СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…………………………………………………....3 2. Учебно-тематический план……………………………………………….6 3. Календарно-тематический план…………………………………………12 4. Содержание программы………………………………………………….14 5. Организационно-педагогические условия реализации программы…..21 5. Список литературы…………………………………………………….….23 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею. Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие, воображение, наблюдение, зрительная и двигательная память, речь. Пескография является одним из направлений арт-терапии. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе. 3 Сегодня игра с песком становится все более популярной. Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями. Программа дополнительного образования «Песочная фантазия» является программой социально-педагогической направленности, а так же расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Цель: развитие и коррекция познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности. Задачи: – стабилизировать эмоциональное состояние ребенка; – вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой; – формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам; – развивать навыки социального поведения; – совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства; – развивать фантазию и образное мышление; – развивать мелкую моторику; – побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания. Учебная программа рассчитана на детей 3-5 лет на 1 год обучения,36 часов. Продолжительность занятия 30 минут, 1 раз в неделю. При разработке программы учитывались следующие принципы: 4 Игровые: – формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения; – побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие; – учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке; – в сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность. Сенсомоторные: – знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения; – учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое; – учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве); – развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия; – совершенствовать координацию рук и глаза. Форма обучения: 1) индивидуальная; 2) подгрупповая, наполняемость групп 5-6 человек. Ожидаемые результаты: 1. У ребенка снижается трудность в общении со сверстниками. 2. Корректируется поведения (снятие агрессии). 3. Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов. 4. Ребенок научится исследовать собственные чувства и желания. 5. Ребенок научится справляться с трудными жизненными ситуациями. 6. Ребенок расширит свои знания об окружающем мире. 5 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Месяц № недели 1. 2. Сентябрь 3. 4. 1. Октябрь 2. Песочная игротерапия Пескография Занятия с кинетическим песком «Ладушки – ладошки». П/г «Орехокол» (напряжение и расслабление кисти рук, пальцев) Рисование следов от Знакомство с игрушек. Обрисовывание материалом. следов ладони. Рассматривание песка на ладони. Знакомство с песочным гномиком. П/г «Прятки» (игра лицевых мышц в соответствии с эмоциями) Представление сказки про Выбор своего песочного гномика. персонажа, Знакомство с материалом, который правила его «живет» в лотке использования. с песком. Обыгрывание придуманных детьми ситуаций с персонажем. «Солнышко лучистое». П/г «Холодно-жарко» (напряжение и расслабление мышц туловища) Рисование лучиков Игра солнышка различными «Секретики» способами (на Что спрятано в целом полотне, насыпью). песке? «Ягода-малина». П/г «Сладкое-кислое» (напряжение и расслабление мышц лица) Рисование точек (ягодки) Лепка шарика. симметрично образцу. Смешивание шариков – варим варенье. «Сад огород». Самомассаж «Блиц-массаж» (щипание, растирании, постукивание пальцами) Рисование фруктов и Составление и овощей по трафарету и обыгрывание без него. композиции «Сад и огород». «Веселая полянка». П/г «Салют» (снятие эмоционального напряжения) Равномерное нанесение Лепка грибочков песка. Рисование грибов с помощью различных по величине и формочек, форме по трафарету. составление целостной композиции. 6 3. Октябрь 4. 1. 2. Ноябрь 3. 