Григоренко Я.Я. Киноклуб Сквозь горизонт 2021-2022 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………….…………3
2. Учебно-тематический план……………………………………….……….8
3. Календарно-тематический план………………………………………….. 9
4. Содержание программы…………………………………………………...10
5. Методическое обеспечение программы………………………………….13
6. Список литературы……………………………………………………….. 14
Приложение…………………………………………………………………...16

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа киноклуба «Сквозь Горизонт» направлена на духовнонравственное развитие воспитанников, является частью комплексной
программы

воспитательной

работы

в

Муниципальном

бюджетном

образовательном учреждении города Керчи Республики Крым для детей,
нуждающихся

в

сопровождении

психолого-педагогическом

«Центр

и

медико-социальном

психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной помощи». Данная программа построена на объединении двух
видов деятельности: дискуссии и просмотра кино, которые выполняют
функцию формирования коммуникативных навыков, через выход на диалог и
воспитание зрительской культуры посредством художественно-эстетического
развития.
Используя метод дискуссии, мы приучаем участников обсуждений к
тому, чтобы они учились думать, размышлять, формировать свою точку
зрения, высказывать и отстаивать ее. В ходе дискуссии участники учатся
слушать и слышать других участников, уважать и принимать их мнение.
Кино является средством широкого информационного воздействия на
человека. Кино отражает события и явления, происходящие в мире, ставит
проблемные вопросы, заставляет думать и анализировать зрителя, подражать
и узнавать что-то новое. Кино способно одновременно пробудить и раскрыть
чувства и эмоции сотни самых разных зрителей. Синтезируя в себе
эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и
музыки,

кино

воздействия,

является

благодаря

сильным
которому

средством
с

психоэмоционального

участниками

киноклуба

могут

происходить изменения в восприятии окружающего мира, в формирование
ценностных критериев социума, переоценка сформировавшихся ценностей.
Создание киноклуба ориентировалось выбором высококачественного
материала, ориентированного на взращивание духовных, морально-этических
и патриотических ценностей в юных умах и душах наших воспитанников.
3

Наш киноклуб начинается с просмотров отдельных фильмов и их
последующего обсуждения. Фильмы являются метафорическим способом
решения возникших проблемных психолого-педагогических ситуаций и
формирования нравственно-этических критериев по обсуждаемым вопросам.
Программа киноклуба построена на просмотре лучших фильмов
российского и зарубежного производства. Программа создавалась с учетом
возрастных психологических особенностей воспитанников и направлена на
совместную работу с подростками.
Подростковый возраст в жизни человека является самым сложным
периодом, так как сопровождается кризисом, связанным с взрослением. Он
имеет ряд характерных особенностей, которые связаны в первую очередь
психическими новообразованиями. В этом возрасте у подростка формируется
собственная самосознание, самооценка, и способность к рефлексии. Также
происходит окончательное завершение формирования духовных ориентаций.
Поэтому очень важно дать детям верное направление в выстраивании системы
нравственных и моральных ценностей. Подростки с интересом общаются и
смотрят фильмы, читают книги, где могут найти подтверждение волнующих
их

вопросов, касающихся

дружбы, взаимопонимания, предательства,

сострадания, сопереживания, любви, и т. д. И вот здесь на помощь приходит
киноискусство, которое способно в метафорической форме с разных сторон
взглянуть на волнующие подростков вопросы. Вместе с киногероями он может
сопереживать: плакать, смеяться, злиться, ненавидеть, освобождая себя от
боли, разочарования, одиночества, переосмысливая и переоценивая свои
мысли, слова и поступки. Обсуждение и анализ фильма, соотношение
увиденного со своей собственной жизнью дают возможность совсем иначе
взглянуть на разрешение той или иной проблемы, выстроить моральные и
духовно-нравственные ориентиры. Кино, как феномен, несомненно обладает
серьёзной

терапевтической

профилактических

и

силой,

коррекционных

целесообразно.
4

поэтому

использование

его

в

целях

представляется

вполне

Целью

данной

программы

является

осмысление

культурных,

нравственных и морально-этических ценностей современного общества в
целом и в подростковой среде в частности.
В основные задачи программы входит:
– знакомство с основами духовной культуры (как православной, так и
иных конфессий);
– развитие умения понимать и различать нравственные категории,
анализировать ситуации, действия и поступки киногероев с точки зрения норм
морали;
– развитие чувства эмпатии, навыков понимания эмоций, чувств,
переживаний киногероев и собственных;
– формирование навыков критического мышления;
– развитие умения формировать и высказывать свою точку зрения;
– развитие навыков грамотного ведения дискуссии, умения слушать и
слышать собеседника и уважать его мнение;
–

