Дополнительная программа Песочная фантазия Пудченко В.П. 2021-2022 уч.г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………....3
2. Учебно-тематический план……………………………………………….6
3. Календарно-тематический план…………………………………………12
4. Содержание программы………………………………………………….14
5. Организационно-педагогические условия реализации программы…..21
5. Список литературы…………………………………………………….….23

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития
ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания
детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и
познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций
является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения
сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать
наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для
самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой
и

действенный

способ

научиться

выражать

свои

чувства,

эмоции,

переживания. Песок является универсальным строительным материалом, с его
помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить
фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.
Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает
творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо
известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая
взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление,
восприятие, воображение, наблюдение, зрительная и двигательная память,
речь.
Пескография является одним из направлений арт-терапии. Арттерапевтическая

работа

в

большинстве

случаев

вызывает

у

детей

положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и
внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех или иных
композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. Акцент
на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении,
выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций,
развитии уверенности в себе.

3

Сегодня игра с песком становится все более популярной. Работа с
песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как
будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас
позитивными эмоциями.
Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но
упражнения

рассчитаны

на

осуществление

индивидуального

и

дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем
подготовки и разными способностями.
Программа

дополнительного

образования

«Песочная

фантазия»

является программой социально-педагогической направленности, а так же
расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и
обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.
Комаровой.
Цель: развитие и коррекция познавательной сфер детей дошкольного
возраста с использованием песка через формирование психологической
защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.
Задачи:
– стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
– вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности
и возможности побыть самим собой;
– формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам;
– развивать навыки социального поведения;
– совершенствовать умения и навыки практического общения,
используя вербальные и невербальные средства;
– развивать фантазию и образное мышление;
– развивать мелкую моторику;
– побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
Учебная программа рассчитана на детей 3-5 лет на 1 год обучения,36
часов. Продолжительность занятия 30 минут, 1 раз в неделю. При разработке
программы учитывались следующие принципы:
4

Игровые:
– формировать желание действовать с различным игровым материалом,
развивать игровые умения;
– побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально
положительный отклик на игровое действие;
– учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям в театре на песке;
–

в

сюжетных

играх

в

песочнице

воспитывать

творческую

самостоятельность.
Сенсомоторные:
– знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
– учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды
восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
– учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные
свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
– развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и
различия;
– совершенствовать координацию рук и глаза.
Форма обучения:
1) индивидуальная;
2) подгрупповая, наполняемость групп 5-6 человек.
Ожидаемые результаты:
1. У ребенка снижается трудность в общении со сверстниками.
2. Корректируется поведения (снятие агрессии).
3. Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных
процессов.
4. Ребенок научится исследовать собственные чувства и желания.
5. Ребенок научится справляться с трудными жизненными ситуациями.
6. Ребенок расширит свои знания об окружающем мире.
5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц
№
недели

1.

2.

Сентябрь

3.

4.

1.

Октябрь
2.

Песочная
игротерапия

Пескография

Занятия с
кинетическим
песком

«Ладушки – ладошки». П/г «Орехокол»
(напряжение и расслабление кисти рук, пальцев)
Рисование
следов
от
Знакомство
с
игрушек. Обрисовывание
материалом.
следов ладони.
Рассматривание
песка на ладони.
Знакомство с песочным гномиком. П/г «Прятки»
(игра лицевых мышц в соответствии с эмоциями)
Представление сказки про Выбор
своего
песочного
гномика. персонажа,
Знакомство с материалом, который
правила
его «живет» в лотке
использования.
с песком.
Обыгрывание
придуманных
детьми ситуаций
с персонажем.
«Солнышко лучистое». П/г «Холодно-жарко»
(напряжение и расслабление мышц туловища)
Рисование
лучиков Игра
солнышка
различными «Секретики»
способами (на
Что спрятано в
целом полотне, насыпью). песке?
«Ягода-малина». П/г «Сладкое-кислое»
(напряжение и расслабление мышц лица)
Рисование точек (ягодки)
Лепка шарика.
симметрично образцу.
Смешивание
шариков – варим
варенье.
«Сад огород». Самомассаж «Блиц-массаж»
(щипание, растирании, постукивание пальцами)
Рисование фруктов и
Составление и
овощей по трафарету и
обыгрывание
без него.
композиции «Сад и
огород».
«Веселая полянка». П/г «Салют»
(снятие эмоционального напряжения)
Равномерное
нанесение
Лепка грибочков
песка. Рисование грибов
с
помощью
различных по величине и
формочек,
форме по трафарету.
составление
целостной
композиции.
6

3.
Октябрь
4.

