Мордовцева В.П. Умелые руки 21-22 уч.г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………….………………….………………………...3
2. Учебно-тематический план……………..……………………………...…7
3. Календарно тематический план………………………………………....10
4. Содержание программы………………………………………………….12
5. Организационно-педагогические условия реализации программы…...16
6. Список литературы……………………………………………………….17

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная программа «Умелые руки» имеет художественноэстетическую направленность, она способствует воспитанию у детей
художественного

вкуса,

развитию

творческой

инициативы,

самостоятельности, приобретению навыков и опыта при изготовлении
простых, а затем и более сложных изделий декоративно-прикладного
творчества.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью.
Воспитанники могут применять полученные знания и практический опыт при
подготовке

к

самостоятельной

жизни

в

современном

социуме,

профессиональному самоопределению.
Данная программа позволяет обучать детей различным видам
декоративно-прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она позволяет сплотить творческий коллектив, создать между
воспитанниками здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить у
ребят способность личностного роста, выявить их творческий потенциал. А
также развить у детей такие качества, которые помогут в общении со
сверстниками и не только: понимание, что все люди разные, принятие этих
различий, умение сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в
общении.
Цель программы: развитие творческих способностей воспитанников
средствами декоративно-прикладного творчества.
В ходе ее достижения решаются задачи:
Воспитательные:
– формировать общее представление об окружающем мире;
– воспитывать понимание декоративно-прикладного творчества как
значимой сферы человеческой жизни;
3

–

воспитывать

художественно-эстетический

вкус,

аккуратность,

трудолюбие, ответственность.
Развивающие:
– формировать умение планировать действие в соответствии с
поставленной задачей;
– формировать коммуникативные навыки;
– способствовать развитию познавательного интереса и творческого
мышления.
Обучающие:
– познакомить с различными видами декоративно-прикладного
творчества;
– сформировать представление о свойствах материалов (бумага, картон,
ткань, бисер, природный материал);
– обучить основам технического моделирования;
– обучить детей основным приемам бисеронизания;
– научить детей технологии изготовления цветов из ткани;
– сформировать навыки работы с простейшими инструментами
(ножницы, линейка, шило, игла, канцелярский нож).
Для

более

успешного

решения

задач

обучения

используются

следующие методы и приёмы:
– общение педагога и обучающихся между собой (диалог между ними,
направленный на совместное обсуждение работы);
– частично-поисковый метод (развитие познавательной активности и
самостоятельности);
– объяснительно-иллюстративный метод (объяснение теоретического
материала с наглядным пособием – готовым изделием);
– анализ работ.
Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповое
занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
4

Формы занятий:
– занятие творчества;
– занятие «Презентация»;
– комбинированное занятие.
Формы организации творческой деятельности:
– индивидуальный подход к каждому ребенку;
– свобода в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе
тем;
– система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами
сложности.
В целях обеспечения охраны здоровья детей в процессе реализации
программы необходимо учитывать следующие аспекты:
– периодический инструктаж по технике безопасности при работе с
инструментами и материалами, по технике противопожарной безопасности;
– выработка правильной посадки детей на занятии;
– достаточная освещенность рабочего места;
– соблюдение принципа доступности и посильности;
– определение степени сложности задания с учетом индивидуальных
психофизических характеристик обучающихся;
– применение физминуток, упражнений для расслабления глаз.
Дополнительная программа «Умелые руки» рассчитана на 1 год
обучения для детей школьного возраста 7-15 лет и реализуется в объёме 36
часов.
Ожидаемые результаты реализации программы «Умелые руки»:
– эмоционально-положительное отношение и интерес к художественнотворческой деятельности;
– следование в поведении моральным и этическим требованиям;
– основные нравственные нормы (аккуратность, ответственность,
трудолюбие);
– умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
5

– умение формулировать собственное мнение, учитывая различные
точки зрения;
– формирование познавательного интереса к декоративно-прикладному
творчеству.
Воспитанники будут знать:
– отличительные особенности плоского изображения от объемного;
– принципы декоративной композиции;
– основы изготовления искусственных цветов;
– составлять сложные композиции, используя аранжировочный
материал;
–

основные

технологические

приемы

работы

с

природными

материалами (рис, пшено) и пряжей;
– приемы выполнения аппликаций из бумаги, комбинированных
композиций: бумага и вата, бумага и рис, бумага и пряжа, бумага и пшено;
– доступные приемы обработки материалов: пряжи, риса, ваты;
– приемы декорирования изделий.
Будут уметь:
– организовать самостоятельно рабочее место;
– планировать работу;
– выполнять задания по чертежу и схемам;
– работать с бумагой, картоном, рисом, пряжей, пшеном, тканью,
бисером;
– выполнять простейшую схему модели;
– аккуратно выполнять работы над изделием и творчески подходить к их
оформлению.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
– составление альбома лучших работ;
– проведение выставок работ учащихся;
– участие в тематических выставках (День знаний, Мастерская деда
Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.).
6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\п
I.