4. Декабрь 1. «Веточки деревьев». П/г «Деревья» (напряжение и расслабление мышц рук) Учить детей указательным Составление и пальцем рисовать линии на обыгрывание песке с наглядной опорой. композиции «Лес». «Шуршащие ёжики». Игра-релаксация «Шуршащие ёжики» Д/г «Как дышит ёжик» Лепка колючек (след на песке). Рисование для ёжика колючек для ёжика. щипками. «Кошечка». П/г «Котята» (напряжение и расслабление мышц спины) Рисование усиков, Построение и лапок кошки. обыгрывание на Симметричное отражение тему «Домик для линий. кошечки». «Будь здоров!». Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины) Рисование градусника – Лепка «Пирог». одна длинная прямая и Замешивание маленькие деления теста, создание на одинаковом объемной формы расстоянии. пирога, украшение деталями. «Золотая рыбка». П/г «Морские волны» (снижение мышечного напряжения, переключение внимания) Рисование рыбки Составление и по образцу. Повторение обыгрывание контуров фигуры. композиции «Морская сказка». «Транспорт». П/г «Едем, плывем, летим» (напряжение и расслабление ног и рук) Рисование колес, Лепка транспорта дорожек для транспорта при помощи (круги, овалы, прямые и формочек. Куда волнистые линии). едет этот транспорт. «Снежок». Игр/релаксация «Бой снежками» (снятие эмоционального напряжения) Рисование падающего Составление и снега, снежинок (на композиции обыгрывание на тему целом полотне, «Зимние игры». насыпью) при помощи пальцев, мячиковёжиков. 7 «Узоры от мороза». П/г «Замерзли наши ручки» (растирание ладоней рук) 2. Рисование узоров, снежинок по образцу. Лепка узора снежинки по образцу. 3. «Елочка». Самомассаж ладоней шишкой «Мишка косолапый» Рисование елочки Составление и разными способами (на обыгрывание целом полотне, композиции на тему насыпью). «Новый год». 4. «Скоро-скоро Новый год». Игровое упражнение «А у дедушки Мороза» Рисование новогодних Лепка елочных игрушек по снеговика, трафарету. Украшение разукрашивание дополнительными палочками, деталями (камушки, пуговицами и палочки, кусочки т.п. ткани). 1. «Эмоции. Спокойствие-страх». Релаксация «Ласковый мелок» (снятие зажимов, развитие тактильности) Рисование эмоций по «Разговор с руками». заданию в круге. «Оживление» ладони с Знакомство с следа помощью деталей, песочными обыгрывание: персонажами - друзьями какие ладошки, как их Ах и Ох. зовут, что любят делать, чего боятся? 2. «Эмоции. Испуг-удивление». Упражнение «Испуг-удивление-расслабление» (эмоциональная разгрузка) Представление сказки Лепка маски Испуг. Что про друзей Ах и Ох. нужно сделать Ситуация-находка. или сказать Нанесение песка маске, чтобы ровным слоем. она превратилась в Радость Декабрь Январь 8 Январь 3. «Эмоции. Злость-обида». Упражнение «Злость-обида-расслабление» (эмоциональная разгрузка Представление сказки Сжатие и про друзей Ах и Ох. разжимание Ситуация поссорились. влажного песка в Нанесение песка кулаке. ровным слоем. «Эмоции. Радость-грусть». Игр/релаксация «Подарок» 1. Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация-день рождения Ох. Нанесение песка ровным слоем. Лепка подарка для своего друга. Что приносит радость? «Лес дремучий». П/г «Лесные жители» 2. Рисование следов зайца, лисы, волка, медведя по образцу. Учитывать дистанцию между следами в зависимости от размера животного. Лепка домиковнорок для лесных жителей. В горке песка делать пальцем глубокое отверстие, расширенное к выходу. Что еще нужно, чтобы в домике было тепло? 3. «Папин праздник». Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины) Рисование Составление и цветным песком обыгрывание подарка для папы на композиции на тему трафарете. «Война и мир». Февраль «Маленькое приведение». (выплескивание накопившегося гнева) 4. «Круг» рисование любыми способами, украшение различными материалами. «Песочный театр» демонстрирование сюжета сказки с использованием дидактического материала. 9 «Птичка-невеличка». П/г «Перышко» (дыхание, мышцы рук) 1. Рисование формы яйца различными способами (на целом полотне, насыпью). Лепка птицы на доске кусочками песка, прижимая ладонью и пальцами. Работа с деталями. 2. «Женский день». П/г «Как мы маме помогали» (напряжение и расслабление мышц корпуса тела) Рисование цветным Составление и песком подарка для обыгрывание композиции на мамы на трафарете. тему «Готовим праздничный обед». 3. «Пружинки-резинки». Игра/релаксация «Пружинки», «Резинки» (растяжение и расслабление тела) Рисование спирали без Растягивание куска отрыва различные по песка и обратное собирание в кусок. диаметру. Сперва индивидуально, затем совместно. 