1.

2.

Ноябрь

3.

4.

Декабрь

1.

«Веточки деревьев». П/г «Деревья»
(напряжение и расслабление мышц рук)
Учить детей указательным Составление и
пальцем рисовать линии на обыгрывание
песке с наглядной опорой. композиции
«Лес».
«Шуршащие ёжики».
Игра-релаксация «Шуршащие ёжики»
Д/г «Как дышит ёжик»
Лепка
колючек
(след на песке). Рисование
для
ёжика
колючек для ёжика.
щипками.
«Кошечка».
П/г «Котята» (напряжение и расслабление мышц спины)
Рисование
усиков, Построение и
лапок кошки.
обыгрывание на
Симметричное отражение тему «Домик для
линий.
кошечки».
«Будь здоров!».
Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины)
Рисование градусника –
Лепка «Пирог».
одна длинная прямая и
Замешивание
маленькие
деления
теста,
создание
на одинаковом
объемной формы
расстоянии.
пирога,
украшение
деталями.
«Золотая рыбка». П/г «Морские волны»
(снижение мышечного напряжения, переключение внимания)
Рисование
рыбки Составление и
по образцу.
Повторение обыгрывание
контуров фигуры.
композиции
«Морская
сказка».
«Транспорт». П/г «Едем, плывем, летим»
(напряжение и расслабление ног и рук)
Рисование
колес,
Лепка транспорта
дорожек для транспорта
при
помощи
(круги, овалы, прямые и
формочек. Куда
волнистые линии).
едет этот
транспорт.
«Снежок». Игр/релаксация «Бой снежками»
(снятие эмоционального напряжения)
Рисование падающего Составление
и
снега, снежинок (на композиции
обыгрывание
на
тему
целом
полотне,
«Зимние игры».
насыпью) при помощи
пальцев,
мячиковёжиков.
7

«Узоры от мороза».
П/г «Замерзли наши ручки» (растирание ладоней рук)
2.

Рисование узоров,
снежинок по образцу.

Лепка
узора
снежинки
по
образцу.

3.

«Елочка».
Самомассаж ладоней шишкой «Мишка косолапый»
Рисование елочки
Составление
и
разными способами (на обыгрывание
целом
полотне, композиции на тему
насыпью).
«Новый год».

4.

«Скоро-скоро Новый год».
Игровое упражнение «А у дедушки Мороза»
Рисование новогодних
Лепка
елочных игрушек по
снеговика,
трафарету. Украшение
разукрашивание
дополнительными
палочками,
деталями
(камушки,
пуговицами и
палочки,
кусочки
т.п.
ткани).

1.

«Эмоции. Спокойствие-страх».
Релаксация «Ласковый мелок» (снятие зажимов, развитие
тактильности)
Рисование эмоций по «Разговор с руками».
заданию
в
круге. «Оживление»
ладони
с
Знакомство
с следа
помощью
деталей,
песочными
обыгрывание:
персонажами - друзьями какие ладошки, как их
Ах и Ох.
зовут, что любят
делать, чего боятся?

2.

«Эмоции. Испуг-удивление».
Упражнение «Испуг-удивление-расслабление» (эмоциональная
разгрузка)
Представление сказки
Лепка маски
Испуг.
Что
про друзей Ах и Ох.
нужно сделать
Ситуация-находка.
или
сказать
Нанесение
песка
маске,
чтобы
ровным слоем.
она
превратилась в
Радость

Декабрь

Январь

8

Январь

3.

