СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…………………………….………………….…………………………3 2. Учебно-тематический план……………..……………………………...…7 3. Календарно тематический план………………………………………......8 4. Содержание программы………………………………………………….10 5. Организационно-педагогические условия реализации программы…...14 6. Список литературы……………………………………………………….16 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги (бумагокручение, дало или начало бумажная различным филигрань) ремёслам. искусство Квиллинг украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка. Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций в технике квиллинг. Новизна программы заключается в разработке, изготовлении применении дидактического материала, учитывающего и возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка. Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует инеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном. Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и 3 умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир. Во время работы по программе, воспитанники знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить. Отличительные особенности программы заключаются в том, что: – Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети. – Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей. – Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения. – В процессе обучения реализуется дифференцированный подход. – Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития. Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи: Задачи программы: Обучающие: – формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг»; – познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга; – создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок. 4 Развивающие: – развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; – развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер; – развивать сенсорные и умственные способности; – развивать пространственное воображение. Воспитательные: – воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»; – совершенствовать трудовые навыки; – формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Принципы обучения, используемые во время проведения занятий: 1. Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств. 2. Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач. 3. Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы. 4. Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии. 5. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Возрастная категория детей – 7 - 13 лет. Срок реализации программы – 1 год, 72 часа, по 2 занятия в неделю. Форма проведения занятий – групповая. 5 Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. В результате обучения у воспитанников: – появятся представления об истории возникновения квиллинга; – будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг; – сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг»; – научатся обращаться с простейшими орудиями труда; – смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок; – разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию; – разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер; – научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Оценка знаний воспитанников проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня. При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка. 6 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 6. Наименование разделов, тем Вводное занятие История квиллинга История возникновения квиллинга. Посещение выставки Материаловедение Знакомство с материалами и инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные их свойства и качества. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями:. зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества. Основы композиции и цветоведения Основные законы композиции. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Техника выполнения квиллинга Основные элементы квиллинга: плотная катушка Основные элементы квиллинга: ажурные элементы Листья Эскиз Цветочные композиции Композиция «Ромашка» Композиция «Зеленый виноград» Композиция «Тюльпаны» Композиция «Тайна золотого цветка одуванчик» Композиция «Дерево счастья» Композиция «Цветок солнца» Итоговое занятие Итого: 7 Количество часов теория практика всего 2 2 1 1 2 1 2 1 1 2 1 2 4 2 2 4 2 1 1 2 4 1 1 4 1 1 8 2 2 1 1 5 1 1 1 5 1 2 2 10 2 2 2 4 1 1 21 3 3 3 3 1 1 21 3 3 3 3 2 2 42 6 6 6 6 4 5 1 37 4 5 1 35 8 10 2 72 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема Количество часов 2 Вводное занятие 1. История квиллинга 4 1.1. История возникновения квиллинга 2 1.2. Посещение выставки 2 2. Материаловедение 2.1. Знакомство 4 с материалами и 2 инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные их свойства и качества. 2.2. Знакомство с различными 2 дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества. 3. Основы композиции и цветоведения 8 3.1. Основные законы композиции. 2 3.2. Знакомство с основными и составными 2 цветами. Дополнительные цвета. 3.3. Цветовой круг. 2 3.4. Теплые и холодные цвета. 2 4. Техника выполнения квиллинга 10 4.1. Основные элементы квиллинга: плотная 2 катушка 4.2. Основные элементы квиллинга: ажурные элементы 8 4 Отметка о выполнении 4.3. Листья 2 4.4. Эскиз 2 Цветочные композиции 42 5.1. Композиция «Ромашка» 6 5.2. Композиция «Зеленый виноград» 6 5.3. Композиция «Тюльпаны» 6 5.4. Композиция «Тайна золотого цветка – 6 5. одуванчик» 5.5. Композиция «Дерево счастья» 8 5.6. Композиция «Цветок солнца» 10 Итоговое занятие 2 9 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие Знакомство с новым видом бумажной пластики «Квиллинг». 1. История квиллинга 1.1. История возникновения квиллинга. Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами. 1.2. Посещение выставки. Знакомство с лучшими работами восптанников и педагога. 2. Материаловедение 2.1. Знакомство с материалами. Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин. Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина. 2.2. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем. Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина. 3. Основы композиции и цветоведения. 3.1. Основные законы композиции. Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения. Практическая работа: зарисовка композиций. 3.2. Основные и составные цвета. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Практическая работа: зарисовка композиций. 10 3.3. Цветовой круг. Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Практическая работа: зарисовка цветового круга. 3.4. Теплые и холодные цвета. Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок. 4. Техника выполнения квиллинга 4.1. Основные элементы квиллинга – плотная катушка. Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги – плотная катушка. Практическая работа: техника выполнения плотной катушки. 4.2. Основные элементы квиллинга – ажурные элементы. Выполнение основных элементов квиллинга - ажурные элементы. Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов. 4.3. Изготовление листьев Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги. 4.4. Выполнение эскиза. Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции. Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции. 5. Цветочные композиции 5.1. Композиция «Ромашка» 1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Практическая работа: разработка эскиза композиции «Ромашка» 2) Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев. Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев. 3) Составление композиции. Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу. 11 5.2. Композиция «Зеленый виноград» 1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Практическая работа: Разработка эскиза «Зеленый виноград» по предложенному образцу. 2) Изготовление необходимых элементов для композиции «Зеленый виноград». Практическая работа: изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди винограда. Изготовление листьев из бумаги. Изготовление длинной спирали. 3) Составление композиции. Практическая работа: составление композиции из заготовок по разработанному эскизу. 5.3. Композиция «Тюльпаны» 1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Практическая работа: разработка эскиза композиции «Тюльпаны». 2) Изготовление необходимых элементов для композиции «Тюльпаны» Практическая работа: изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок. 3) Составление композиции. Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу. 1.4. Композиция «Тайна золотого цветка – одуванчик» 1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Практическая работа: разработка эскиза композиции. 2) Изготовление необходимых элементов для композиции. Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги. 3) Составление композиции. Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу. 12 5.5. Композиция «Дерево счастья» 1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Практическая работа: разработка эскиза композиции. 2) Изготовление необходимых элементов для композиции. Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка. 3) Изготовление необходимых элементов для композиции. Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка. 4) Составление композиции. Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу. 5.6 . Композиция «Цветок солнца» 1) Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Практическая работа: разработка эскиза композиции «Цветок солнца». 2) Изготовление необходимых элементов для композиции. Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев. 3) Сборка цветов. Практическая работа: сборка цветов из заготовок лепестков. 4) Составление композиции по эскизу. Практическая работа: составление композиции из заготовок. 6. Итоговое занятие. Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня. 13 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности. Методы обучения, используемые при проведении занятий: 1. Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного. 2. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений. 3. Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки. 4. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности. 5. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала. 6. Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом. Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий: бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм, полоски гофрированного картона, зубочистки, пинцеты, цветной картон, ножницы, клей, рамки для оформления работ, карандаш, ластик, бумага для эскизов, калька. 14 Дидактические материалы: Наглядные пособия – таблицы, изготовлены преподавателем: 1. «Цветовой круг. Смешивание цветов»; 2. «Основные элементы квиллинга»; 3. «Ромашка»; 4. «Зеленый виноград» 5. «Тюльпаны» 6. «Одуванчики» 7. «Дерево счастья» 8. «Подсолнухи» 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. Быстрицкая А., Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006. 2. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. – М.: «Юный художник», 2001. 3. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984. 4. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. 5. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998. 2. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996. 3. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-наДону: 2011 2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011 3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. – М.: Эксмо,2009. 4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008 5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2 – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007 6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3 – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 16 Для заметок __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 17