4. «Весенние цветы». Релаксация «Цветок» (дыхание и пальцы рук) Рисование одуванчика Составление и линиями от центра к обыгрывание краю с соблюдением композиции на тему «Цветочная пропорций. полянка». Март «Заборчики». Подвижная игра «Сороконожка» (сплочение коллектива, координация движения) 5. Рисование заборчиков разных форм (параллельные, перекрестные по диагонали, Лепка заборчика (колбаски разных размеров и толщины). 10 перпендикулярные, волнистые линии). «День смеха». П/г «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи) 1. 2. Апрель 3. 4. 1. Май 2. 3. Рисование свободную тему. на Составление композиции на свободную тему. «Космос». Игра-гимнастика «Считалочка-бормоталочка» (внимание, разминка рук, ног) Коллективное Лепка коллективная рисование космоса с с формочками и трафаретами и без них без них «Космос» (звезды, планеты, (звезды, планеты). ракеты). «Пасха». П/г «Маленькая птичка» (снятие эмоционального напряжения) Рисование узоров Игра «Секретики». двумя руками на Что спрятано в форме яйца. песке? Симметричное выполнение узоров двумя руками. «Формы». Игра-релаксация «Скульптура» (снижение мышечного напряжения) Рисование фигур круг, Лепка фигур: круг, овал, квадрат, овал, квадрат, треугольник по треугольник с трафарету и без него. формочками и без них. «Размер». П/г «Мы растем-растем-растем» (растяжение мышц спины) Рисование предметов С/р игра в парах различной величины, «Маленький сравнение. большой» на песке. «Радуга» П/г «Кисло-сладко» (мышцы лица) Рисование цветным Лепка радуги из песком радуги на цветного песка. трафарете. «Паучок». Релаксация «Клубочек» (напряжение и расслабление пальцев рук) Рисование паука. Прятки с паучком. Составление узора Задача - найти паутины. паучка в песке. «Вверх по радуге» (стабилизация эмоционального состояния) 11 4. Придумывание следов животных «Кокозябла». 12 Лепим угощения для зверей с формочками и без. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Месяц Тема № Кол-во часов 1. «Ладушки-ладушки» 1 2. «Прятки» 1 3. «Солнышко лучистое» 1 4. «Ягода-малина» 1 1. «Сад-огород» 1 2. «Веселая поляна» 1 3. «Веточки деревьев» 1 4. «Шуршащие ежики» 1 1. «Кошечка» 1 2. «Будь здоров» 1 3. «Золотая рыбка» 1 4. «Транспорт» 1 1. «Снежок» 1 2. «Узоры от мороза» 1 3. «Елочка» 1 4. «Скоро-скоро Новый год» 1 1. «Эмоции. Спокойствие и страх» 1 2. «Эмоции. Испуг-удивление» 1 3. «Эмоции. Злость-грусть» 1 13 Отметка о выполнении Февраль Март Апрель Май Итого: 1. «Эмоции. Радость-грусть» 1 2. «Лес дремучий» 1 3. «Папин праздник» 1 4. Маленькое приведение» 1 1. «Птичка – невеличка» 1 2. «Женский день» 1 3. «Пружинка-резинки» 1 4. «Весенние цветы» 1 5. «Заборчик» 1 1. «День смеха» 1 2. «Космос» 1 3. «Пасха» 1 4. «Формы» 1 1. «Размер» 1 2. «Радуга» 1 3. «Паучок» 1 4. «Вверх по радуге» 1 36 занятий 14 36 часов СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Сентябрь Занятие №1. Тема: «Ладушки-ладушки» Цель: Познакомить со свойствами песка, вызвать интерес к созданию изображений на песке. Пальчиковая гимнастика «Орехокол» Цель: Развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения двумя руками. Занятие №2. Тема: «Прятки» Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочных техник. Психогимнастика «Прятки» Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Занятие №3. Тема: «Солнышко лучистое» Цель: знакомство детей со способами рисования на песке, развитие тактильной чувствительности, воображения. Психогимнастика «Холодно-жарко» Цель: Снятие психомышечного напряжения. Занятие №4 Тема: «Ягода-малина» Цель: Сохранение психического здоровья. Психогимнастика «Сладкое-кислое» Цель: Научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Октябрь Занятие №1. Тема: «Сад-огород» Цель: Стимуляция эмоционального фона с помощью песочной техники, формирование представлений о полезной и здоровой пище, учить составлять и обыгрывать композиции. 