«Эмоции. Злость-обида».
Упражнение «Злость-обида-расслабление» (эмоциональная
разгрузка
Представление сказки Сжатие
и
про друзей Ах и Ох. разжимание
Ситуация поссорились.
влажного песка в
Нанесение
песка
кулаке.
ровным слоем.
«Эмоции. Радость-грусть». Игр/релаксация «Подарок»

1.

Представление
сказки про друзей Ах
и Ох. Ситуация-день
рождения
Ох.
Нанесение
песка
ровным слоем.

Лепка подарка для
своего друга. Что
приносит
радость?

«Лес дремучий». П/г «Лесные жители»

2.

Рисование следов
зайца, лисы, волка,
медведя по образцу.
Учитывать
дистанцию
между
следами
в
зависимости
от
размера животного.

Лепка домиковнорок для лесных
жителей. В
горке песка делать
пальцем глубокое
отверстие,
расширенное к
выходу. Что еще
нужно, чтобы в
домике было
тепло?

3.

«Папин праздник».
Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины)
Рисование
Составление
и
цветным
песком обыгрывание
подарка для папы на композиции на тему
трафарете.
«Война и мир».

Февраль

«Маленькое приведение».
(выплескивание накопившегося гнева)

4.

«Круг»
рисование
любыми способами,
украшение
различными
материалами.

«Песочный театр»
демонстрирование
сюжета сказки с
использованием
дидактического
материала.

9

«Птичка-невеличка». П/г «Перышко» (дыхание, мышцы рук)

1.

Рисование формы
яйца различными
способами (на целом
полотне, насыпью).

Лепка птицы на
доске кусочками
песка, прижимая
ладонью
и
пальцами.
Работа
с
деталями.

2.

«Женский день». П/г «Как мы маме помогали»
(напряжение и расслабление мышц корпуса тела)
Рисование
цветным Составление и
песком подарка для обыгрывание
композиции
на
мамы на трафарете.
тему
«Готовим
праздничный
обед».

3.

«Пружинки-резинки». Игра/релаксация «Пружинки», «Резинки»
(растяжение и расслабление тела)
Рисование спирали без
Растягивание куска
отрыва различные по
песка и обратное
собирание в кусок.
диаметру.
Сперва
индивидуально,
затем совместно.

4.

«Весенние цветы».
Релаксация «Цветок» (дыхание и пальцы рук)
Рисование одуванчика Составление
и
линиями от центра к обыгрывание
краю с соблюдением композиции
на
тему «Цветочная
пропорций.
полянка».

Март

«Заборчики». Подвижная игра «Сороконожка»
(сплочение коллектива, координация движения)
5.

Рисование заборчиков
разных форм
(параллельные,
перекрестные
по
диагонали,

Лепка
заборчика
(колбаски
разных
размеров
и
толщины).

10

перпендикулярные,
волнистые линии).

«День смеха».
П/г «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи)
1.

2.

Апрель

3.

4.

1.

Май

2.

3.

Рисование
свободную тему.

на Составление
композиции
на
свободную тему.

«Космос». Игра-гимнастика «Считалочка-бормоталочка»
(внимание, разминка рук, ног)
Коллективное
Лепка коллективная
рисование космоса с
с формочками
и
трафаретами и без них
без них «Космос»
(звезды,
планеты,
(звезды, планеты).
ракеты).
«Пасха». П/г «Маленькая птичка»
(снятие эмоционального напряжения)
Рисование
узоров Игра «Секретики».
двумя
руками
на Что спрятано в
форме яйца.
песке?
Симметричное
выполнение
узоров
двумя руками.
«Формы». Игра-релаксация «Скульптура»
(снижение мышечного напряжения)
Рисование фигур круг,
Лепка фигур: круг,
овал,
квадрат,
овал,
квадрат,
треугольник
по
треугольник
с
трафарету и без него.
формочками и без
них.
«Размер». П/г «Мы растем-растем-растем»
(растяжение мышц спины)
Рисование предметов С/р игра в парах
различной величины, «Маленький
сравнение.
большой» на песке.
«Радуга» П/г «Кисло-сладко» (мышцы лица)
Рисование
цветным
Лепка радуги из
песком радуги на
цветного песка.
трафарете.
«Паучок». Релаксация «Клубочек»
(напряжение и расслабление пальцев рук)
Рисование паука.
Прятки с паучком.
Составление
узора Задача - найти
паутины.
паучка в песке.
«Вверх по радуге» (стабилизация эмоционального состояния)
11

4.