П.
2.1.

2.2.

2.3.
2.4.
Ш.
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Количество часов
Название разделов и тем

теория
0,5

практика
0,5

всего
1

-

5

5

Беседа «Виды аппликаций».
Аппликация вырезная –
гусеница.
Показ приёмов наложения
деталей при аппликациях.
Изготовление
эскизов,
заготовка
деталей.
Аппликация «Пальма».

-

1

1

-

1

1

Заготовка
деталей.
Аппликация «Ёжик»
Поделки по замыслу детей.

-

1

1

-

2

2

Работа
с
природным
материалом
Инструктаж по технике
безопасности при работе с
природным
материалом.
Выполнение эскиза будущей
аппликации.
Дидактическая игра «С
какого дерева лист». «В
стране
Листопадии».
Орнамент из листьев.
«Цветочная страна». Показ
способов засушивания и
хранения
цветов.
Составление букета.
«Лесное царство». Поделки
из желудей и орехов,

2

4

6

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

2

-

2

2

Введение.
Организация
познавательных бесед с
детьми. Инструктаж по
технике
безопасности.
Отработка приёмов работы с
простейшими
инструментами.
Работа с бумагой

7

IV.
4.1.

4.2.

4.3.

V.
5.1.

5.2.
5.3.
5.4.

VI.
6.1.

Сувениры из шишек, веток,
корней,
репейника,
древесных грибов, семян.
Аппликации из пряжи

1

5

6

Беседа
о
пряже,
об
организации
занятий
с
пряжей. Правила техники
безопасности при работе с
колющими и режущими
инструментами.
Показ
способа
изготовления
аппликации. Изготовление
открытки.
Показ приёмов наклеивания
пряжи на рисунок. Картина
«Голуби».
Картины по собственному
замыслу.
Изготовление
аппликаций из пряжи.
Работа с тканью

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

-

2

2

1

5

6

Работа с тканью. Легенда
возникновения
цветка.
Рекомендации по подбору
тканей. Зарисовка шаблонов.
Выкраивание шаблонов из
ткани.
Изготовление
осенней ветки.
Коллективная
работа.
Изготовление ветки сакуры.
Сборка
цветов.
Изготовление георгина.
Цветы из тканевых лент.
История
происхождения
«декор»
цветов.
Составление и оформление
букетов.
Бисеронизание

0,5

1,5

2

-

1

1

-

1

1

0,5

1,5

2

2

6

8

Беседа
«Искусство
бисерного
рукоделия
России».
Изготовление
плоских фигур.

0,5

1,5

2

8

6.2.

6.3.
6.4.

VII.
7.1.

7.2.

Технология выполнения
изделия по схеме.
Изготовление объёмных
фигур. Изготовление
браслета «клеточки».
Изготовление
фиалки,
лилии.
Беседа «От классики до
современности».
Изготовление ножного
браслета.
Комбинирование

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

1

3

4

Беседа
«Искусство
мозаики».
Подготовка
необходимых
материалов
для работы. Мозаика из
яичной
скорлупы.
Художественное
оформление работы.
Инструктаж о способах
обработки
перьев
для
работы. Изготовление эскиза
аппликаций. Композиция из
перьев и пуха птиц.
Итого:

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

7,5

28,5

36

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1.

Тема

Часы

Введение.

1

2.1. Аппликация вырезная – гусеница

1

2.2. Аппликация «Пальма».

1

2.3. Аппликация «Ёжик»

1

2.4

Поделки по замыслу детей.

3.1

Инструктаж по технике безопасности. 1
Выполнение эскиза будущей аппликации.

3.2

«В стране Листопадии».

1

3.3

«Цветочная страна».

2

3.4

«Лесное царство».

2

4.1

Беседа о пряже. Показ способа изготовления 2
аппликации. Изготовление открытки.

4.2

Картина «Голуби».

2

4.3

Картины по собственному замыслу.

2

5.1

Работа с тканью. Изготовление осенней
ветки.

2

5.2

Изготовление ветки сакуры.

1

5.3

Изготовление георгина.

1

5.4

Составление и оформление букетов.