2 Самомассаж «Блиц-массаж» Цель: Укрепление здоровья, формирование навыков правильной осанки. Занятие №2. Тема: Веселая поляна» Цель: Учить равномерно наносить песок на плоскую поверхность, рисовать предметы различной величины и формы, учить работать с формочками. Психогимнастика «Салют» Цель: Напряжение и расслабление мышц спины и рук. Занятие №3. Тема: «Веточки деревьев» Цель: Учить детей указательным пальцем рисовать линии на песке с наглядной опорой. Пальчиковая гимнастика «Деревья» Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Занятие №4. Тема: «Шуршащие ежики» Цель: Подводить детей к передаче преднамеренного изображения «иголочек», учить детей рисовать пальчиком вертикальные линии. Игра-релаксация «Шуршащие ежики» Цель: Снятие эмоционального напряжения. Ноябрь Занятие №1. Тема: «Кошечка» Цель: Симметричное построение линий и обыгрывание композиций. Психогимнастика «Котята» Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, презрение, страх, отвращение) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, уверенность).Познакомить с элементами выразительных движений: мимикой, позой, жестом, походкой. Тема: «Будь здоров» Цель: Учить рисовать прямые вертикальные линии на одинаковом расстоянии. Массаж «Рельсы-рельсы» 16 Цель: Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно.. Занятие №3. Тема: «Золотая рыбка» Цель: Учить повторять контуры фигуры по образцу. Психогимнастика «Морские волны» Цель: Снятие напряжения, создание положительных эмоций. Занятие №4. Тема: «Транспорт» Цель: Закрепить знание о геометрических фигурах; закрепить приемы лепки. Психогимнастика «Едем, плывем, летим» Цель: Обучение элементарным техникам выразительных движений. Декабрь Занятие №1. Тема «Снежок» Цель: Учить использовать в работе с песком мячики-ежики, учить составлять композицию. Игра-релаксация «Бой снежками» Цель: Закрепить знание о геометрических фигурах; закрепить приемы лепки. Занятие №2. Тема: «Узоры от мороза» Цель: Учить рисовать прямые линии в разном направлении, лепить предмет по образцу. Пальчиковая гимнастика «Замерзли ручки» Цель: Развитие мелкой моторики рук, совершенствование координации движений скорости реакции. Занятие №3. Тема: «Елочка» Цель: Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Самомассаж ладоней шишкой «Мишка косолапый» Цель: Снять утомление, тонизировать организм. Занятие №4. Тема: «Скоро-скоро Новый Год 17 Цель: Учить использовать в работе с песком палочки, веточки, камушки. Игровое упражнение «А у дедушки Мороза» Цель: Закрепить знания детей о новогоднем празднике, расширить представление детей о деде Морозе. Январь Занятие №1. Тема: «Эмоции: Спокойствие и страх» Цель: Снятие зажимов и развитие тактильности. Релаксация «Ласковый мелок» Цель: Снятие напряжения и зажимов. Занятие №2. Тема «Эмоции: Испуг и удивление» Цель: Учить наносить песок ровным слоем. Упражнение «Испуг-удивление» Цель: Расслабление, снятие эмоциональной нагрузки. Занятие №3. Тема «Эмоции: Злость и обида» Цель; актуализировать у детей представление о чувствах и эмоциях; способствовать открытому проявлению чувств — научить определять эмоциональное состояние своё и других людей; Упражнение «Злость и обида» Цель: Снятие эмоциональной нагрузки. Февраль Занятие №1. Тема «Эмоции: Радость и грусть» Цель: Закрепление знаний лепки из песка, снятие эмоциональной нагрузки. Игра-релаксация «Подарок» Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. Занятие №2. Тема: «Лес дремучий» Цель: Снижение психофизического напряжения, снижение тактильной чувствительности. Пальчиковая гимнастика «Лесные жители» Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения 18 Занятие №3. Тема «Папин праздник» Цель: Психоэмоциональный настрой; Массаж в парах «Рельсы-рельсы» Цель: Расслабление мышц спины. Занятие №4. Тема «Маленькое привидение» Цель: Учить рисовать круг различными способами, использовать в работе с песком предметы с дидактических игр. Игра на эмоции «Маленькое привидение» Цель: Учить выплескивать накопившийся гнев. Март Занятие №1. Тема: «Птичка-невеличка» Цель: Учить рисовать овальные формы на ровной поверхности, учить лепить птичку из нескольких частей. Дыхательная гимнастика «Перышко» Цель: Формирование дыхательного аппарата. Занятие №2. Тема «Женский день» Цель: Учить использовать в работе с песком трафареты. Психогимнастика «Как мы маме помогали» Цель: Учить расслаблять мышцы тела. Занятие №3. Тема «Пружинки-резинки» Цель: Учить рисовать спирали различные по диаметру не отрывая руки. Игра-релаксация «Пружинки-резинки» Цель: Восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает функцию легких; Занятие №4. Тема «Весенние цветы» дренажную Цель: Учить рисовать прямые