Придумывание
следов животных
«Кокозябла».

12

Лепим угощения
для зверей с
формочками и без.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Месяц

Тема

№

Кол-во
часов

1.

«Ладушки-ладушки»

1

2.

«Прятки»

1

3.

«Солнышко лучистое»

1

4.

«Ягода-малина»

1

1.

«Сад-огород»

1

2.

«Веселая поляна»

1

3.

«Веточки деревьев»

1

4.

«Шуршащие ежики»

1

1.

«Кошечка»

1

2.

«Будь здоров»

1

3.

«Золотая рыбка»

1

4.

«Транспорт»

1

1.

«Снежок»

1

2.

«Узоры от мороза»

1

3.

«Елочка»

1

4.

«Скоро-скоро Новый год»

1

1.

«Эмоции. Спокойствие и страх»

1

2.

«Эмоции. Испуг-удивление»

1

3.

«Эмоции. Злость-грусть»

1

13

Отметка о
выполнении

Февраль
Март
Апрель
Май
Итого:

1.

«Эмоции. Радость-грусть»

1

2.

«Лес дремучий»

1

3.

«Папин праздник»

1

4.

Маленькое приведение»

1

1.

«Птичка – невеличка»

1

2.

«Женский день»

1

3.

«Пружинка-резинки»

1

4.

«Весенние цветы»

1

5.

«Заборчик»

1

1.

«День смеха»

1

2.

«Космос»

1

3.

«Пасха»

1

4.

«Формы»

1

1.

«Размер»

1

2.

«Радуга»

1

3.

«Паучок»

1

4.

«Вверх по радуге»

1
36 занятий

14

36
часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сентябрь
Занятие №1. Тема: «Ладушки-ладушки»
Цель: Познакомить со свойствами песка, вызвать интерес к созданию
изображений на песке.
Пальчиковая гимнастика «Орехокол»
Цель: Развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения
двумя руками.
Занятие №2. Тема: «Прятки»
Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочных
техник.
Психогимнастика «Прятки»
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную
работу.
Занятие №3. Тема: «Солнышко лучистое»
Цель: знакомство детей со способами рисования на песке, развитие
тактильной чувствительности, воображения.
Психогимнастика «Холодно-жарко»
Цель: Снятие психомышечного напряжения.
Занятие №4 Тема: «Ягода-малина»
Цель: Сохранение психического здоровья.
Психогимнастика «Сладкое-кислое»
Цель: Научить ребенка справляться с жизненными трудностями.
Октябрь
Занятие №1. Тема: «Сад-огород»
Цель: Стимуляция эмоционального фона с помощью песочной техники,
формирование представлений о полезной и здоровой пище, учить составлять
и обыгрывать композиции.

2

Самомассаж «Блиц-массаж»
Цель: Укрепление здоровья, формирование навыков правильной осанки.
Занятие №2. Тема: Веселая поляна»
Цель: Учить равномерно наносить песок на плоскую поверхность,
рисовать предметы различной величины и формы, учить работать с
формочками.
Психогимнастика «Салют»
Цель: Напряжение и расслабление мышц спины и рук.
Занятие №3. Тема: «Веточки деревьев»
Цель: Учить детей указательным пальцем рисовать линии на песке с
наглядной опорой.
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Занятие №4. Тема: «Шуршащие ежики»
Цель: Подводить детей к передаче преднамеренного изображения
«иголочек», учить детей рисовать пальчиком вертикальные линии.
Игра-релаксация «Шуршащие ежики»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Ноябрь
Занятие №1. Тема: «Кошечка»
Цель: Симметричное построение линий и обыгрывание композиций.
Психогимнастика «Котята»
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний,
связанных с переживанием телесного и психического довольства и
недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление,
гнев, интерес, презрение, страх, отвращение) и некоторых эмоционально
окрашенных чувств (гордость, уверенность).Познакомить с элементами
выразительных движений: мимикой, позой, жестом, походкой.
Тема: «Будь здоров»
Цель: Учить рисовать прямые вертикальные линии на одинаковом
расстоянии.
Массаж «Рельсы-рельсы»
16

