СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………….…………3 2. Учебно-тематический план……………………………………….……….8 3. Календарно-тематический план………………………………………….. 9 4. Содержание программы…………………………………………………...10 5. Методическое обеспечение программы………………………………….13 6. Список литературы……………………………………………………….. 14 Приложение…………………………………………………………………...16 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа киноклуба «Сквозь Горизонт» направлена на духовнонравственное развитие воспитанников, является частью комплексной программы воспитательной работы в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении города Керчи Республики Крым для детей, нуждающихся в сопровождении психолого-педагогическом «Центр и медико-социальном психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Данная программа построена на объединении двух видов деятельности: дискуссии и просмотра кино, которые выполняют функцию формирования коммуникативных навыков, через выход на диалог и воспитание зрительской культуры посредством художественно-эстетического развития. Используя метод дискуссии, мы приучаем участников обсуждений к тому, чтобы они учились думать, размышлять, формировать свою точку зрения, высказывать и отстаивать ее. В ходе дискуссии участники учатся слушать и слышать других участников, уважать и принимать их мнение. Кино является средством широкого информационного воздействия на человека. Кино отражает события и явления, происходящие в мире, ставит проблемные вопросы, заставляет думать и анализировать зрителя, подражать и узнавать что-то новое. Кино способно одновременно пробудить и раскрыть чувства и эмоции сотни самых разных зрителей. Синтезируя в себе эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки, кино воздействия, является благодаря сильным которому средством с психоэмоционального участниками киноклуба могут происходить изменения в восприятии окружающего мира, в формирование ценностных критериев социума, переоценка сформировавшихся ценностей. Создание киноклуба ориентировалось выбором высококачественного материала, ориентированного на взращивание духовных, морально-этических и патриотических ценностей в юных умах и душах наших воспитанников. 3 Наш киноклуб начинается с просмотров отдельных фильмов и их последующего обсуждения. Фильмы являются метафорическим способом решения возникших проблемных психолого-педагогических ситуаций и формирования нравственно-этических критериев по обсуждаемым вопросам. Программа киноклуба построена на просмотре лучших фильмов российского и зарубежного производства. Программа создавалась с учетом возрастных психологических особенностей воспитанников и направлена на совместную работу с подростками. Подростковый возраст в жизни человека является самым сложным периодом, так как сопровождается кризисом, связанным с взрослением. Он имеет ряд характерных особенностей, которые связаны в первую очередь психическими новообразованиями. В этом возрасте у подростка формируется собственная самосознание, самооценка, и способность к рефлексии. Также происходит окончательное завершение формирования духовных ориентаций. Поэтому очень важно дать детям верное направление в выстраивании системы нравственных и моральных ценностей. Подростки с интересом общаются и смотрят фильмы, читают книги, где могут найти подтверждение волнующих их вопросов, касающихся дружбы, взаимопонимания, предательства, сострадания, сопереживания, любви, и т. д. И вот здесь на помощь приходит киноискусство, которое способно в метафорической форме с разных сторон взглянуть на волнующие подростков вопросы. Вместе с киногероями он может сопереживать: плакать, смеяться, злиться, ненавидеть, освобождая себя от боли, разочарования, одиночества, переосмысливая и переоценивая свои мысли, слова и поступки. Обсуждение и анализ фильма, соотношение увиденного со своей собственной жизнью дают возможность совсем иначе взглянуть на разрешение той или иной проблемы, выстроить моральные и духовно-нравственные ориентиры. Кино, как феномен, несомненно обладает серьёзной терапевтической профилактических и силой, коррекционных целесообразно. 