линии от центра к краю с соблюдением пропорций, составлять и обыгрывать композицию. Релаксация «Цветок» Цель: Снятие стресса или другими словами нервного напряжения. Занятие №5. Тема «Заборчики» 19 Цель: Учить рисовать прямые линии разных форм и в разных направлениях, учить лепить колбаски разной длины и ширины. Подвижная игра «Сороконожка» Цель: Сплочение коллектива, координация движения. Апрель Занятие №1. Тема «День смеха» Цель: Учить придумывать сюжет, учить составлять композиции на свободную тему. Психогимнастика «Любопытная Варвара» Цель: Расслабление мышц шеи. Занятие №2. Тема «Космос» Цель: Учить рисовать при помощи трафаретов и использовать в работе с песком формочки. Игра-гимнастика «Считалочка-бормоталочка» Цель: Развитие внимания, разминка рук и ног. Занятие №3. Тема: «Пасха» Цель: Учить симметрично выполнять узоры двумя руками, закрепить понятия теплое, мокрое, холодное, сухое, учить классифицировать предметы по заданным признакам. Игра-релаксация «Скульптура» Цель: Снижение мышечного напряжения. Май Занятие №1. Тема: «Размер» Цель: Учить рисовать предметы различных размеров, развить желание играть в сюжетно-ролевые игры, закрепить понятие маленький большой. Психогимнастика «Мы растем-растем-растем Цель: Растяжение мышц спины Занятие №2. Тема: «Радуга» Цель: Учить рисовать цветным песком на трафарете с использованием трафарета, учить использовать в работе песок разных цветов. 20 Психогимнастика «Кисло-сладко» Цель: Укрепление мышц лица. Занятие №3. Тема: «Паучок» Цель: Учить рисовать тонкие линии в различных направлениях, развитие зрительной памяти и тактильных ощущений. Релаксация «Клубочек» Цель: Напряжение и расслабление пальцев рук. Занятие №4. Тема: «Вверх по радуге» Цель: Учить работе с песком с использованием формочек. 21 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ На занятиях используются: – индивидуальные лоточки-подносы с песком для песочной игротерапии и лепки кинетическим песком; – фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.; – шаблоны-трафареты; – кисточки, лопаточки, грабельки и пр. При организации образовательного процесса учитываются следующие моменты: – на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая спокойная музыка или по настрою ситуации; – руки необходимо мыть до и после занятия; – очистку песка от мусора, использованного материала, так же желательно доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики и воспитание КГН. При организации рисования песком учитываются следующие моменты: – при наличии одного стола на всех участников, соблюдать очередность при выполнении больших рисунков и узоров, за раз могут рисовать 2-3 ребенка, остальные наблюдают, рисуют параллельно на белой доске водным маркером (на мольберте мелком) или выбирают материал; – доступ к столу должен быть со всех сторон, чтобы ребенок мог выбрать себе положение относительно полотна самостоятельно. При организации игротерапии учитываются следующие моменты: – игротерапия проводится в основном с увлажненным песком; – во время обыгрывания ситуаций при игротерапии необходимо давать высказаться каждому ребенку; – установки не должны быть директивными; 22 – при затруднении составления композиций предложить на выбор несколько фигурок, либо показать сперва свой пример игры на его участке песка, затем предложить ребенку составить свой. При организации занятий кинетическим песком: – нельзя допускать увлажнение песка; – в начале занятия песок в равном количестве по кусочку лежит в поднос; – после использования песка желательно, чтобы дети самостоятельно собрали его снова. 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – СПб., 1993 –1995. 2. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007. 3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006. 4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – № 8 (44). 5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб 2004. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб., Издательство «Речь», 2005. 7. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005. 8. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб., 2005. 9. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. – Росто 24 Для заметок __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _____________________________________________________________ 25