2

6.1

Беседа «Искусство бисерного рукоделия 2
России». Изготовление плоских фигур.
Изготовление
объёмных
фигур. 2
Изготовление браслета «клеточки».
Изготовление фиалки, лилии.
2

6.2
6.3

2

10

Отметка о
выполнении

6.4
7.1
7.2

Беседа «От классики до современности». 2
Изготовление ножного браслета.
Беседа «Искусство мозаики». Мозаика из
2
яичной скорлупы.
Композиция из перьев и пуха птиц.

2

Всего:

36

11

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Введение.
Теория: Встреча с воспитанниками; знакомство с режимом работы, с
организацией занятий, с учебным планом на новый учебный год. Инструктаж
по технике безопасности и правилам поведения при работе с инструментами и
материалами.
Практика: Отработка приёмов работы простейшими инструментами.
II. Работа с бумагой.
Аппликация вырезная – гусеница. Пальма. Ежик.
Теория: Беседа «Виды аппликаций» с демонстрацией и пояснением на
готовых работах. Показ педагогом приемов наложения деталей при
аппликациях (встык, внахлест, с небольшим промежутком). Составление
последовательности выполнения работы по аппликации.
Практика: Изготовление эскиза, перенос его на фон, заготовка и вырезка
необходимых деталей. Оформление на фоне. Просушивание под прессом
готовых аппликаций.
Поделки по собственному замыслу.
Теория: Контрольный опрос по теме. Разгадывание воспитанниками
кроссвордов по теме. Обобщение пройденного материала педагогом.
Практика: Изготовление эскизов, схем, разверток будущих изделий.
Окончание недоделанных работ (в парах).
III. Работа с природным материалом.
«В стране Листопадии». Орнамент из листьев.
Теория: Рассказ педагога «Волшебный мир природы». Инструктаж по
Т/Б при работе с природными материалами. Рассматривание гербария и
образцов готовых работ. Д/и «С какого дерева лист» на закрепление
пройденного. Краткий рассказ педагога об искусстве натюрморта с опросом
воспитанников по теме «Композиция». Планирование последовательности
выполнения работы.
12

Практика: Выполнение эскиза будущей аппликации. Поэтапное
заполнение работы листьями разных цветов. Вырезание и наклеивание
деталей натюрморта по шаблону. Просушивание готовых работ.
«Цветочная страна». Плоская аппликация из засушенных цветов.
Теория: Рассказ педагога о роли цветов в жизни человека, «Искусство
экибаны». Показ педагогом способов засушивания и хранения цветов,
способов крепления их к фону.
Рассказ педагога «История цветочного этикета». Демонстрация
иллюстраций и фотографий с объемными композициями. Разбор с показом
последовательности сборки объемной композиции педагогом.
Практика: Составление схем формирования различных букетов.
Выполнение эскиза будущей работы. Составление будущего букета.
Крепление на фон. Художественное оформление будущей работы.
«Лесное царство». Поделки из желудей, орехов, шишек, веток,
репейника, древесных грибов, семян.
Теория: Рассказ педагога «Дары леса» с показом иллюстраций
различных видов лесов, поделок, которые могут сделать воспитанники своими
руками из даров леса. Инструктаж по Т/Б при работе с природными
материалами. Анализ будущей поделки. Знакомство со схемами будущих
работ.
Практика: Подбор необходимого материала детьми, составление схемы,
сборка композиции. Обыгрывание готовых работ (стихи, загадки, рассказы,
истории).
IV. Аппликация из пряжи.
Открытки.

Картина

«Голуби».

Сувениры.

Картины

по

собственному замыслу.
Теория: Вводный рассказ педагога о пряже, об организации занятий с
пряжей, об оборудовании рабочего места, о технике безопасного труда. Показ
способа изготовления аппликации. Перевод рисунка на фон. Показ педагогом
13

приемов наклеивания пряжи на рисунок. Разбор цветов и последовательности
приклеивания.
Практика: Правила техники безопасности при работе с колющими и
режущими инструментами. Правила положения рук во время работы. Перевод
шаблона на фон при помощи кальки. Подбор пряжи по цвету. Измельчение
пряжи ножницами. Изготовление аппликаций. Оформление готовых изделий.
Выполнение изделий по собственному замыслу.
V. Работа с тканью.
Изготовление «Осенней ветки». Изготовление ветки сакуры.
Изготовление георгина.
Теория:

Легенда

возникновения

Демонстрация

готовых

образцов,

цветка.

оценка

Ботаническая

качества

их

справка.

изготовления.

