " ...
влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение)
(Права)
- Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно "права",
"обязанности", "ответственность", именно об этих понятиях пойдет разговор
на
занятии.
Тема
его
звучит
так:
Права,
обязанности
и
ответственность подростка".
2. Краткая беседа и викторина
Правонарушение - это виновное поведение лица, которое противоречит
предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой
юридическую ответственность.
Виды правонарушений:
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и
преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут
быть
трудовыми,
дисциплинарными,
административными и гражданскими.
Под
преступлениями понимают,
как
правило,
уголовные
преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут
различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую
ответственность — уголовную, административную, гражданскую.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов,
предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное
уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный
строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный
порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения,
хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная
ответственность наступает с 14 лет.
Административная ответственность применяется за нарушения,
предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К
административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного
движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные
правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание:
штраф, предупреждение, исправительные работы.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых
обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру:
опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные
отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата
ущерба.
Педагог: Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые
совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за
нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно
24

ответить, какой вид ответственности наступит за совершенное деяние.
Ситуации даны одинаковые каждой команде. За правильный ответ
начисляется 1 балл.
Ситуации:
1.
Порвал учебник одноклассника (Г)
2.
Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3.
Избил одноклассника (У)
4.
Совершил кражу мобильного телефона (У)
5.
Совершил прогул в школе (Д)
6.
Переходил дорогу в неположенном месте (А)
7.
Разбил мячом окно (Г)
8.
Нецензурно выражался в общественном месте (А)
Как вы думаете, почему случается так, что подросток оступился или
совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое
поведение, хочет выделиться и др.)
-Ребята, попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между
собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему?
(Предполагаемый ответ. - Права не могут соблюдаться без выполнения
обязанностей и без соблюдения видов ответственности).
-А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности?
Да, много так как мы не раз говорили об этих важных понятиях. Давайте
проверим ваши знания. Я предлагаю вам мини викторину. За правильный
ответ вы получаете 1 балл. Победитель будет награжден грамотой.
Вопросы викторины.
1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?"
Ответ. - Это изменение набора прав и обязанностей по мере
взросления.
2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране?
Ответ. Право на защиту закона, на бесплатное образование и
медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на
отдых, и т.д.
3 вопрос. Какие документы защищают твои права?
Ответ. - Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка,
Гражданское право, Семейное право, Уголовное право.
4 вопрос. Какие обязанности появляются у подростка, достигшего
14-ти лет?
Ответ. - Соблюдать устав, правила молодежного общественного
объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями
контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым
законодательством.
5
вопрос.
Какие
виды ответственностей,
назначаемых
несовершеннолетним вы знаете?

25

Ответ. Штраф; лишение права заниматься определенной
деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест;
лишение свободы на определенный срок.
6 вопрос. Что такое "Комендантский час"?
Ответ. – Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права
находиться на улице, в общественных местах без сопровождения взрослых.
3. Работа с анкетой «Правонарушения в школьной среде»
Давайте проведем анонимный тест для выявления правонарушения в
школьной среде.
Тест «Выявление правонарушения в школьной среде».
1. Твой пол
- мужской
- женский
2. В каком классе учишься?
3. С каким чувством ты идёшь обычно в школу?
а) с удовольствием, с хорошим настроением
б) равнодушно, без удовольствия
в) с плохим настроением
4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с
кем?
а) со сверстниками в школе
б) со сверстниками на улице
в) со старшими ребятами в школе
г) со старшими ребятами на улице
д) с другими людьми
е) такого не случалось
5. Случалось ли, чтобы кто - либо пытался оскорблять, унижать, издеваться
над тобой?
а) да, сверстники в школе
б) да, сверстники на улице
в) да, старшие ребята в школе
г) да, старшие ребята на улице
д) да, другие люди
е) нет, такого не случалось
6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести
что - либо из дома?
а) да, случалось
б) нет, такого не случалось
7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?
а) рассказывал родителям
б) рассказывал старшему брату (сестре)
в) рассказывал другу, подруге
г) рассказывал учителю
д) пытался защитить себя, дрался
26

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали
ж) такого не случалось
4. Конкурс «Сказочный вопрос»
Командам озвучиваются задачи. Тот, кто быстро и правильно ответит
на поставленный вопрос, приносит «в копилку» своей команды от 1 до 5
баллов.
Задача № 1
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о
похищении мальчика.
Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки
были нарушены? (5 баллов)
Задача № 2
Сказка В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».
Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
(1 балл)
Задача № 3
А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».
Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (1
балл)
Задача № 4
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чипполино». Сцена:
выселение дядюшки Тыквы из его домика.
Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения
Чипполино» - дядюшки Тыквы были нарушены? (3 балла)
Задача № 5
Сказка Ш. Перро «Золушка».
Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? (1 балл)
5. Конкурс «Правовые вопросы семьи»
Каждой команде озвучивается по одной задаче. Максимальный балл за
ответ – 5.
Команда № 1
Задача:
В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная
ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы
мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего
подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени
«Максим». Кто вправе определять имя ребенка?
Команда № 2
Задача:
Аня и Ваня собираются подать заявление в органы ЗАГС для
заключения брака, но Ваня уже состоит в браке с Юлей. Возможно ли
заключение брака между Аней и Ваней, если он еще не разведен с Юлей?
Почему?
27