4 поэтому использование его в целях представляется вполне Целью данной программы является осмысление культурных, нравственных и морально-этических ценностей современного общества в целом и в подростковой среде в частности. В основные задачи программы входит: – знакомство с основами духовной культуры (как православной, так и иных конфессий); – развитие умения понимать и различать нравственные категории, анализировать ситуации, действия и поступки киногероев с точки зрения норм морали; – развитие чувства эмпатии, навыков понимания эмоций, чувств, переживаний киногероев и собственных; – формирование навыков критического мышления; – развитие умения формировать и высказывать свою точку зрения; – развитие навыков грамотного ведения дискуссии, умения слушать и слышать собеседника и уважать его мнение; – развитие навыков художественно-эстетического восприятия, эстетического вкуса, через критерии красоты, соразмерности, целостности и выразительности. Программа ориентирована на воспитанников возрастом 12-16 лет; количество участников - 5-15 человек; периодичность встреч - 1 раз в неделю; продолжительность занятия - 1 час – 1 час 30 минут; срок реализации – 1 год; количество часов в год – 36 часов. В программе будут использоваться методики: «безоценочное интервью», «нарративный показ». Предлагаемые методики могут использоваться целиком, частично и смешанно. Условиями подбора фильма являются: актуальность проблематики для аудитории; соответствие темы возрасту аудитории; динамичность и яркость сюжета; полнометражный/короткометражный фильм; программа киноклуба не предусматривает демонстрацию фильмов в жанре боевиков, ужасов, триллеров, эротики и т.п.; фильмы с рейтингом «12+». 5 Предполагаемой тематикой фильмов должны быть: дружба, вера, любовь, личность, семейные ценности, взаимоотношения между сверстниками, взаимоотношения поколений, личность в контексте времени, историческая эпоха, чувство патриотизма и ответственности перед обществом. Ожидаемые результаты: – осознание чувств, переживаний собственных и других людей; – умение анализировать свои собственные поступки и поступки других людей в различных ситуациях; – умение слушать собеседника, принимать его точку зрения и высказывать свою; – сформированность критериев духовно-нравственных ценностей; приобщение к искусству кинематографа. Формами промежуточного контроля во время реализации программы: 1. Поведение детей во время кинопросмотра: Степень вовлеченности: высокая (внимательно смотрит); средняя (периодически отвлекается и обсуждает с соседями посторонние вопросы); низкая (отвлекается и занимается другими делами); отсутствие вовлеченности (бродит по залу, уходит). Реакция на ключевые, эмоционально насыщенные моменты кинофильма: ярко выраженная (смех, восклицания, комментарии); слабо выраженная выраженная (слабая мимика лица); отсутствие выраженной реакции. 2. Коллективные обсуждения просмотренных фильмов: Уровень оценки (анализа) кинофильмов: высокий (оценка социальной значимости произведения, интерпретация позиции героев); средний (умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям героев); низкий (путанность суждений, отсутствие интерпретации позиции героев). Эмоциональная активность суждений: высокая (образность, яркость речи); средняя (формальность суждения); низкая (суждение с помощью преподавателя). 6 3. Детские творческие работы (Рисунок – изображение героя, который наиболее понравился; собственная сказочная история, кинофильм, мультфильм). Соответствие работы тематике задания: полностью соответствует (угадывается образ героев, их характер); соответствует частично; не соответствует. Степень аргументированности выбора героев: высокая (обоснована собственная позиция); средняя (формальность суждения); низкая (суждение с помощью преподавателя). 7 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Кол-во часов Название темы, раздела 1. «Введение в киноискусство» 1.1. Вводное занятие «Давайте знакомиться» (представление киноклуба, игры на знакомство) Кино в моей жизни. Возможности кинематографа: польза или вред Мой любимый герой (презентация) 1.2. 1.3. Всего Теория (просмотр) Практика (обсуждение) 3 - 3 1 - 1 1 - 1 1 - 1 2. 2.1. «Исторические фильмы» «Храброе сердце» (старшие школьники) 12 3 8 2 4 1 2.2. «Король вне школьники) 3 2 1 2.3. 2.4. 3. «Слуга государев» «Тарас Бульба» 3 3 2 2 1 1 Военно-патриотическая тематика: 6 4 2 3.1. «Брестская крепость» 3 2 1 3.2. «28 панфиловцев» 3 2 1 4. «Фильмы о взрослении. Подростковые драмы.» 