развитие

навыков

художественно-эстетического

восприятия,

эстетического вкуса, через критерии красоты, соразмерности, целостности и
выразительности.
Программа ориентирована на воспитанников возрастом 12-16 лет;
количество участников - 5-15 человек; периодичность встреч - 1 раз в неделю;
продолжительность занятия - 1 час – 1 час 30 минут; срок реализации – 1 год;
количество часов в год – 36 часов.
В программе будут использоваться методики: «безоценочное интервью»,
«нарративный показ». Предлагаемые методики могут использоваться
целиком, частично и смешанно.
Условиями подбора фильма являются: актуальность проблематики для
аудитории; соответствие темы возрасту аудитории; динамичность и яркость
сюжета; полнометражный/короткометражный фильм; программа киноклуба
не предусматривает демонстрацию фильмов в жанре боевиков, ужасов,
триллеров, эротики и т.п.; фильмы с рейтингом «12+».
5

Предполагаемой тематикой фильмов должны быть: дружба, вера, любовь,
личность, семейные ценности, взаимоотношения между сверстниками,
взаимоотношения поколений, личность в контексте времени, историческая
эпоха, чувство патриотизма и ответственности перед обществом.
Ожидаемые результаты:
– осознание чувств, переживаний собственных и других людей;
– умение анализировать свои собственные поступки и поступки других
людей в различных ситуациях;
– умение слушать собеседника, принимать его точку зрения и
высказывать свою;
– сформированность критериев духовно-нравственных ценностей;
приобщение к искусству кинематографа.
Формами промежуточного контроля во время реализации программы:
1. Поведение детей во время кинопросмотра:
Степень вовлеченности: высокая (внимательно смотрит); средняя
(периодически отвлекается и обсуждает с соседями посторонние вопросы);
низкая (отвлекается и занимается другими делами); отсутствие вовлеченности
(бродит по залу, уходит).
Реакция на ключевые, эмоционально насыщенные моменты кинофильма:
ярко выраженная (смех, восклицания, комментарии); слабо выраженная
выраженная (слабая мимика лица); отсутствие выраженной реакции.
2. Коллективные обсуждения просмотренных фильмов:
Уровень оценки (анализа) кинофильмов: высокий (оценка социальной
значимости произведения, интерпретация позиции героев); средний (умение
дать характеристику поступкам и психологическим состояниям героев);
низкий (путанность суждений, отсутствие интерпретации позиции героев).
Эмоциональная активность суждений: высокая (образность, яркость
речи); средняя (формальность суждения); низкая (суждение с помощью
преподавателя).
6

3. Детские творческие работы (Рисунок – изображение героя, который
наиболее

понравился;

собственная

сказочная

история,

кинофильм,

мультфильм).
Соответствие работы тематике задания: полностью соответствует
(угадывается образ героев, их характер); соответствует частично; не
соответствует.
Степень аргументированности выбора героев: высокая (обоснована
собственная позиция); средняя (формальность суждения); низкая (суждение с
помощью преподавателя).

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Кол-во часов

Название темы, раздела

1.

«Введение в киноискусство»

1.1.

Вводное
занятие
«Давайте
знакомиться»
(представление
киноклуба, игры на знакомство)
Кино в моей жизни. Возможности
кинематографа: польза или вред
Мой любимый герой (презентация)

1.2.
1.3.

Всего

Теория
(просмотр)

Практика
(обсуждение)

3

-

3

1

-

1

1

-

1

1

-

1

2.
2.1.

«Исторические фильмы»
«Храброе
сердце»
(старшие
школьники)

12
3

8
2

4
1

2.2.

«Король вне
школьники)

3

2

1

2.3.
2.4.
3.

«Слуга государев»
«Тарас Бульба»

3
3

2
2

1
1

Военно-патриотическая
тематика:

6

4

2

3.1.

«Брестская крепость»

3

2

1

3.2.

«28 панфиловцев»

3

2

1

4.

«Фильмы
о
взрослении.
Подростковые драмы.»

15

10

5

4.1.
4.2.

«Чучело»
«Книга Генри»

3
3

2
2

1
1

4.3.

«Великан»

3

2

1

4.4.

«Подбросы» (старшие школьники)

3

2

1

4.5.

«Класс
коррекции»
школьники)

3

2

1

36

26

10

закона»

(старшие

(старшие

Всего

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.
1.1.

1.2.

1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.

