Гынку Е.Г. Квиллинг 2021-2022 уч. год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………….………………….…………………………3
2. Учебно-тематический план……………..……………………………...…7
3. Календарно тематический план………………………………………......8
4. Содержание программы………………………………………………….10
5. Организационно-педагогические условия реализации программы…...14
6. Список литературы……………………………………………………….16

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему
с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества –
изобретение

бумаги

(бумагокручение,

дало

или

начало

бумажная

различным
филигрань)

ремёслам.
искусство

Квиллинг
украшения

витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня
бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как
неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был
и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания
истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом
имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных,
духовных и творческих качеств личности ребенка.
Данная программа предназначена для обучения детей выполнению
декоративных композиций в технике квиллинг.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении
применении дидактического материала, учитывающего

и

возрастные

особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного
развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая
разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику
руки, способствует

инеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает

среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать
жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные
поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные
композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня
квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства –
дизайном.
Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое
мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и
3

умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится
находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру
прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Во время работы по программе, воспитанники знакомятся с историей
возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и
приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей,
взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно
созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В
первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
– Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в
одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
– Подобран и разработан комплект дидактических материалов для
изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
– Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во
время обучения.
– В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
– Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности
каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления
детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство
успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель
обуславливает следующие задачи:
Задачи программы:
Обучающие:
– формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике
«квиллинг»;
– познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами
квиллинга;
– создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
4

Развивающие:
– развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию
детей;
– развивать у детей способность работать руками, совершенствовать
мелкую моторику рук, развивать глазомер;
– развивать сенсорные и умственные способности;
– развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
– совершенствовать трудовые навыки;
– формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и
экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:
1. Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала
– таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок,
современных мультимедийных средств.
2. Принцип системности и последовательности – обучение ведется от
простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
3. Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме,
возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.
4. Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную
литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии.
5.

Дифференцированный

и

индивидуальный

подход

–

педагог

внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную
систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и
индивидуальные особенности каждого ребенка.
Возрастная категория детей – 7 - 13 лет.
Срок реализации программы – 1 год, 72 часа, по 2 занятия в неделю.
Форма проведения занятий – групповая.
5

Структура

занятий

выстроена

с

учетом

здоровьесберегающих

технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
В результате обучения у воспитанников:
– появятся представления об истории возникновения квиллинга;
– будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в
технике квиллинг;
– сформируются практические навыки художественной обработки бумаги
в технике «квиллинг»;
– научатся обращаться с простейшими орудиями труда;
– смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных
полосок;
– разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую
моторику рук, разовьют глазомер;
– научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место.
Оценка знаний воспитанников проводится визуально во время занятий,
а также во время собеседований с преподавателем.
Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей
в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по
декоративно-прикладному искусству различного уровня.
При

оценке

качества

выполняемых

заданий

осуществляется

дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения
зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и
способностей каждого ребенка.

6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.

2.2.

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
6.

Наименование разделов, тем
Вводное занятие
История квиллинга
История возникновения квиллинга.
Посещение выставки
Материаловедение
Знакомство
с
материалами
и
инструментами. Бумага тонированная,
цветная, серпантин, картон цветной.
Основные их свойства и качества.
Знакомство
с
различными
дополнительными приспособлениями:.
зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки,
калька, карандаш простой Основные их
свойства и качества.
Основы композиции и цветоведения
Основные законы композиции.
Знакомство с основными и составными
цветами. Дополнительные цвета.
Цветовой круг.
Теплые и холодные цвета.
Техника выполнения квиллинга
Основные элементы квиллинга: плотная
катушка
Основные
элементы квиллинга:
ажурные элементы
Листья
Эскиз
Цветочные композиции
Композиция «Ромашка»
Композиция «Зеленый виноград»
Композиция «Тюльпаны»
Композиция «Тайна золотого цветка одуванчик»
Композиция «Дерево счастья»
Композиция «Цветок солнца»
Итоговое занятие
Итого:

7

Количество часов
теория

практика

всего

2
2
1
1
2
1

2
1
1
2
1

2
4
2
2
4
2

1

1

2

4
1
1

4
1
1

8
2
2

1
1
5
1

1
1
5
1

2
2
10
2

2

2

4

1
1
21
3
3
3
3

1
1
21
3
3
3
3

2
2
42
6
6
6
6

4
5
1
37

4
5
1
35

8
10
2
72

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Тема

Количество
часов
2

Вводное занятие
1.

История квиллинга

4

1.1. История возникновения квиллинга

2

1.2. Посещение выставки

2

2.

Материаловедение

2.1. Знакомство

4

с

материалами

и

2

инструментами. Бумага тонированная,
цветная, серпантин, картон цветной.
Основные их свойства и качества.
2.2. Знакомство

с

различными

2

дополнительными приспособлениями:
зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки,
калька, карандаш простой

Основные

их свойства и качества.
3.