15 10 5 4.1. 4.2. «Чучело» «Книга Генри» 3 3 2 2 1 1 4.3. «Великан» 3 2 1 4.4. «Подбросы» (старшие школьники) 3 2 1 4.5. «Класс коррекции» школьники) 3 2 1 36 26 10 закона» (старшие (старшие Всего 8 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. Тема Количество часов «Введение в киноискусство» 3 Вводное занятие «Давайте 1 знакомиться» (представление киноклуба, игры на знакомство) Кино в моей жизни. 1 Возможности кинематографа: польза или вред Мой любимый герой 1 (презентация) «Исторические фильмы» 12 «Храброе сердце» (старшие 3 школьники) «Король вне закона» (старшие 3 школьники) «Слуга государев» 3 «Тарас Бульба» 3 Военно-патриотическая 6 тематика: «Брестская крепость» 3 «28 панфиловцев» 3 «Фильмы о взрослении. 15 Подростковые драмы.» «Чучело» 3 «Книга Генри» 3 «Великан» 3 «Подбросы» (старшие 3 школьники) «Класс коррекции» (старшие 3 школьники) Итого: 36 9 Отметка о выполнении СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Ход занятия 1. Приветствие аудитории. 2. Просмотр фильма. 3. Обсуждение фильма с включением методик, используемых в программе. 4. Подведение итогов. Описание методик Методика безоценочного интервью Участники кинопоказа отвечают на вопросы ведущего (педагога). Сам педагог при обсуждении говорит в последнюю очередь, чтобы ребятам хотелось самим додумывать и спорить, расспрашивать и рассуждать. 1. Пробуждение эмоциональной памяти. Вопросы направлены на воспоминания об увиденном: «Закройте глаза. Какая картинка, звук, слова всплывают у вас в памяти в первую секунду из только что просмотренного фильма?» 2. Легализация и освобождение от негативных эмоций. Вопросы направлены на освобождение сознания зрителя от негативных реакций, возникших вовремя просмотра, необходимы для выражения своих чувств и эмоций, и продуктивного диалога об увиденном (негатив может быть связан с субъективным состоянием ребенка, поведением зрительного зала, с содержанием и т.д.). – Где вам было скучно? – Что вас откровенно раздражало? – Что у вас вызвало в фильме отторжение, агрессию? – Что вас огорчило, что было неприятного, обидного? 3. Пробуждение позитива и разрешение эмоциональной реакции. Вопросы направлены на переживание своих позитивных чувств, связанных с просмотром фильма. 10 – Где вы искренно смеялись или улыбались? – В какой момент вам было комфортно, потеплело на душе. – Какой момент вызвал у вас добрые, теплые ощущения? 4. Глубинное переживание. – Где было ощущение, что действие захватило вас по-настоящему и до конца? – Где было грустно, больно, хотелось поплакать? 5. Вопросы на сопереживание и идентификацию. – За кем из героев вы чаще всего наиболее пристально следили? – Были ли такие моменты, где вам было особенно радостно или страшно за них? – Где вам было за них стыдно? – Где вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с ним? – Если бы вы могли с ним познакомиться, кем бы вы хотели его видеть: братом или сестрой, другом, старшим товарищем, бабушкой или дедушкой, тетей или дядей, кем-то еще? – О чем бы вы с ним разговаривали? Как бы проводили время? 6. Художественно-эстетическое осознание увиденного. Вопросы связаны с обсуждением специфических художественных выразительных средств фильма. Здесь обращается внимание на работу художника, композитора, драматурга, режиссера, актеров. – Если бы у спектакля не было названия – как бы вы его назвали? – Если бы в спектакле не было таких-то сцен, изменилось бы что-то в вашем восприятии? – Если бы там была не такая, а другая музыка, цветовая гамма, декорации и т.д. – что-то изменилось бы для вас? Если «да/нет», то что? 7. Обобщение. – О чем фильм? – К кому обращен фильм? 11 – Кому из своих близких и знакомых вы посоветовали бы посмотреть этот фильм? Почему? – Что бы вы ему при этом сказали? Методика нараттивного показа «Нарративный показ» включает в себя просмотры фильмов с последующим их обсуждением в ключе нарративных (повествовательных) практик. Идея «нарративного кинопоказа» основана на том, что фильм, в котором заложены нравственные категории, порождает в зрителе ассоциации с собственной жизнью, истории, произошедшие лично с ним или с кем-то из близких. 1. Просмотр фильма. 2. Обсуждение фильма. 