Цель: Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего,
влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую
усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно..
Занятие №3. Тема: «Золотая рыбка»
Цель: Учить повторять контуры фигуры по образцу.
Психогимнастика «Морские волны»
Цель: Снятие напряжения, создание положительных эмоций.
Занятие №4. Тема: «Транспорт»
Цель: Закрепить знание о геометрических фигурах; закрепить приемы лепки.
Психогимнастика «Едем, плывем, летим»
Цель: Обучение элементарным техникам выразительных движений.
Декабрь
Занятие №1. Тема «Снежок»
Цель: Учить использовать в работе с песком мячики-ежики, учить
составлять композицию.
Игра-релаксация «Бой снежками»
Цель: Закрепить знание о геометрических фигурах; закрепить приемы лепки.
Занятие №2. Тема: «Узоры от мороза»
Цель: Учить рисовать прямые линии в разном направлении, лепить
предмет по образцу.
Пальчиковая гимнастика «Замерзли ручки»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, совершенствование координации
движений скорости реакции.
Занятие №3. Тема: «Елочка»
Цель: Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком:
пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую
моторику рук.
Самомассаж ладоней шишкой «Мишка косолапый»
Цель: Снять утомление, тонизировать организм.
Занятие №4. Тема: «Скоро-скоро Новый Год
17

Цель: Учить использовать в работе с песком палочки, веточки, камушки.
Игровое упражнение «А у дедушки Мороза»
Цель: Закрепить знания детей о новогоднем празднике, расширить
представление детей о деде Морозе.
Январь
Занятие №1. Тема: «Эмоции: Спокойствие и страх»
Цель: Снятие зажимов и развитие тактильности.
Релаксация «Ласковый мелок»
Цель: Снятие напряжения и зажимов.
Занятие №2. Тема «Эмоции: Испуг и удивление»
Цель: Учить наносить песок ровным слоем.
Упражнение «Испуг-удивление»
Цель: Расслабление, снятие эмоциональной нагрузки.
Занятие №3. Тема «Эмоции: Злость и обида»
Цель; актуализировать у детей представление о чувствах и эмоциях;
способствовать открытому проявлению чувств — научить определять
эмоциональное состояние своё и других людей;
Упражнение «Злость и обида»
Цель: Снятие эмоциональной нагрузки.
Февраль
Занятие №1. Тема «Эмоции: Радость и грусть»
Цель: Закрепление знаний лепки из песка, снятие эмоциональной
нагрузки.
Игра-релаксация «Подарок»
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
Занятие №2. Тема: «Лес дремучий»
Цель: Снижение психофизического напряжения, снижение тактильной
чувствительности.
Пальчиковая гимнастика «Лесные жители»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
18

Занятие №3. Тема «Папин праздник»
Цель: Психоэмоциональный настрой;
Массаж в парах «Рельсы-рельсы»
Цель: Расслабление мышц спины.
Занятие №4. Тема «Маленькое привидение»
Цель: Учить рисовать круг различными способами, использовать в
работе с песком предметы с дидактических игр.
Игра на эмоции «Маленькое привидение»
Цель: Учить выплескивать накопившийся гнев.
Март
Занятие №1. Тема: «Птичка-невеличка»
Цель: Учить рисовать овальные формы на ровной поверхности, учить
лепить птичку из нескольких частей.
Дыхательная гимнастика «Перышко»
Цель: Формирование дыхательного аппарата.
Занятие №2. Тема «Женский день»
Цель: Учить использовать в работе с песком трафареты.
Психогимнастика «Как мы маме помогали»
Цель: Учить расслаблять мышцы тела.
Занятие №3. Тема «Пружинки-резинки»
Цель: Учить рисовать спирали различные по диаметру не отрывая руки.
Игра-релаксация «Пружинки-резинки»
Цель: Восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает
функцию легких;
Занятие №4. Тема «Весенние цветы»

дренажную

Цель: Учить рисовать прямые линии от центра к краю с соблюдением
пропорций, составлять и обыгрывать композицию.
Релаксация «Цветок»
Цель: Снятие стресса или другими словами нервного напряжения.
Занятие №5. Тема «Заборчики»
19

