Хомик В.В. Я-патриот 2021-2022 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительна записка……………………………………………3
2. Учебно-тематический план………………………………………8
3. Календарно-тематический план………………………………….9
4. Содержание программы………………………………………….12
5. Методическое обеспечение программы…………………………15
6. Список литературы………………………………………………..17

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа построена на принципах добровольности, равноправия и
сотрудничества, гласности и самостоятельности, ответственности и
коллективности.
Программа модифицированная, составлена на основе программ с
использованием собственного педагогического опыта.
Данная программа направлена на приобретение определенных
знаний и умений, ориентирована на формирование и развитие у
подрастающего поколения духовности, нравственности, патриотизма,
заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре,
готовности отдать силы, талант и энергию на благо общества и
государства.
Программа учитывает возрастной уровень обучающихся и степени их
подготовленности.
Актуальность Проблема патриотического воспитания подрастающего
поколения

сегодня

одна

из

наиболее

актуальных.

государственная программа «Патриотическое воспитание

Принята
граждан

Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и
возрастные группы граждан России. Воспитанник должен быть
сориентирован на:
• Патриотизм-любовь к своему народу, к своей малой родине,
служение Отечеству;
• Социальную солидарность – свободу личную и национальную,
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;

3

• Гражданственность – служение Отечеству, правовому государству,
гражданскому обществу, закону и правопорядку, поликультурному
миру, свободе совести и вероисповедания.
Нормативно-правовой основой разработки программы являются
следующие документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Конвенция ООН о правах ребенка;
– Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025года;
– УказПрезидентаРФот07мая2018г.№204«О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»;
– Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного
образования детей в РФ до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ
от 22 ноября 2012 г.№2148-р;
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Направленность программы: социально-педагогическая.
Цель программы: Формирование патриотической культуры,
формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее
полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина,
патриота своей Родины.
4

Задачи:
1. Формирование у дошкольников нравственных качеств
личности через ознакомление с родным городом.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических
чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края,
чувства гордости за свою малую Родину.
3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей
семье, родному дому, земле, где он родился.
4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его
обычаям, традициям.
5. Формирование основ экологической культуры, гуманного
отношения ко всему живому.
6. Формирование художественного вкуса и любви к
прекрасному, развитие творческих способностей.
7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к
Защитникам Отечества.
Определяя главные цели программы, как развитие личности и
социализация подростка, каждое занятие должно обеспечивать
развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе
реализации программы используются:
 личностно-ориентированная технология воспитания;
 технология воспитания в сотрудничестве;
 технология индивидуализации воспитания;
 технология коллективного взаимодействия;
 технология исследовательского (проблемного) воспитания;
5

 технология проектной деятельности;
 технология творческой деятельности.
Программа рассчитана на детей 7-15 лет на 1 год обучения и
реализуется в объёме 36 часов. Продолжительность занятия 45 минут.
Количество занятий: 1 раз в неделю, форма работы групповая и
индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
К концу освоения программы обучающиеся будут знать:
– целостное представление о стране, её столице;
– основные положения государства;
– права и обязанности граждан РФ;
–выдающихся личностей, исторические и культурные памятники
Крыма и г. Керчь;
– культурное наследие Крымского полуострова;
– историю Крыма и г. Керчь в период ВОВ;
– биографии героев, в честь которых названы улицы родного
города.
Обучающиеся будут уметь:
– думать, исследовать, взаимодействовать, доводить дело до
конца;
– проявлять чувство патриотизма и гордости за свою Родину и
Родной край;
– уважать культурное и историческое прошлое России, традиции
своего народа;
– проявлять толерантность и уважение к своим правам и правам
других людей.
6

–формировать активную жизненную гражданскую позицию,
умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора;
Оценка полученных знаний и умений воспитанников в результате
реализации программы осуществляется через мониторинг качества
учебных знаний и практических навыков воспитанников и их
личностных достижении, проведения динамики психофизического
состояния детей.

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Название разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Раздел 1. Богатырь – символ
патриотизма.

6

4

2

3.

Раздел2.История зарождения
армии.

7

5

2

4.

Раздел3. Любовь к Родине.

6

4

2

5.

Раздел 4. Моя малая родина.

6

5

1

6.

Раздел 5. Я-патриот!

8

5

3

7.

Итоговое
долга.

2

-

2

36

24

12

занятие.

Чувство

Всего

8

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Название разделов, тем

Количество
часов

1.

Вводное занятие

2.

Раздел 1. Богатырь
патриотизма.

2.1.

Былины и их герои.

1

2.2.

Патриотизм в исторических песнях.