Тема

Количество
часов
«Введение в киноискусство»
3
Вводное занятие «Давайте
1
знакомиться» (представление
киноклуба,
игры
на
знакомство)
Кино
в
моей
жизни.
1
Возможности кинематографа:
польза или вред
Мой
любимый
герой
1
(презентация)
«Исторические фильмы»
12
«Храброе сердце» (старшие
3
школьники)
«Король вне закона» (старшие
3
школьники)
«Слуга государев»
3
«Тарас Бульба»
3
Военно-патриотическая
6
тематика:
«Брестская крепость»
3
«28 панфиловцев»
3
«Фильмы
о
взрослении.
15
Подростковые драмы.»
«Чучело»
3
«Книга Генри»
3
«Великан»
3
«Подбросы»
(старшие
3
школьники)
«Класс коррекции» (старшие
3
школьники)
Итого:
36

9

Отметка о
выполнении

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ход занятия
1. Приветствие аудитории.
2. Просмотр фильма.
3. Обсуждение фильма с включением методик, используемых в
программе.
4. Подведение итогов.
Описание методик
Методика безоценочного интервью
Участники кинопоказа отвечают на вопросы ведущего (педагога). Сам
педагог при обсуждении говорит в последнюю очередь, чтобы ребятам
хотелось самим додумывать и спорить, расспрашивать и рассуждать.
1. Пробуждение эмоциональной памяти.
Вопросы направлены на воспоминания об увиденном: «Закройте глаза.
Какая картинка, звук, слова всплывают у вас в памяти в первую секунду из
только что просмотренного фильма?»
2. Легализация и освобождение от негативных эмоций.
Вопросы направлены на освобождение сознания зрителя от негативных
реакций, возникших вовремя просмотра, необходимы для выражения своих
чувств и эмоций, и продуктивного диалога об увиденном (негатив может быть
связан с субъективным состоянием ребенка, поведением зрительного зала, с
содержанием и т.д.).
– Где вам было скучно?
– Что вас откровенно раздражало?
– Что у вас вызвало в фильме отторжение, агрессию?
– Что вас огорчило, что было неприятного, обидного?
3. Пробуждение позитива и разрешение эмоциональной реакции.
Вопросы направлены на переживание своих позитивных чувств,
связанных с просмотром фильма.
10

– Где вы искренно смеялись или улыбались?
– В какой момент вам было комфортно, потеплело на душе.
– Какой момент вызвал у вас добрые, теплые ощущения?
4. Глубинное переживание.
– Где было ощущение, что действие захватило вас по-настоящему и до
конца?
– Где было грустно, больно, хотелось поплакать?
5. Вопросы на сопереживание и идентификацию.
– За кем из героев вы чаще всего наиболее пристально следили?
– Были ли такие моменты, где вам было особенно радостно или страшно
за них?
– Где вам было за них стыдно?
– Где вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с
ним?
– Если бы вы могли с ним познакомиться, кем бы вы хотели его видеть:
братом или сестрой, другом, старшим товарищем, бабушкой или дедушкой,
тетей или дядей, кем-то еще?
– О чем бы вы с ним разговаривали? Как бы проводили время?
6. Художественно-эстетическое осознание увиденного.
Вопросы связаны с обсуждением специфических художественных
выразительных средств фильма. Здесь обращается внимание на работу
художника, композитора, драматурга, режиссера, актеров.
– Если бы у спектакля не было названия – как бы вы его назвали?
– Если бы в спектакле не было таких-то сцен, изменилось бы что-то в
вашем восприятии?
– Если бы там была не такая, а другая музыка, цветовая гамма, декорации
и т.д. – что-то изменилось бы для вас? Если «да/нет», то что?
7. Обобщение.
– О чем фильм?
– К кому обращен фильм?
11

– Кому из своих близких и знакомых вы посоветовали бы посмотреть этот
фильм? Почему?
– Что бы вы ему при этом сказали?
Методика нараттивного показа
«Нарративный показ» включает в себя просмотры фильмов с
последующим их обсуждением в ключе нарративных (повествовательных)
практик. Идея «нарративного кинопоказа» основана на том, что фильм, в
котором заложены нравственные категории, порождает в зрителе ассоциации
с собственной жизнью, истории, произошедшие лично с ним или с кем-то из
близких.
1. Просмотр фильма.
2. Обсуждение фильма.
3. Моделирование ситуаций, показанных в фильме и вызвавших яркий
эмоциональный отклик у участников кинопросмотра. Зрители рассказывают
собственные истории, связанные с поднятыми в фильме темами и проблемами,
которые имели свое разрешение.
4. Зрители слушают истории других людей.
5. Продолжение дискуссии в ключе эмоциональных переживаний
(просмотренный фильм, услышанные истории).
6. Подведение итога, в котором говорится о приобретении возможных
способов разрешения обсуждаемых жизненных ситуаций.