6. Конкурс «Определи вид преступления» Задание озвучивается
обеим командам. За каждый правильный ответ команда получает – 2 балла.
Максимальное количество баллов – 14.
Задание № 1
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки
одноклассника деньги. (кража)
Задание № 2
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то
товар и бросился бежать. (грабеж)
Задание № 3
Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему:
«Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом
твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (шантаж)
Задание № 4
Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (ложный
звонок)
Задание № 5
Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему
подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет
сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики
о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли
пенсионера. (нанесение тяжких телесных повреждений)
Задание № 6
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи
краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (порча
имущества, вандализм)
Задание № 7
Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по
небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за
деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и,
наехав на камни, проколол два передних колеса. (хулиганство)
7. Подведение итогов. Награждение.
- Завершаем нашу работу. Все были молодцы. Показали свои знания,
работу в группе, умение творчески мыслить. Пока жюри подводит итоги,
подумайте и ответьте на вопрос: - Для чего подростку необходимо знать
свои права, выполнять свои обязанности и помнить об ответственности?
(Предполагаемый ответ: Чтобы меньше попадать в неприятные, сложные
ситуации).
- Награждение команд и участников. Спасибо за работу. Всего
хорошего.

28

Приложение 3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ОГРН 1169102053450
ИНН/КПП 9111019980/911101001
298309 Республика Крым, город Керчь, ул. Клары Цеткин, дом 9
тел.36561 34017
tpmpk.kerch@yandex.ru

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
Протокол № 1
от «25» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ г. Керчи РК ЦППМС
__________О.В. Кузьменко
Приказ №122/3 от 25.08.2022г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2022 /2023 учебный год по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Подготовка воспитанников к
самостоятельной жизни в современном обществе»
Количество часов в неделю - ___ ч /на год - ___ ч.
Возраст обучающихся 10-15 лет
Тематическое планирование составила ____________________/_______

29

Название программы «Подготовка воспитанников к самостоятельной
жизни в современном обществе»
№
п\п

Название темы занятий

Раздел 1: «Знакомство.
Правила хорошего тона в
различных ситуациях»

Количество Дата по расписанию
часов
По
По факту
плану
5

1.1.

Вводное занятие

1

1.2.

Хорошие и вредные
привычки
Умение говорить

1

1

1.5.

Что значит быть
приветливым
Мое поведение

6

2.1.

Раздел 2: «Что такое
чувства и эмоции»
Мое настроение

2.2.

Умение владеть собой

1

2.3.

Мир наших эмоций

1

2.4.

Наши чувства и желания

1

2.5.

Самоконтроль и
требовательность к себе
Всегда есть выбор

1

Раздел 3: «Поведение в
общественных местах и на
улице»
Культура поведения в
общественных местах
Административная и
уголовная ответственность
Мои права и обязанности в
современной жизни
Правила поведения на
улице
Культура приветствий и
обращений к окружающим
Правила поведения
пассажира в общественном
транспорте
Культура речи.
Ненормативная лексика

7

1.3.
1.4.

2.6.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

3.7.

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

1

30

Примечание
(корректировка)

4

5.1.

Раздел 4:
«Коммуникативность в
общении»
Правила бесконфликтного
поведения
Межличностные
конфликты и способы их
решения
Коллективная помощь и
сочувствие
Искусство каждодневного
общения
Раздел 5:
«Патриотические
чувства»
Моя Родина – Россия

5.2.

Умей сказать – НЕТ!

1

5.3.

Быть гражданином

1

4.1.
4.2.

4.3.
4.4.

5.4.2. Сколько нас, какие мы?

1
1

1
1
5

1

1
1

6.2.

Кто не знает своего
прошлого, у того нет
будущего
Раздел 6: «Здоровый образ
жизни»
Виды медицинской помощи
и их использование
Личная гигиена подростка

6.3.

ЗОЖ – что это такое?

1

6.4.

Мы за здоровый образ
жизни
Будь осторожен!

1

4

7.2.

Раздел 7: «Умение
контролировать свое
поведение и поступки»
Жизненные ценности
человека
Обязанности подростка

7.3.

Я и мир вокруг меня

1

7.4.

Жизненные цели и планы,
ресурсы человека
ИТОГО:

1

5.5.

6.1.

6.5.

7.1.

5
1
1

1

1
1

36

31

Приложение 4

Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном
обществе»
№

Причина корректировки

Дата

32

Согласование с
заместителем
директора
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».