Рекомендации по подбору тканей и технологии выполнения цветка.
Подведение итогов экскурсии.
Практика: Зарисовка шаблонов. Выполнение цветка (выкраивание
шаблонов на ткани, изготовление литонов и сердцевинок, подкраска и
обработка листьев и венчиков). Сборка цветка. Выполнение коллективной
работы. Анализ проделанной работы.
Цветы из тканевых лент. Составление и оформление букетов.
Теория: История происхождения «декор» цветов. Инструменты для
изготовления поделок. Технология выполнения изделия.
Практика: Изготовление цветов: букет роз, корзина маков, ваза с
пионами. Декор изделий.
VI. Бисеронизание.
Плоские фигурки.
Теория: Беседа по теме: «Искусство бисерного рукоделия в России».
Технология изготовления изделия по схеме
Практика: Изготовление пчелки, бабочки, стрекозы, ящерицы.

14

Объемные фигурки.
Теория: Технология изготовления изделия по схеме.
Практика: Изготовление паука, зайца, лисы, крысы.
Браслет «клеточки».
Теория: Технология изготовления изделия по схеме.
Практика: Изготовление браслета «клеточки».
Фиалка. Лилия.
Теория: Технология изготовления изделия по схеме.
Практика: Изготовление «фиалки», «лилии».
Ожерелье из бусин.
Теория: Рассказ педагога «От классики до современности».
Практика: Изготовление ножного браслета.
VII. Комбинирование.
Мозаика из яичной скорлупы.
Теория: Вступительная беседа педагога «Искусство мозаики». Просмотр
готовых работ и иллюстраций в технике мозаики. Демонстрация педагогом
приемов обработки яичной скорлупы для мозаичных работ. Обсуждение хода
работы.
Практика: Подготовка учащимися необходимых материалов для работы,
изготовление

эскиза,

заполнение

композиции

яичной

скорлупой,

художественное оформление готовой работы.
Композиция из перьев и пуха птиц.
Теория: Инструктаж педагога о способах обработки перьев для работы.
Демонстрация приемов составления композиции. Проговаривание плана
работы.
Практика: Изготовление детьми эскиза аппликации. Заготовка деталей
композиции, перенос их на фон. Художественное оформление работы.

15

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ

Помещение:
– учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и
стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы:
–

нити

и

верёвки

(льняные,

пеньковые,

сизалевые,

суровые,

хлопчатобумажные, кордовая нить, рыболовная леска, мулине, «ирис», «мак»,
сутаж, бельевая верёвка, бумажный шпагат, шторный шнур,и пр.);
– бусы, бисер, блёстки, костяшки отсчёт, шарики, декоративные
пуговицы, пряжки.
Инструменты и приспособления:
– подушки для плетения;
– булавки с головками, спицы, крючки, иголки, шпульки, катушки;
– планки, рейки, рамки, проволочные каркасы, сосуды, деревянные яйца
с подставками;
– шило, ножницы, сантиметровые ленты, пяльцы, кольца, обручи,
струбцины, грузики;
– миллиметровая бумага, калька, клей «Момент», клей ПВА.
При организации работы по программе используется дидактический
материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и
воспитанниками, технологические карты, инструкционные схемы, рисунки,
открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии
детских

работ

и

профессиональных

тематических занятий.

16

работ,

разработку

отдельных

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.И. Педагогика.

Учебный курс для творческого

саморазвития. – Казань «Центр инновационных технологий». – 2004.
2. Аполозова Л.А. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2005.
3. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластелина. – Ярославль. «Академия развития». – 2008.
4. Евстратова Л. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев,
раковин. - М.: Культура и традиции, 2007.
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: «Просвещение». – 2006.
6. Магина А. Бисер. Плетение и вышивка. – М.: Олма – пресс, С.Петербург, издательский дом «Нева», Валерии СПД, 2008.
7. Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. – Волгоград.: 2009.
8. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работ в школе.
– Волгоград.: - 2008.
9. Мусская И.А. Домоводство – 3. – Ижевск: РИО «Квест». – 2004.
10 Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль:
«Академия развития». – 2007.
11. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. Учебник –
тетрадь 1,2,3,4 класс – М.: «Дрофа». – 2010.
12.

Программы

средней

общеобразовательной

школы

«Основы

народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным
изучением предметов художественно-эстетического цикла (1–4 классы) – М.:
«Просвещение». – 2012.
13. Программы средних общеобразовательнх учреждений «Трудовое
обучение. Технология» 1–4 классы, 5–11 классы. – М.: «Просвещение». – 2006.
14. Проснякова Т.Н.Уроки мастерства. Творческая мастерская –
учебники 3 и 4 класс. – Самара.: «Учебная литература». – 2004.
15. Черныш Н.И. Поделки из природных материалов. – М., 2009.
17

Для заметок
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».