1

2.3.

Добрыня Никитич,
Алеша Попович.

1

2.4.

Князья-богатыри.

1

2.5.

Богатырские устои

1

2.6.

Служба по призванию

1

3.

Раздел 2. История зарождения армии.

7

3.1.

Появление княжеской дружины.

1

3.2.

Зарождение государственности.

1

3.3.

Военные корабли.

1

3.4.

Оружие – символ превосходство

1

3.5.

Народное ополчение-невиданная сила.

1

3.6.

Воинский состав. Воинская повинность.

1

3.7.

Русская рать – никто не может устоять

1

4.

Раздел 3. Любовь к Родине.

6

1
–

Илья

символ

Муромец,

9

6

Отметка о
выполнении

4.1.

Историческое прошлое земли Крымской.

1

4.2.

Символика Крыма: герб, флаг, гимн

1

4.3.

Жители Крыма, их занятия и традиции.

1

4.4.

Исторические
памятники
достопримечательности.

4.5.

Оккупационный режим в Крыму в годы
ВОВ.

1

4.6.

«Крымская весна» (беседа-диспут).

1

5.

Раздел 4. Моя малая родина.

6

5.1.

Керчь, овеянная легендами.

1

5.2.

Исторические
памятники
достопримечательности города.

5.3.

По литературным местам Керчи.

1

5.4.

«Герои вокруг нас». Улицы городагероя.

1

5.5.

Керчь – город боевой славы.

1

5.6.

Презентация: «Керчь родная…»

1

6.

Раздел 5. Я-патриот!

8

6.1.

«Без корня и полынь не растёт». Мое
родословное древо.

1

6.2.

Тайна имени.

1

6.3.

Уроки России.

1

6.4.

Как воспитывается
любовь к Родине?

6.5.

Природная сокровищница России.

1

6.6.

Культура родной страны

1

и

и

и

прививается

10

1

1

1

6.7.

«Патриотизм и современность».

1

6.8.

Традиции празднования Дня Победы.
Участие в мероприятиях.

1

7.

Итоговое занятие. Чувство долга.

2

7.1.

Диспут «Патриотами рождаются или
становятся?»

1

7.2.

Подвиг перед Родиной - высшее
проявление патриотизма. Подведение
итогов

1

Итого часов:

36

11

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с программой, целями и задачами курса. Диагностика
уровня знаний. Знакомство с понятиями патриотизм, героизм. Обзор
литературы.
Раздел 1. «Богатырь – символ патриотизма»
Теория: Расширить знания о былинах и их героях. Познакомить с понятием
«историческая песня». Добрыня Никитич. Илья Муромец. Алеша Попович.
Князья-богатыри. Богатырские устои. Служба по призванию.
Практика: Знакомить с героями-богатырями по былинам, героическим песням.
Презентации. Доклады. Конкурс рисунков «Богатырская застава».
Раздел 2. «. История зарождения армии».
Теория: Познакомить с историей появления княжеской дружины, зарождения
государственности,

видами

военных

кораблей.

Оружие

–

символ

превосходства. Народное ополчение-невиданная сила. Воинский состав.
Воинская повинность. Русская рать – никто не может устоять.
Практика: Поиск доказательств увеличения роли князя на Руси. Работа с
историческими источниками. Инсценировка одного дня жизни князя.
Презентации на тему: «Монгольское нашествие», «Крестоносцы». Доклады.
Кроссворды.
Раздел 3. «Любовь к Родине».
Теория: Познакомить с краткой историей Крыма с древнейших времён и до
наших дней. Изучить символику Республики, исторические и современные
факты о Крыме. Разнообразие растительного и животного мира. Заповедники
Крыма. Разнообразие национальностей и этнических культур и традиций.
Расширение знаний о родном городе, его многовековой истории. Не только
знать, как выглядят герб, флаг и гимн города, но и понимать их символику.
Уточнить знания воспитанников о достопримечательностях и исторических
12

памятниках города-героя. Рассказать о музеях города и их экспозициях. Дать
представление о многонациональном составе Керчи.
Практика: Переломный момент в гражданском самосознании: воссоединение
Крыма с Россией. «Крымская весна» – как я её помню (беседа-диспут).
Раздел 4. «Моя малая родина».
Теория:

Расширение

знаний

о

родном

городе,

его

многовековой

истории, гербе, флаге и гимне города. Уточнить знания воспитанников о
достопримечательностях и исторических памятниках города-героя. Рассказать
о музеях города и их экспозициях. Дать представление о многонациональном
составе Керчи.
Практика: Закрепление представления о том, что для каждого человека малая
Родина – это место, где ты родился, где проходит твоё детство. Воспитание
заинтересованности в будущем города, привлечение внимания к сохранению
природного и культурного наследия своей малой родины. Презентация:
«Керчь родная…»
Раздел 5. «Я-патриот!».
Теория: Формировать представление о том, как воспитывается и прививается
любовь к Родине? Дать понятие чувства долга, любви к Родине.
Практика:

Аджимушкайские каменоломни –

история подземного

сопротивления советских солдат в ВОВ. Виртуальная экскурсия. Просмотр
документального фильма «Аджимушкай». Организация и проведение
экскурсии по улицам города, названным в честь героев ВОВ. Подготовка и
участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы.
Итоговое занятие
Теория: Обобщение и систематизация знаний.
Практика: Диспут «Патриотами рождаются или становятся?»

13

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Строится программа «Я - патриот» целенаправленно по разделам.
Структура занятий состоит из теоретической и практической части.
Организация образовательного процесса – очная;
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальногрупповая, индивидуальная;
Формы организации учебного занятия - подбираются с учетом цели и задач,
познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся и
возраста детей:
Это традиционные учебные занятия, практические занятия, итоговые занятия,
подготовка и проведение праздника; выставка рисунков, беседы, лекции,
деловые и ролевые игры, урок мужества, гостиная; трудовые десанты, акции;
соревнования, слёты, эстафеты, экскурсии; встречи с ветеранами ВОВ и труда,
участниками военных действий; со специалистами и интересными людьми и
др.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология
индивидуализации обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного
обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной
деятельности,

технология

игровой
14

деятельности,

коммуникативная

технология обучения, технология коллективной творческой деятельности,
здоровьесберегающая технология и др.
Дидактические материалы – документы, законы, уставы, инструкции,
маршрутные листы; наглядные материалы (альбомы, атласы, топографические
карты, таблицы и др.); план-конспекты занятий, сценарии, разработки,
методические материалы, диагностические методики, психологические тесты
и методики и др.
Собрана картотека дополнительных материалов к занятиям. Имеется
методический, наглядный и мультимедийный материал.
Организовано информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-,
интернет-источники, литература, учебные пособия, практические задания,
справочные пособия, наглядные материалы и др.
Программой предусмотрены различные формы и методы подведения
итогов по каждой теме и разделу.
Программа составлена по принципу дифференциального подхода с
учетом

возрастных

и

психофизических

особенностей

развития

воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен
по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
и

риски.

Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия
Насколько

сейчас

необходимо

вводить

патриотическое

воспитание?//http:www.kremel.org/interview/183340498
2.

Бузский М. П., Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Теоретические

проблемы патриотизма и патриотического воспитания. – Волгоград, 2008.
3.

Все о Крыме: Справочно-информационное издание/ Под общ.

ред. Д.В. Омельчука. - Харьков: Каравелла, 1999
4.

Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Концептуальные основы

патриотически – ориентированного образования.– Волгоград, 2004.
5.

Голикова Л. В., Что значит быть патриотом?//Воспитание

гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях
обновленной России. Магнитогорск, 2005, с.37
6.
граждан

Государственная
Российской

программа

Федерации

на

«Патриотическое

воспитание

годы»

утверждена

2011-2015

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г
.№ 795
7.

Ена В.Г. Природа Крыма // Крым: настоящее и будущее: Сб.

статей - Симферополь: Таврия, 1995.
8.

Капустин З. Я. Воспитание гражданственности в условиях

обновляющейся России//Педагогика,2003, №4
9.

Конституция Российской Федерации

10. Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по
социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей (протоколN2(12) -П4 от 21мая2003г.).
11. Лутовинов В., Резаков М. О концептуальных подходах к
патриотическому воспитанию учащейся молодежи //Власть, 2010, №5, С 39.
12. Молодое поколение России:Проект Доктрины. – М., 2008.
13.

«Моя семья». Методическое пособие. / Т.А. Шорыгина М.; ТЦ
16

«Сфера», 2011.
14. Наумов С. Ю., Чернышкина Н. Я. Гражданское и патриотическое
воспитание молодежи. Саратов,2007, с.18-19
15. Национальная

доктрина

образования.

//Российская

газета,4октября,2000г.
16. Подберезкин А. И. Военно – патриотическое воспитание
молодежи в современных условиях. Дис. канд. педаг. наук. Томск, 2000,с.7.
17. Радищев А. Н. Беседа о том, что есть сын Отечества//Антология
педагогической мысли России XVIII века.- М.:Педагогика,1985, с. 380

17

Для заметок
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».