Цель: Учить рисовать прямые линии разных форм и в разных
направлениях, учить лепить колбаски разной длины и ширины.
Подвижная игра «Сороконожка»
Цель: Сплочение коллектива, координация движения.
Апрель
Занятие №1. Тема «День смеха»
Цель: Учить придумывать сюжет, учить составлять композиции на
свободную тему.
Психогимнастика «Любопытная Варвара»
Цель: Расслабление мышц шеи.
Занятие №2. Тема «Космос»
Цель: Учить рисовать при помощи трафаретов и использовать в работе
с песком формочки.
Игра-гимнастика «Считалочка-бормоталочка»
Цель: Развитие внимания, разминка рук и ног.
Занятие №3. Тема: «Пасха»
Цель: Учить симметрично выполнять узоры двумя руками, закрепить
понятия теплое, мокрое, холодное, сухое, учить классифицировать предметы
по заданным признакам.
Игра-релаксация «Скульптура»
Цель: Снижение мышечного напряжения.
Май
Занятие №1. Тема: «Размер»
Цель: Учить рисовать предметы различных размеров, развить желание
играть в сюжетно-ролевые игры, закрепить понятие маленький большой.
Психогимнастика «Мы растем-растем-растем
Цель: Растяжение мышц спины
Занятие №2. Тема: «Радуга»
Цель: Учить рисовать цветным песком на трафарете с использованием
трафарета, учить использовать в работе песок разных цветов.
20

Психогимнастика «Кисло-сладко»
Цель: Укрепление мышц лица.
Занятие №3. Тема: «Паучок»
Цель: Учить рисовать тонкие линии в различных направлениях, развитие
зрительной памяти и тактильных ощущений.
Релаксация «Клубочек»
Цель: Напряжение и расслабление пальцев рук.
Занятие №4. Тема: «Вверх по радуге»
Цель: Учить работе с песком с использованием формочек.

21

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
На занятиях используются:
– индивидуальные лоточки-подносы с песком для песочной игротерапии
и лепки кинетическим песком;
– фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.;
– шаблоны-трафареты;
– кисточки, лопаточки, грабельки и пр.
При организации образовательного процесса учитываются следующие
моменты:
– на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая
спокойная музыка или по настрою ситуации;
– руки необходимо мыть до и после занятия;
– очистку песка от мусора, использованного материала, так же
желательно доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция
мелкой моторики и воспитание КГН.
При организации рисования песком учитываются следующие моменты:
– при наличии одного стола на всех участников, соблюдать очередность
при выполнении больших рисунков и узоров, за раз могут рисовать 2-3
ребенка, остальные наблюдают, рисуют параллельно на белой доске водным
маркером (на мольберте мелком) или выбирают материал;
– доступ к столу должен быть со всех сторон, чтобы ребенок мог выбрать
себе положение относительно полотна самостоятельно.
При организации игротерапии учитываются следующие моменты:
– игротерапия проводится в основном с увлажненным песком;
– во время обыгрывания ситуаций при игротерапии необходимо давать
высказаться каждому ребенку;
– установки не должны быть директивными;

22

– при затруднении составления композиций предложить на выбор
несколько фигурок, либо показать сперва свой пример игры на его участке
песка, затем предложить ребенку составить свой.
При организации занятий кинетическим песком:
– нельзя допускать увлажнение песка;
– в начале занятия песок в равном количестве по кусочку лежит в
поднос;
– после использования песка желательно, чтобы дети самостоятельно
собрали его снова.

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое
сопровождение естественного развития маленьких детей. – СПб., 1993 –1995.
2. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная
педагогика №4-2006, №1-2007.
3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для
дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – № 8 (44).
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,

Коррекционные,

развивающие и адаптирующие игры. – СПб 2004.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке.
Практикум по песочной терапии. – СПб., Издательство «Речь», 2005.
7. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных

представлений

у

дошкольников

с

задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
8. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников. – СПб., 2005.
9. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного
образовательного учреждения. – Росто

24

Для заметок
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».