12

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия
Современные кинофильмы (российские и зарубежные)
1. «Храброе сердце» (Braveheart); США; 1995; Мэл Гибсон; 178 мин.; 16+;
R.
2. «Король вне закона» (Outlaw King); Великобритания, США; 2018;
Дэвид Маккензи; 121 мин.; R.
3. «Слуга государев»; Россия; 2007; Олег Рясков; 131 мин.; 16+.
4. «Тарас Бульба»; Россия, Украина, Польша; 2009; Владимир Бортко; 131
мин.; 16+.
5. «Брестская крепость»; Россия, Беларусь; 2010; Александр Котт; 131
мин.; 16+.
6. «28 панфиловцев»; Россия; 2016; Андрей Шальопа; 120 мин.; 12+, PG13.
7. «Чучело»; СССР; 1983; Ролан Быков, Аркадий Хайт; 127 мин.; 12+.
8. «Книга Генри» (The Book of Henry); США; 2016; Колин Треворроу; 105
мин.; 16+, PG-13.
9. «Великан» (The Mighty); США; 1998; Питер Челсом; 100 мин.; 12+, PG13.
10. «Подбросы»; Россия, Литва, Ирландия, Франция; 2018; Иван И.
Твердовский; 88 мин.; 16+, PG-13.
11. «Класс коррекции»; Россия; 2014; Иван И. Твердовский; 85 мин.; 16+.

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей
начальных классов, воспитателей, родителей. – М.: ВИПК, 1992. – 74 с.
2. Баранов О.А. Экран становится другом: Из опыта работы учителя.
– М.: Просвещение, 1979. – 96 с.
3.

Баранов

О.А. Фильм

в

воспитательной

работе

с

учащейся

молодежью: Учебное пособие / О.А. Баранов, С.Н. Пензин. – Тверь: Твер. гос.
ун-т, 2005 – 188 с.
4. Баранов О.А. Художественный кинематограф в работе средней школы.
– Калинин: КГУ, 1977 – 82 с.
5. Галактионова Т.Г. Урок 3. Семиотическая дидактика. Материалы к
дистанционному курсу [Электронный ресурс] // Портфель читателяисследователя: опыты, эксперименты, открытия Школьная Лига РОСНАНО.
URL: http://www.slideshare.net/schoolnano/3-13071923 (дата

обращения:

17.04.2013)
6. Грачева А.М., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Собкин В.С.
Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения
киноперсонажа // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 123–131.
7. Даровский В.П. Кинофестивали: Рождение. Становление. Современное
состояние. – СПб: СПбГУКИ, 2005 – 172 с.
8. Казакова Е.И, Галактионова Т.Г, Пугач В.Е. Основные приемы и
технологии

в

работе

тьютора:

Учебно-методическое

пособие.

М.:

АПКиППРО. 2009. 64 c.
9. Кино и дети. Сборник статей / Сост.: М. Шнейдер, А. Попова. М.:
Искусство, 1971. 288 с.
10. Колотаев В.А. Метаидентичность: киноискусство и телевидение в
системе построения способов жизни. СПб.: Нестор-История, 2010. 318 с.
14

11. Лиханова Е.Н. Социально-психологический и морально этический
аспекты экранной культуры современного подростка // Медиаобразование.
Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. 2006. №1.
C. 22-38.
12.

Митта

А. Кино

между

адом

и

раем.

Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку,
Тарковскому. М.: Подкова, 1999. 480 с.
13. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические
проблемы. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. – 176 с.
14. Разлогов К. Э. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: Эксмо,
2011. – 688 с.
15. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. –
Ростов: ЦВВР, 2001. – 708 c.
16. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной
медиаграмонтности. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 184 c.
Сайты, с которых взяты фильмы
http://pravfilms.ru
http://www.kinopoisk.ru
http://films.imhonet.ru
http://pravosfilm.ru/load/khudozhestvennye_filmy/film_pravo_na_chudo_sm
otret_onlajn/8-1-0-516

15

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета
Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
1. Особенно мне нравится заниматься_____________________________
2. Я люблю читать книги, журналы про____________________________
3. Если бы я снимал(а) свой собственный фильм (или телепрограмму), он
был бы о _________________________________________________
4. Попробуй нарисовать этого героя.
5. Имя героя или кличка_________________________
6. Качества характера_______________________
7. Его уникальные способности___________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

16

Для заметок
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».