3. Моделирование ситуаций, показанных в фильме и вызвавших яркий эмоциональный отклик у участников кинопросмотра. Зрители рассказывают собственные истории, связанные с поднятыми в фильме темами и проблемами, которые имели свое разрешение. 4. Зрители слушают истории других людей. 5. Продолжение дискуссии в ключе эмоциональных переживаний (просмотренный фильм, услышанные истории). 6. Подведение итога, в котором говорится о приобретении возможных способов разрешения обсуждаемых жизненных ситуаций. 12 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Учебные пособия Современные кинофильмы (российские и зарубежные) 1. «Храброе сердце» (Braveheart); США; 1995; Мэл Гибсон; 178 мин.; 16+; R. 2. «Король вне закона» (Outlaw King); Великобритания, США; 2018; Дэвид Маккензи; 121 мин.; R. 3. «Слуга государев»; Россия; 2007; Олег Рясков; 131 мин.; 16+. 4. «Тарас Бульба»; Россия, Украина, Польша; 2009; Владимир Бортко; 131 мин.; 16+. 5. «Брестская крепость»; Россия, Беларусь; 2010; Александр Котт; 131 мин.; 16+. 6. «28 панфиловцев»; Россия; 2016; Андрей Шальопа; 120 мин.; 12+, PG13. 7. «Чучело»; СССР; 1983; Ролан Быков, Аркадий Хайт; 127 мин.; 12+. 8. «Книга Генри» (The Book of Henry); США; 2016; Колин Треворроу; 105 мин.; 16+, PG-13. 9. «Великан» (The Mighty); США; 1998; Питер Челсом; 100 мин.; 12+, PG13. 10. «Подбросы»; Россия, Литва, Ирландия, Франция; 2018; Иван И. Твердовский; 88 мин.; 16+, PG-13. 11. «Класс коррекции»; Россия; 2014; Иван И. Твердовский; 85 мин.; 16+. 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. – М.: ВИПК, 1992. – 74 с. 2. Баранов О.А. Экран становится другом: Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1979. – 96 с. 3. Баранов О.А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: Учебное пособие / О.А. Баранов, С.Н. Пензин. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005 – 188 с. 4. Баранов О.А. Художественный кинематограф в работе средней школы. – Калинин: КГУ, 1977 – 82 с. 5. Галактионова Т.Г. Урок 3. Семиотическая дидактика. Материалы к дистанционному курсу [Электронный ресурс] // Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия Школьная Лига РОСНАНО. URL: http://www.slideshare.net/schoolnano/3-13071923 (дата обращения: 17.04.2013) 6. Грачева А.М., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Собкин В.С. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 123–131. 7. Даровский В.П. Кинофестивали: Рождение. Становление. Современное состояние. – СПб: СПбГУКИ, 2005 – 172 с. 8. Казакова Е.И, Галактионова Т.Г, Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО. 2009. 64 c. 9. Кино и дети. Сборник статей / Сост.: М. Шнейдер, А. Попова. М.: Искусство, 1971. 288 с. 10. Колотаев В.А. Метаидентичность: киноискусство и телевидение в системе построения способов жизни. СПб.: Нестор-История, 2010. 318 с. 14 11. Лиханова Е.Н. Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. 2006. №1. C. 22-38. 12. Митта А. Кино между адом и раем. Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. М.: Подкова, 1999. 480 с. 13. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. – 176 с. 14. Разлогов К. Э. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: Эксмо, 2011. – 688 с. 15. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР, 2001. – 708 c. 16. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмонтности. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 184 c. Сайты, с которых взяты фильмы http://pravfilms.ru http://www.kinopoisk.ru http://films.imhonet.ru http://pravosfilm.ru/load/khudozhestvennye_filmy/film_pravo_na_chudo_sm otret_onlajn/8-1-0-516 15 ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета Продолжи, пожалуйста, следующие предложения: 1. Особенно мне нравится заниматься_____________________________ 2. Я люблю читать книги, журналы про____________________________ 3. Если бы я снимал(а) свой собственный фильм (или телепрограмму), он был бы о _________________________________________________ 4. Попробуй нарисовать этого героя. 5. Имя героя или кличка_________________________ 6. Качества характера_______________________ 7. Его уникальные способности___________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 16 Для заметок __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 17