Основы композиции и цветоведения

8

3.1. Основные законы композиции.

2

3.2. Знакомство с основными и составными

2

цветами. Дополнительные цвета.
3.3. Цветовой круг.

2

3.4. Теплые и холодные цвета.

2

4.

Техника выполнения квиллинга

10

4.1. Основные элементы квиллинга: плотная

2

катушка
4.2. Основные

элементы

квиллинга:

ажурные элементы
8

4

Отметка о
выполнении

4.3. Листья

2

4.4. Эскиз

2

Цветочные композиции

42

5.1. Композиция «Ромашка»

6

5.2. Композиция «Зеленый виноград»

6

5.3. Композиция «Тюльпаны»

6

5.4. Композиция «Тайна золотого цветка –

6

5.

одуванчик»
5.5. Композиция «Дерево счастья»

8

5.6. Композиция «Цветок солнца»

10

Итоговое занятие

2

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Знакомство с новым видом бумажной пластики «Квиллинг».
1. История квиллинга
1.1. История возникновения квиллинга.
Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида
искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и
инструментами.
1.2. Посещение выставки.
Знакомство с лучшими работами восптанников и педагога.
2. Материаловедение
2.1. Знакомство с материалами.
Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными
свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
2.2. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями.
Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки,
ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей
ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
3. Основы композиции и цветоведения.
3.1. Основные законы композиции.
Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов.
Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.2. Основные и составные цвета.
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка композиций.
10

3.3. Цветовой круг.
Знакомство с цветовым кругом.

Знакомство с основными и составными

цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
3.4. Теплые и холодные цвета.
Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его
светлость. Цветовой контраст.
Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.
4. Техника выполнения квиллинга
4.1. Основные элементы квиллинга – плотная катушка.
Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги – плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения плотной катушки.
4.2. Основные элементы квиллинга – ажурные элементы.
Выполнение основных элементов квиллинга - ажурные элементы.
Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов.
4.3. Изготовление листьев
Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги.
4.4. Выполнение эскиза.
Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции
5.1. Композиция «Ромашка»
1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Ромашка»
2) Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев.
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев.
3) Составление композиции.
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу.

11

5.2. Композиция «Зеленый виноград»
1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая

работа:

Разработка

эскиза

«Зеленый

виноград»

по

предложенному образцу.
2) Изготовление необходимых элементов для композиции «Зеленый
виноград».
Практическая работа: изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из
них грозди винограда. Изготовление листьев из бумаги. Изготовление
длинной спирали.
3) Составление композиции.
Практическая

работа:

составление

композиции

из

заготовок

по

разработанному эскизу.
5.3. Композиция «Тюльпаны»
1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Тюльпаны».
2) Изготовление необходимых элементов для композиции «Тюльпаны»
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из
бумажных полосок.
3) Составление композиции.
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу.
1.4.

Композиция «Тайна золотого цветка – одуванчик»

1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции.
2) Изготовление необходимых элементов для композиции.
Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных
полосок, стеблей и листьев из бумаги.
3) Составление композиции.
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу.

12

5.5. Композиция «Дерево счастья»
1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции.
2) Изготовление необходимых элементов для композиции.
Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка.
3) Изготовление необходимых элементов для композиции.
Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка.
4) Составление композиции.
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу.
5.6 . Композиция «Цветок солнца»
1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Цветок солнца».
2) Изготовление необходимых элементов для композиции.
Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и
листьев.
3) Сборка цветов.
Практическая работа: сборка цветов из заготовок лепестков.
4) Составление композиции по эскизу.
Практическая работа: составление композиции из заготовок.
6. Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки.

Работы детьми оформляются

самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках
в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.

13

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими
инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
Методы обучения, используемые при проведении занятий:
1. Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы,
лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и
повторения пройденного.
2. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность,
воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению
задания, поиску нестандартных творческих решений.
3. Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся
справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих.
Способствует

взаимопониманию

между

членами

группы,

созданию

дружественной обстановки.
4. Отработка технических навыков работы с художественными
материалами и инструментами, способствует повышению качества работы,
учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
5. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной
демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при
объяснении нового материала.
6. Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для
определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы,
обмена опытом.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий:
бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм, полоски гофрированного
картона, зубочистки, пинцеты, цветной картон, ножницы, клей, рамки для
оформления работ, карандаш, ластик, бумага для эскизов, калька.

14

Дидактические материалы:
Наглядные пособия – таблицы, изготовлены преподавателем:
1. «Цветовой круг. Смешивание цветов»;
2. «Основные элементы квиллинга»;
3. «Ромашка»;
4. «Зеленый виноград»
5. «Тюльпаны»
6. «Одуванчики»
7. «Дерево счастья»
8. «Подсолнухи»

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Быстрицкая А., Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –
М.: «Юный художник», 2001.
3. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
4. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. –
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
5. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. –
Обнинск: «Титул», 1998.
2. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
3. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-наДону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. – М.:
Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2 – М.:
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3 – М.:
ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

16

Для заметок
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».